02 февраля 2018, 07:00

Петрозаводские дороги не спасет даже наука

Грунтовые воды размывают асфальт, водители маршруток провоцируют аварии: отвечаем, почему на дорогах карельской столицы так небезопасно.

На совещание в городской администрации, посвященное безопасности дорожного движения, пришли несколько десятков человек. Вопросы выступавшим, однако же, задавали только журналисты. Остальным, очевидно, на мероприятии было скучно, хотя проблем на городских магистралях хватает. И вызваны они не только объективными причинами.

Из выбоин не выеду я

Транспортная сеть в Петрозаводске сложилась давно, была устроена по старым градостроительным нормам. Теперь в карельской столице на тысячу жителей приходится около 440 автомобилей. Как отметил начальник управления городского хозяйства Андрей Бекелев, это самый высокий процент среди городов СЗФО, и построенные в советское время дороги «не в полной мере соответствуют социально-экономическим потребностям».

Можно выделить узкие проезжие части, отсутствие тротуаров на части городских улиц, нехватку парковочных мест,

– уточнил чиновник.

Если с дефицитом парковок петрозаводские автомобилисты более или менее готовы мириться, то разбитые дороги, если честно, уже сильно надоели. Они не только гробят машины, но и провоцируют аварии. Чиновники попытались отчитаться о своих скромных достижениях в борьбе с многочисленными ямами.

– В 2017 году были комплексно отремонтированы с заменой дорожного полотна семь автомобильных дорог… Точнее, семь участков автодорог общей площадью около 32 тысяч квадратных метров. Также был ямочный ремонт, в том числе на улице Чапаева, проспекте Александра Невского, улице Заводской… – рассказал Андрей Бекелев.

Удалось свести к минимуму количество аварийно-опасных повреждений.

Последнее утверждение вызывает удивление. Не только на окраинах, но и в центре города есть ямы, в которых можно и колесо пробить, и глушитель оставить. К этой мысли склоняются и в ГИБДД.

– Состояние проезжей части зачастую не отвечает установленным требованиям. Для справки: в двухстах ДТП, в которых пострадали люди, выявлено 387 недостатков состояния дорожной сети, – рассказал начальник петрозаводской ГИБДД Алексей Андреев.

Из-за ям на дорогах карельской столицы в адрес администрации в 2017 году составлено 264 административных материала.

Это меньше, чем в 2016 году, но цифра огромная для города Петрозаводска! 

– подчеркнул Алексей Андреев.

– В 2017 году был такой период, когда в бюджете просто не было денег на то, чтобы заделывать даже аварийные выбоины, – отвечал Андрей Бекелев. – Как только такая возможность появилась, выбоины частично были заделаны. Но бюджетный процесс сложный, и мы понимаем, что если денег нет, то подрядчик бесплатно работать не будет.

Стандартное объяснение: «Денег нет». Проблема заключается в том, что деньги-то на самом деле есть, только расходовать их чиновники не умеют. В сентябре прошлого года экс-руководитель карельского дорожного комитета Евгений Пыленок недоумевал, почему местные власти не используют средства Дорожного фонда. В большинстве муниципалитетов процент освоения был 0,00. В Петрозаводске – чуть лучше: 0,9. Менее одного процента. То есть из ста миллионов рублей, которые городу дали из Дорожного фонда, городские чиновники к сентябрю потратили чуть менее 900 тысяч рублей.

Идем далее. У мэрии нет денег на ликвидацию ям, но есть деньги на штрафы, которые выписывает ГИБДД за ненормативное состояние дорог. Приведем конкретные цифры. По данным информированного источника, штраф за аварийную выбоину в прошлом году составлял 300 тысяч рублей. Путем различных административных ухищрений сумму штрафа «сбивают» до 75 тысяч рублей. А ликвидация одной ямы – несколько тысяч рублей. То есть гораздо дешевле заделать десять выбоин, чем заплатить штраф за одну.

– Штрафов не избежать, – прокомментировала ситуацию мэр Петрозаводска Ирина Мирошник. – И мы не «находим» эти деньги – их с нас просто списывают.

Такой вот «бюджетный процесс».

Локатор в помощь

Впрочем, как выясняется, в ужасающем качестве городских магистралей виноваты не только чиновники, не умеющие осваивать средства Дорожного фонда. Оказывается, даже если найти деньги на новый асфальт, его отторгает сама земля карельская. Это не шутка, а научные данные, озвученные Бекелевым на вчерашнем совещании.

С помощью георадиолокации были выявлены подземные процессы, которые разрушают дорожное полотно. В частности, это скопление приповерхностных вод. В 2018 году такую работу мы продолжим.

– Уровень приповерхностных вод оказался довольно высок, соответственно, они подмывают полотно, и асфальтобетонное покрытие, каким бы оно ни было, вряд ли простоит заявленный гарантийный срок, – позже пояснил Андрей Бекелев в беседе с журналистами. По данным представителя администрации, таких исследований ранее не проводилось. Начальник управления отметил, что делать геологический анализ при каждом дорожном ремонте пока не представляется возможным. Первые пробные изыскания городской казне ничего не стоили, но, если этот процесс поставить на поток, потребуются дополнительные ассигнования.

– Это пилотный проект. Нельзя сказать, что мы это взяли за основу и будем использовать постоянно, – сказал Андрей Бекелев. – Есть множество аварийных выбоин, которые мы в любом случае должны заделывать немедленно.

Удивительная история. С одной стороны, кто мы такие, чтобы ставить под сомнение научные изыскания. С другой стороны, как говорится, терзают смутные сомнения. Приповерхностные воды, судя по всему, являются настоящим бичом тысяч российских городов, начиная с Калининграда и заканчивая Анадырем. При этом разрушительного действия приповерхностных вод почти не наблюдается, например, в Москве, а при пересечении границы России с Финляндией они вовсе куда-то исчезают. Не трогают приповерхностные воды и федеральную трассу «Кола», проходящую совсем рядышком с Петрозаводском. 

Откуда у приповерхностных вод взялась такая избирательность, надо будет спросить геологов. Пока что возникает ощущение (чисто субъективное), что у строителей появился великолепный аргумент, который при умелом использовании в суде позволит избегать исков по гарантийному ремонту дорог.

Маршрутка в никуда

Безопасность на дорогах зависит не только от асфальта, но и от людей, которые по нему ездят. Сотрудники ГИБДД регулярно ловят пьяных – в прошлом году их насчитали 760 человек. 150 таких «героев» стали фигурантами уголовных дел из-за повторного нарушения. Сражаются со стритрейсерами, мешающими спать мирным гражданам, а еще выявляют многочисленные нарушения на общественном транспорте. Правда, на этом фронте поле боя остается за «плохишами».

Так, в 2017 году зарегистрировано 18 ДТП с участием автобусов. В них ранены 19 человек и двое погибли. Важно, что 12 аварий, то есть две трети, произошли по вине водителей автобусов. Для сравнения: шоферы троллейбусов спровоцировали три ДТП.

Статистика не удивляет. Не так давно те же сотрудники ГИБДД рассказали про водителя-маршрутчика, на счету которого 134 нарушения. Такие люди спокойно работают на городских автобусах, подвергая опасности жизнь пассажиров и других участников движения.

– Не пора ли браться за самих перевозчиков? Например, расторгать контракты на обслуживание маршрутов? – задали мы вопрос Ирине Мирошник.

– Увещевания и уговоры мало результата приносят. Неотвратимость наказания – самый действенный метод. Мы в последнее время наладили взаимодействие с Ространснадзором в целях привлечения перевозчиков к более крупным штрафам. 100 тысяч – более крупная сумма, которая заставит задуматься и более ответственно подходить к исполнению обязанностей. По определенным маршрутам организована работа, – ответила мэр.

Давайте-ка подумаем. 100 тысяч рублей – сумма, конечно, крупная. Но не для маршрутчиков, которые, по сути, уже подмяли под себя пассажирские перевозки в Петрозаводске. Отметим, что мэрия вполне может расторгать отношения с фирмами, которые плохо оказывают услуги. Чиновники на совещании рассказали, как они доблестно разорвали контракт с компанией «Автодорстрой», пойманной на некачественном дорожном ремонте. Однако к маршрутчикам администрация Петрозаводска, как нам кажется, проявляет гораздо большую мягкость. Можно строить догадки почему.

Что имеем в итоге? Бороться с плохими дорогами – нет денег, сражаться с плохими перевозчиками – нет желания. Одна надежда – победить стритрейсеров: чтобы обрезать им крылья, ГИБДД просит перекрыть для сквозного проезда площадь Кирова  или хотя бы заставить ее «малыми архитектурными формами».

Но и здесь вопрос: как эти архитектурные формы будут выглядеть? Ведь главного архитектора в городе тоже нет.

Георгий Чентемиров's picture
Автор:

Журналистикой занимаюсь с 2007 года. Работал в "Молодежной газете", журнале "Ваш досуг", газете "Губернiя", на ГТРК "Карелия", в информационном агентстве "Республика".