22 сентября 2017, 09:00

Ноль целых, ноль сотых. Почему у нас такие дрянные дороги

Деньги Дорожного фонда Карелии – как никому не нужный мусор.

Наверное, правы те, кто говорит, что не надо поначалу строго судить вновь назначенного руководителя. Каждый, кто хоть раз назначался на какую-нибудь ответственную работу, понимает, как непросто войти во все детали и мелочи, узнать все проблемы и слабые места в «хозяйстве», выстроить какие-то тактики и стратегии, подобрать и организовать людей, поставить им цели и нарезать задачи. Это так.

Но время неумолимо. И за первыми приятными волнениями при вступлении в должность, за победой на выборах и церемонией инаугурации очень быстро настанет время, когда надо предъявлять результат. Результат именно своей работы. Год у руля региона – это тот период, когда уже трудно все списать на ошибки предшественников и происки прежней команды.

Евгений Пыленок

Не так давно Карелия поняла, что в 2017 году, так же как и в прежние годы, при прежнем руководстве, безнадежно провалена государственная программа расселения ветхого и аварийного жилья. На федеральном уровне Карелии поставлена очередная «двойка», и ничто не говорит о том, что дела пойдут на поправку. А 21 сентября руководитель Государственного комитета Республики Карелия по дорожному хозяйству, транспорту и связи Евгений Пыленок представлял в Законодательном собрании  исполнение государственной программы «Развитие транспортной системы» в части, касающейся ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения.

У меня в руках таблица, которая наглядно показывает, сколько денег на ремонт дорог из Дорожного фонда РК было в начале года расписано муниципалитетам и поселениям, сколько фактически профинансировано и сколько освоено по состоянию на 13 сентября. Что сказать вам про эту таблицу? Общее ощущение – катастрофа. Самая часто встречающая цифра здесь – ноль, или, как ее представляют чиновники, «0,00» – ноль целых, ноль сотых. Эта круглая цифра красуется в большинстве клеточек таблицы, особенно в графе «Процент освоения». Это страшно, граждане.

Давайте вместе бегло пройдемся по таблице.

Среди муниципальных районов по алфавиту первый – Беломорский. Району была распределена субсидия на ремонт местных дорог в сумме 9 миллионов 141 тысяча рублей. Освоение – 0,00. В то же время поступают сообщения, что из-за состояния дорог в населенные пункты района престали завозить хлеб. Ноль целых, ноль сотых.

Калевальскому национальному району дана субсидия в размере 4 миллиона 916 тысяч рублей, суммы расписаны по каждому поселению. Освоение – 0,00. Как по району в целом, так и по поселениям – ноль целых, ноль сотых.

Лоухскому району дана субсидия – 9 миллионов 56 тысяч. Конкретные суммы расписаны по поселениям района. Освоение – 0,00. По району в целом и по всем поселениям – ноль целых, ноль сотых.

Та же картина в Пудожском районе, которому полагалась субсидия в размере 15 миллионов 313 тысяч рублей. По району и по всем поселениям освоение денег – ноль целых, ноль сотых.

Сортавальский муниципальный район с субсидией на ремонт дорог в сумме 9 миллионов 489 тысяч рублей. По району и по всем поселениям освоение средств – ноль целых, ноль сотых.

То есть надо понимать так, что этим районам деньги на ремонт и содержание дорог просто не нужны. Там и так все в порядке, счастливые водители рулят по новеньким автобанам, а жители Германии им завидуют.

В других районах, где итоговые цифры освоения средств Дорожного фонда немножко больше, чем  0,00, картина в целом не лучше. В Суоярвском районе только сам город Суоярви смог отремонтировать дороги на сумму чуть больше 4 миллионов рублей, по остальным поселениям района – ноль целых, ноль сотых. Между тем в некоторые поселки района из-за состояния дорог уже отказывается выезжать скорая помощь.

Сегежскому району была распределена субсидия Дорожного фонда в сумме 11 миллионов 769 тысяч рублей. Из этих денег 164 тысячи рублей на ремонте дорог смогло освоить Поповпорожское сельское поселение. По Сегеже и другим поселениям района – ноль целых, ноль сотых.

Пряжинский район: из субсидии в сумме 18 миллионов 34 тысячи рублей только Ведлозерское сельское поселение смогло освоить немногим более миллиона. По остальным поселениям района и по самой Пряже – ноль целых, ноль сотых.

Прионежье: субсидия более 11 с половиной миллионов. Из них только Ладва-Веткинское сельское поселение смогло отремонтировать дороги на 836 тысяч. В остальном – ноль целых, ноль сотых.

Муезерский район мог бы истратить на ремонт местных дорог более десяти с половиной миллионов рублей. Но только Суккозерское сельское поселение воспользовалось своей квотой, потратив на свои дороги миллион двести тысяч. В остальном – ноль целых, ноль сотых… Ну и так далее по районам.

Петрозаводск – Петрозаводск! – где водители уже с трудом находят матерные слова для описания дорожной ситуации, процент освоения средств Дорожного фонда – просто героический: 0,9 процента!  То есть наш прекрасный город во главе с прекрасным, эффективным сити-менеджером и с администрацией, которая уже в здание на Ленина, 2 не влезает, мог бы получить и потратить на ремонт дорог более 101 миллиона рублей. А получил и потратил на содержание дорог 892 тысячи. На ремонт – ноль целых, ноль сотых.

В лидерах по использованию средств Дорожного фонда в Карелии – город  Костомукша. Из 14 с небольшим миллионов рублей город смог почти десять миллионов потратить на содержание своих дорог, показав освоение средств на уровне 70 процентов. Но и этот рекордный для Карелии результат означает, по сути, что почти треть денег оказалась никому не нужной. Короче, гордиться тоже особо нечем.

Общая картина по Карелии: субсидия Дорожного фонда была выделена в сумме 300 миллионов рублей, фактически профинансировано на 13 сентября 42 миллиона рублей, освоение средств – 14,02%. Надо полагать, что к концу года этот показатель изменится уже несильно. Какие-то средства еще успеют угробить, укладывая асфальт в дождь и снег, но, к сожалению или к счастью, немного. На дворе – конец сентября и конец сезона дорожных работ.

…Знаете, что самое обидное? Что деньги в Дорожный фонд Карелии платим мы, жители республики. Это наш транспортный налог. Тот самый налог, который наше Законодательное собрание по требованию нашего родного правительства зарядило нам по самой высшей ставке. Как же! «Нужны деньги на ремонт дорог!» – говорили нам. Деваться некуда, мы вынуждены платить по максимуму. А вот оказалось, что деньги наши никому не нужны, остались невостребованными. Нас попросту кинули, как кидают самые жестокие и беспредельные жулики.

И каждый раз нас разводят, как дурачков, когда мы задаем властям вопрос: «Ну почему, почему у нас такие дороги?» Нам отвечают: «Денег нет!» А деньги не только есть, их навалом – не берет никто! Потратить не могут! Районные начальники рассказывают нам, что республика не дает денег. Республиканские говорят, что местные начальники не умеют работать. Меж тем огромные деньги болтаются где-то сами по себе, как никому не нужный мусор…

Говоря о причинах такой картины с освоением средств Дорожного фонда, Евгений Пыленок назвал две: затягивание конкурсных процедур по определению подрядчиков и отсутствие  в местных бюджетах средств для софинансирования работ. Давайте переведем это с бюрократического на русский. Это означает: чиновники не умеют и не хотят работать. Не соответствуют занимаемым должностям. Все – от администрации сельского поселения до госкомитета. За редким исключением. Вот это исключение, которое сумело все вовремя сделать и освоить деньги, заслуживает того, чтобы остаться на работе. Все остальные – нет. Со всеми остальными надо расставаться – и чем скорее, тем лучше. Потому что если мы с ними не расстанемся, то никогда так по нормальным дорогам и не поездим.

Председатель госкомитета Пыленок произносил еще какие-то там чиновничьи «мудрости»: мол, «надо взять под строгий контроль» и так далее. Но кому он это говорил? Понять бы. Самому себе?.. Разве не его обязанность контролировать? Разве не обязанность министра и курирующего зама главы как раз держать все это под контролем, добиваться исполнения и полного освоения средств по назначению? Разве не за это они получают свои зарплаты?.. Разве не с них должны три шкуры спускать и глава республики, и Законодательное собрание за все эти ноль целых, ноль сотых?..

…В день, когда состоится церемония инаугурации главы Карелии Артура Парфенчикова, из-за состояния дороги на станцию Сумский Посад Беломорского района не привезут хлеб. В поселок Вегарус Суоярвского района из-за состояния дороги к кому-то не приедет «скорая». В Валдай и Нюхчу из-за состояния дороги не привезут дрова, топливо, лекарства. Из Борового по разбитой дороге не довезут больного. В поселок Гимолы Муезерского района по "убитой" дороге не привезут письма, газеты и пенсии…

Что ж, надеюсь, это будет достойная церемония. И хороший фуршет.

Максим Тихонов's picture
Автор:

Журналист, блогер, редактор. Более 30 лет в профессии. За это время убедился многократно: у человека есть только один способ защитить себя от лжи и манипуляций — осведомленность. Своих читателей я пытаюсь заставить думать, анализировать, сопоставлять. Хотя, увы, все реже встречаю людей, которые, вообще, хоть что-то читают...