От Маленькой Франции до Маленькой Венеции
Текст, фото: Антонина Кябелева
После недельного путешествия по Швейцарии я отправилась во Францию. О красотах Страсбурга я наслушалась от коллеги, которую город очаровал своей архитектурой. Историческая столица Эльзаса удачно расположилась как раз по пути к моей французской подруге, живущей в Провене. Помимо Страсбурга, я хотела посмотреть соседний Кольмар (Colmar), который называют Маленькой Венецией.
Гостиницу я забронировала в двух шагах от железнодорожного вокзала в Старсбурге. Отель оказался дорогим: за две ночи пришлось заплатить 152 евро. И это без завтрака. Но мне была принципиальна важна близость к вокзалу и историческому центру.
Билет от Лаупена, рядом с которым я остановилась в Швейцарии, до Страсбурга обошелся в 68 швейцарских франков (примерно 68 евро).
Сначала нужно было доехать из Лаупена до Берна, затем через двадцать минут отходил другой поезд до Базеля, а в Базеле у меня было двадцать минут, чтобы перейти на французскую часть вокзала и сесть на поезд до Страсбурга. Весь путь у меня должен был занять три с половиной часа.
Но, как говорится, в жизни всегда есть место подвигу. К тому времени я уже знала, что с поездами, даже швейцарскими, могут произойти любые неожиданности. Сначала все шло как по маслу. Я немного волновалась, успею ли за двадцать минут сориентироваться в Базеле. Но как раз там проблем не возникло, благодаря понятным указателям, которые быстро привели меня во французскую часть вокзала.
После современных швейцарских электричек поезд до Страсбурга перенес меня лет на тридцать назад, когда забираться нужно было по неудобным ступенькам, зато внутри внешне пошарпанных вагонов были очень удобные кресла-диваны, обитые синим бархатом.
Где-то в середине пути поезд надолго остановился в чистом поле. По вагону стали подозрительно часто шнырять проводники. Облаченная в форму женщина спросила, едет ли кто-то до Страсбурга. Я, естественно, откликнулась, но она, бросив на меня безразличный взгляд и ничего не объяснив, прошла дальше. Мои предположения, что до Страсбурга этот поезд точно не доедет, подтвердились уже через несколько минут. Из громкоговорителя сообщили, что поезд дойдет только до Кольмара.
В вагоне было много туристов и общими усилиями мы выяснили, что в Кольмаре придется перейти на другой путь и ждать другого поезда. До Страсбурга я добралась на два часа позже положенного срока.
Отель оказался небольшим, чистеньким, расположенным в трех минутах ходьбы от вокзала. До исторической части города было минут десять.
Страсбургский собор сражает воображение сразу и навсегда. Осенью прошлого года я побывала в Реймсе, где долго не могла отвести взгляд от величественного Реймсского собора. Тогда казалось, что ничего более грандиозного из готического прошлого Европы я уже не увижу. Нотр-Дам-де-Страсбург, окруженный старинными фахверковыми домиками, завораживает своей фантастической красотой и какой-то вселенской необъятностью.
Здание, построенное из красного песчаника, устремляется ввысь на 142 метра.
На протяжении 200 лет (до 1874 года) собор был самым высоким зданием в мире, полностью выполненным из камня.
Но дело даже не в грандиозности сооружения, а в великолепии архитектурного замысла. Ажурный ступенчатый шпиль, фасады собора, украшенные тысячами фигур, смешение стилей и эпох, - все это за столетия превратилось в неповторимый шедевр готического искусства. Внутри собор столь же грандиозен. В Нотр-Дам-Де-Страсбург хранятся знаменитые астрономические часы, показывающие орбиты Земли, Луны и некоторых планет. При помощи уникального механизма часы вычисляют точку отчета для религиозных праздников, даты которых меняются из года в год.
Вечером Соборная площадь преображается благодаря подсветке. Собор и соседние дома освещаются в тепло-желтых и красных цветах, создающих захватывающее зрелище вечернего города.
Если впечатление от собора подобно удару молнии, то прогулка по Маленькой Франции (Petite France) - одному из самых красивых мест Страсбурга вызывает какой-то детский восторг. Маленькая Франция расположена на острове, который отделен от других городских районов каналами.
На речном трамвайчике можно совершить экскурсию, погружаясь в удивительную атмосферу старинного квартала. Система каналов снабжена шлюзами. Туристы, не попавшие на прогулку по каналам, развлекаются тем, что наблюдают, как постепенно шлюз наполняется водой, отворяются ворота и речной трамвайчик отправляется по неизменному маршруту.
Маленькая Франция не всегда была таким уж милым и безобидным местом. В конце XV века здесь открыли приют для больных сифилисом. В средние века этот квартал облюбовали девушки легкого поведения. Распространение сифилиса, который назывался «французской болезнью», стало нормой.
Сейчас Маленькая Франция — место паломничества туристов. И это нетрудно понять: узкие извилистые улочки, фахверковые домики, живописные мосты, каменные дома, словно вырастающие из воды, изобилие цветов, уютные кафе, ресторанчики, сувенирные лавки.
Совсем другим предстает Страсбург, если дойти до площади Республики. Имперская мощь буквально пронизывает городской ландшафт, где расположены Рейнский дворец, Национальный театр и Национальная библиотека.
На следующий день я приобрела билеты до Кольмара: время в пути — 30 минут, цена билета в одну сторону 15,6 евро.
Мне казалось, что запас восторженных эмоций был истрачен накануне в Страсбурге. Но я ошибалась. Кольмар оказался завораживающим по своей красоте эльзасским городком, где можно гулять бесконечно долго, не чувствуя усталости. Прекрасно сохранившиеся средневековые городские кварталы перед Пасхой были украшены цветами, флагами, гирляндами, фигурками пасхальных зайцев.
Если в Страсбурге туристы устремляются в Маленькую Францию, то в Кольмаре один из самых очаровательных уголков — это Маленькая Венеция с каналами, по которым можно прокатится на лодке, традиционными для здешних мест фахверковыми домами, уютными скверами, старинными церквями.
Одна из самых главных достопримечательностей - дом Пфистер, который был построен в 1537 году. Здание, действительно, оригинальное: каменный пятиэтажный дом с башней имеет деревянную лоджию. На фасаде здания сохранились фрески с изображениями сценок из библейских писаний.
Другая достопримечательность — Дом голов. Старинный особняк был построен для богатого купца, который в начале XVII века занимал пост мэра Кольмара. Дом украшен 106 вырезанными из камня скульптурами, изображающими лица людей и головы животных. Они размещены на балконах, окнах, над входом в здание.
В центре старого города расположена очень красивая площадь Старой Таможни, где развернулась пасхальная ярмарка. Фонтан с бронзовой статуей австрийского полководца Лазаря фон Швенди тоже оказался в окружении пасхальных зайцев.
На ярмарке чего только не было: начиная от сладостей, мыла, сувениров, игрушек и заканчивая ювелирными украшениями. Торговля шла бойко, особенно разорительным поход между павильонами был для родителей с детьми.
В Кольмаре находится дом Вольтера, в котором тот прожил год. Само здание розоватого оттенка ничем особенно не примечательно. Говорят, что и от дома, и от города философ остался не в восторге. С последним выводом я категорически не согласна.
Любые рассказы о Страсбурге и Кольмаре не в состоянии передать очарование этих городов, которыми лучше наслаждаться, так сказать, без посредников.
Самым легким для меня оказался путь от Страсбурга до Провена.
Моя подруга воспользовалась услугами сайта BlaBlaCar. За 32 евро и пять часов меня доставили прямо к дому подруги в Провене.
В назначенное время я вышла из отеля. Ко мне уже спешил пожилой мужчина, который, как выяснилось, путешествует со своей супругой. Пара решила несколько дней покататься в пригородах Парижа на велосипедах, а чтобы сэкономить, взяла несколько попутчиков. Вместе со мной из Страсбурга ехала до какого-то промежуточного городка молодая женщина, с которой мы разговорились. Сначала мы обсудили путешествия в дальние страны. Я рассказала, что мне очень понравилось в Индонезии, а она сообщила, что боится длительных перелетов, а потому предпочитает путешествия по Европе. Потом выяснилось, что она учительница младших классов. Накануне отпуска я побывала в школе в Хийденсельге Питкярантского района и весьма впечатлилась школьным туалетом в виде дырок в полу. В общем, я не удержалась и показала случайной попутчице фотографии карельской школы. «Это Индонезия?» - наивно поинтересовалась учительница. Пришлось разочаровать, что это другая страна.
Через пять часов пути я попала в объятия французской подруги. Из новых впечатлений можно вспомнить поездку в Орлеан.
Орлеан находится в 130 километрах от Парижа, и из Провена добираться туда довольно утомительно. Сам город, расположенный по берегам Луары, после эльзасских красот тоже не оставил ярких впечатлений. История Орлеана тесно переплетена с судьбой Жанны Д’Арк, которая, находясь во главе французской армии, освободила город от англичан. После этого она получила прозвище Орлеанской девы.
Внимания заслуживает готический собор Святого Креста (Сен-Круа) с витражами, рассказывающих о подвигах Орлеанской девы. В отличие от многих других соборов, тесно окруженных городской застройкой, Сен-Круа идеально расположен для любителей сделать красивые снимки. Прямо от него идет широкая центральная улица, в центр которой разделен узкой полоской для пешеходов: лучшего места для удачных фотографий придумать сложно.
В историческом центре Орлеана расположено очень красивое здание — особняк Гроло. До Великой Французской революции дом принадлежал семье Гроло. Затем его реквизировали и превратили в ратушу.
Сейчас здесь проходят церемонии бракосочетания и мероприятия, организованные городской администрацией. Фактически это музей, который бесплатно может посетить любой желающие, если в этот момент не проходит свадьба. Нам повезло. В особняке сохранились роскошные интерьеры, характерные для середины XIX века: вазы, старинная мебель, гобелены, картины, люстры.
Во Франции я успела еще раз съездить в свой любимый городок Труа и восполнить оставленный с прошлой поездки пробел — прогуляться по Кошачьему переулку. Это узкая средневековая улочка вдоль домов, где каждый следующий этаж все больше нависает над тротуаром. В итоге крыши соседних домов практически соединяются друг с другом, предоставляя кошкам максимально удобный способ перемещаться из одного дома в другой.
Объяснение столь странному архитектурному решению кроется в налоговой политике. В средние века налог на недвижимость рассчитывался исходя из жилой площади первого этажа. Для того чтобы снизить нагрузку на семейный бюджет, шли на хитрость и расширяли жилое пространство за счет верхних этажей. Не знаю, насколько это было по нраву сборщикам налогов, но местных кошек подобные хитроумные решения вполне устраивали.
Пасху я встретила в прекрасной компании друзей моей подруги. Совершенно случайно выяснилось, что мой вылет в Москву под большим вопросом. Дело в том, что во Франции выходным днем был и следующий за Пасхой понедельник. Это, конечно, очень гуманно по отношению к трудящимся, но для меня грозило вылиться в серьезные проблемы. Дело в том, что в понедельник первая электричка до Парижа выходила из Провена довольно поздно, а скоростные поезда до аэропорта и вовсе были отменены из-за выходного дня.
Моя легкая паника мгновенно улетучилась, натолкнувшись на невозмутимый взгляд подруги. Она быстро нашла выход, сообщив, что тогда в аэропорт меня довезет на машине ее супруг. Так и случилось: меня с комфортом доставили в аэропорт. Поздно вечером я уже приземлилась в Москве. Кстати, из Парижа билет через Стамбул обошелся значительно дороже — примерно 39 тысяч рублей. Так что путешествовать по Франции можно и с заездом в Швейцарию.