ФЦП развития Карелии: мечта о девяти миллиардах
13 марта региональное Министерство экономического развития сообщило, что премьер Дмитрий Медведев подписал постановление о внесении изменений в ФЦП развития Карелии. Ту самую ФЦП, о которой три-четыре года назад прежний губернатор Александр Худилайнен говорил как о радужном мосте в светлое будущее республики. Согласно документу, из федерального центра ежегодно будут перечислять по три миллиарда рублей на реализацию этой программы. Таким образом, общий объем финансирования с 2018 до 2020 года составит 9 миллиардов рублей.
Звучит неплохо, но во всем важен контекст. Давайте вспомним, что изначально общий объем финансирования программы оценивался почти в 140 миллиардов рублей. Да, конечно, эта гигантская цифра – с учетом частных инвестиций. Но как звучит! При этом из федерального бюджета Карелии было обещано 15 миллиардов рублей: по три миллиарда ежегодно.
В расчете на ФЦП власти составили наполеоновские планы. Например, построить в Кеми морской торговый порт. Данный масштабный проект заявлял некто Айво Халлист, которого всецело поддерживал губернатор Худилайнен. После этого в его планах были строительство порта на Ладоге, козья ферма в Приладожье и еще что-то по мелочи. Ничего не сбылось. Ничего Халлист не построил, а вместо этого погубил АО «Пряжинское». Такой вот "эффективный инвестор"… Никто ни за что не ответил и, видимо, уже не ответит.
Аналогичная участь постигла многие проекты, заявленные в Федеральной целевой программе развития Карелии. Кто-нибудь слышал о заводе по производству товарной беленой химико-термомеханической массы в Петрозаводске? Он должен был появиться к 2018 году. Или про торфодобывающее предприятие в Костомукше, которое намеревались сдать в те же сроки?
Созидательный пафос карельских властей угас не только из-за недобросовестных инвесторов, приведенных в республику региональной властью. Подножку поставили и федеральные власти.
Так, в 2016 году вместо обещанных трех миллиардов правительство России нашло для Карелии только 200 миллионов. Эти деньги были направлены на инфраструктурное обеспечение промышленной площадки в Петрозаводске. Всё. Между тем из федерального бюджета должны были профинансировать реконструкцию пограничной железнодорожной станции Вяртсиля, строительство подводящего газопровода в Питкярантском районе, реконструкцию дороги от Кочкомы до госграницы, должны были потратить 130 миллионов на реконструкцию мостов в районах Карелии – и так далее, и тому подобное.
В 2017 году из федеральной казны поступили 356 миллионов рублей. Эти деньги, по данным карельского Минэка, тоже ушли на промплощадку в Петрозаводске. И вдруг – как снег на голову: правительство России согласовало прежние объемы финансирования. Те самые три миллиарда в год, которые должны были выделять региону с самого начала.
Сбыча мечт
Пытливый читатель скажет: мало ли что там в Москве согласовали. Первый вариант Федеральной целевой программы, помнится, тоже сам Медведев подписывал. И что в итоге?
Министерством финансов России в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» зарезервированы средства федерального бюджета с таким расчетом, чтобы общий объем финансирования мероприятий программы в 2018–2020 годах составил 3 млрд рублей ежегодно,
– сообщило Минэкономразвития.
То есть в Министерстве экономического развития РК уверены: деньги будут. Что же, давайте исходить из оптимистичного сценария.
Скажем сразу: из ФЦП вылетело много пунктов, но много и осталось. Из старого: до 2020 года на дорогах регионального и межмуниципального значения обещают построить 12 капитальных мостов. Должна завершиться реконструкция аэровокзального комплекса в Бесовце. Сохранились в целевой программе многие инвестиционные проекты – реконструкция и модернизация Соломенского лесозавода, целлюлозного завода в Питкяранте, «Карельского окатыша», расширение мощностей Онежского судостроительного завода.
Также в планах по-прежнему можно найти строительство инженерных сетей на земельных участках для многодетных семей. Правда, согласно первой редакции ФЦП, участки с инфраструктурой к 2020 году должны были получить почти 2400 семей. В новой редакции количество участков сократилось до 75. Да-да, вы прочитали правильно: до семидесяти пяти.
В Министерстве экономического развития это объяснили тем, что в условиях недостаточного финансирования деньги было решено перераспределить на другие направления. Но разница, конечно, впечатляет: количество семей, участки которых обещают обеспечить инфраструктурой, снизилось в тридцать два раза!
Из старой ФЦП в новую перекочевал проект реконструкции железнодорожного вокзала в Петрозаводске. Тут, правда, есть нюанс: согласно первой редакции, реконструкция эта уже должна была завершиться – по крайней мере, финансирование объемом 175 миллионов рублей было предусмотрено на 2016-2017 годы. В августе прошлого года главный инженер Северо-Западной региональной дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» Виктор Буряк рассказывал журналистам, что работы начнутся буквально со дня на день…
Спустя полгода (а именно – на прошлой неделе) тот же проект той же реконструкции тот же Виктор Буряк как ни в чем не бывало презентовал приехавшему в Петрозаводск министру транспорта Максиму Соколову. Как говорится, повторение – мать учения.
Есть и новые проекты. Так, в свежей редакции ФЦП можно найти пункт «Развитие абердин-ангусской породы в ООО «Новое»». Коров такой породы уже разводит предприятие в Лахденпохском районе. А в Кондопоге к 2019 году должен появиться рыбоперерабатывающий завод мощностью 30 тысяч тонн в год.
Новый инфраструктурный проект – реконструкция улицы Куйбышева в Петрозаводске, которую «протянут» до Варкауса. На это в 2019-2020 годах потратят 215 миллионов рублей. Реконструкция позволит разгрузить улицу Кирова, проект строительства должны подготовить к первому кварталу 2019 года.
Федеральная целевая программа, которая изначально задумывалась как сугубо экономическая и инфраструктурная, обросла социальной нагрузкой. Так, в рамках ФЦП должны построить детские сады в Ляскеля, Ильинском и Петрозаводске – в сумме там откроется 590 мест. Обещана реконструкция объектов здравоохранения, строительство в 2020 году дома-интерната для престарелых граждан и инвалидов на 450 мест. В Боровом, Сортавале, Костомукше, Олонце и Сегеже должны реконструировать спортивные объекты.
В отдельную подпрограмму выделены мероприятия по развитию Кемского, Лоухского и Беломорского районов, включенных в Арктическую зону. В планах – строительство малых ГЭС, строительство ГОК на молибденовом месторождении в Беломорском районе, реконструкция или строительство пожарных депо. В Чупе, например, к 2020 году обещают реконструировать канализационно-очистные сооружения: на эти цели в федеральном бюджете должны были зарезервировать 166 миллионов рублей.
Домики вместо заводов
В Петрозаводске продолжают трудиться над промышленной площадкой – напомним, только ее в прошедшие два года и финансировали. Правда, внезапно выяснилось, что «золотой» технопарк не особенно-то и нужен.
К площадке на Суоярвском шоссе все мероприятия по подводу инженерных сетей выполняются. Площадь этой площадки – 32 гектара. На сегодняшний день порядка пяти инвесторов заявили, что готовы разместить свои производства. Это деревообработка, изготовление радиаторов… Они небольшие. Я считала, это примерно четыре гектара. Мы с Корпорацией развития и Министерством экономического развития договорились о том, что окажем содействие в поиске инвесторов. Информация нами распространяется в административные центры Северо-Запада. Рассчитываем еще, что поступят предложения ближе к моменту готовности,
– рассказала Ирина Мирошник.
Хорошо бы инвесторы для промплощадки нашлись, потому что иначе будет очень жалко сотен миллионов бюджетных рублей, уже потраченных на амбициозный проект. При этом, по словам мэра, в Петрозаводске планировали еще один промышленный парк – на Шуйском шоссе. Территория выделена огромная – 135 гектаров. И судьба этой площадки совсем уж туманна.
– Маловероятно, что она будет заполнена по своему назначению. Поэтому мы с членами госкомиссии по подготовке к 100-летию Карелии, с правительством региона рассматриваем возможность внести изменения в генплан и отдать эти участки под строительство частных домов, – сообщила мэр Петрозаводска.
Весьма актуально, если учесть, что более двух тысяч многодетных семей, имеющих право на земельные участки с инфраструктурой, из ФЦП вылетели.
Обещанного три года ждут
Наконец, пункт из рубрики «Удивительное рядом». Тот самый Кемский глубокий порт, по поводу которого некто Айво Халлист и губернатор Александр Худилайнен подписывали документы и пожимали друг другу руки. Речь шла не только о самом инвестиционном проекте стоимостью почти 5,5 миллиарда рублей; еще 880 миллионов – уже из федерального бюджета – должны были потратить на строительство железной дороги к будущему объекту. Но в 2016 году стало понятно, что инвестор не предпринимает никаких действий. И все свыклись с мыслью, что никакого порта в Кеми не будет.
И вдруг – о чудо! – кемский порт обнаруживается в новой редакции ФЦП. Объемы финансирования – те же, но уже без строительства железнодорожных путей.
– Я этого не понимаю, – разделила наше недоумение депутат Госдумы Валентина Пивненко. – Я по-прежнему не видела никакого проекта.
На вопрос о судьбе Кемского порта (а точнее – соответствующего пункта в Федеральной целевой программе) попытался ответить глава Карелии Артур Парфенчиков.
Этот проект больше рассчитан на частные инвестиции. Наша задача – развитие инфраструктуры самой Кеми. Особенно с учетом включения районов в Арктическую зону у нас будет возможность рассмотреть перспективы Беломорска и Кеми как неких арктических портов – пусть небольших, однако со своей специализацией и направленностью,
– сообщил Артур Парфенчиков.
Конечно, главе региона положено быть оптимистом. Но хорошо бы он еще хоть вкратце обрисовал: откуда возьмется грузооборот, способный загрузить даже "небольшой" порт в Кеми, а также откуда возьмется флот, способный эти грузы перевезти. Но ответов нет, а оптимизм есть. Не случайно губернатор очень болезненно отреагировал на замечание нашего коллеги Валерия Поташова о том, что федеральное финансирование целевой программы по итогу двух лет реализации оказалось урезано более чем на треть. Артур Парфенчиков заявил, что Владимир Путин намерен выделить 5,4 миллиарда рублей (фактически – недополученная в рамках ФЦП сумма) на развитие дорожной инфраструктуры Карелии.
– К настоящему времени после принятия постановления (новой редакции ФЦП. – Ред.) с учётом нового списка объектов мы начинаем работу по подготовке документов на освоение дополнительных 5,4 млрд рублей, – сообщил губернатор в социальных сетях.
Проблема заключается в том, что есть определенные периоды в жизни страны (например, выборы), когда власть очень охотно раздает обещания. Да шут с ними, с обещаниями – даже правительственное постановление, как оказалось, не гарантирует выполнения обязательств. И это большая проблема.
Как можно рассчитывать на честность и надежность каких-то мифических инвесторов, если само государство за два года из расписанных в бюджете 6 миллиардов дало лишь 560 миллионов? Парфенчиков заявляет, что эти потери будут компенсированы. Придут ли в Карелию «путинские» деньги, мы не знаем. Но мы точно знаем, что число многодетных семей, которым в рамках ФЦП должны сделать участки с инфраструктурой, сократилось в тридцать с лишним раз. Эти цифры, о которых мы написали выше, легко находятся в самой Федеральной целевой программе развития региона. Хорошенькое, однако, развитие…
На этом фоне не слишком убедительно смотрятся комментарии чиновников – о технопарках, в которые не получается привлечь резидентов, о Кемском порте, на который внезапно должен объявиться инвестор… Прожектерство – это, знаете ли, слово с негативным оттенком. Очень неприятно видеть, как ресурсы дорогостоящей государственной машины тратятся на изготовление неисполнимой программы. А затем – аккурат перед выборами – на победные реляции о разделке шкур неубитых медведей.