27 сентября 2025, 08:00

Для проекта Никиты Михалкова присмотрели местечко на Древлянке

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 27 сентября в 2005 году
Древлянка
фото стопкадр

Стройка на Древлянке ровно 20 лет назад вызвала большой общественный резонанс, причем, еще до того, как были начаты работы. Одни собирали подписи «за», другие – «против». Третьи просто возмущались, потому что не понимали, что там собирались строить. Ответ пришлось давать тем, кто выдавал разрешения – чиновникам из Градостроительного комитета мэрии.

Журналистам показали генеральный план застройки Древлянки, который был разработан еще в 1985 году, а уточнен в 1993-м. Тогда были обозначены промышленные, жилые и общественные зоны. В мэрии заверили, что от этого плана никто отступать не собирался.

«Безусловно, какие-то коррективы жизнь вносит, но в целом генеральная линия выдерживается, сохраняется», - сообщил Евгений Таев, и.о.главного архитектора Петрозаводска.

В 1985 году были определены места, где впоследствии строили «Столицу», «Меркурий», другие торговые центры. Хотя отступления от генерального плана все же были – объекты изначально должны были быть крупнее, чем получились. Причину Евгений Таев пояснил так: «Большие объекты вызвали бы больше недовольства у местных жителей, чем вот такие мелкие».

Место для будущего строительства, которое не начавшись вызвало столько споров, в генеральном плане значилось, как «зона общественной застройки». Что именно появится на этом месте, жители Древлянки узнали только тогда, когда был установлен информационный щит. Там значилось – Культурно-досуговый центр. Именно незнание, по мнению городских властей, стала основной причиной недовольства. Куратор проекта Дмитрий Федоров пояснил: «Когда установили щит, все стали воспринимать положительно». Жители поверили, что построят именно досуговый центр, и признали, что он будет нелишним для их детей. Кстати, утверждалось, что этот центр будут строить в рамках Всероссийского проекта Никиты Михалкова «Кинотеатр – каждому району города». Кураторы проекта обещали облагородить близлежащую территорию. И уверяли, что новое здание никому в округе не помешает.

...

В Музее изобразительных искусств РК открылась выставка работ реставраторов Ирины Куспак и Александра Байера «Времени наперекор». Задачей экспозиции стало ознакомить зрителей не только с авторами произведений, но и с теми, кто внес немалый вклад в их сохранение.

Выставка вошла в цикл «Из истории музея: Люди и Коллекции». Их автором стал зам.директора музея Владимир Платонов. Он заявил: «Когда я задумал эти выставки, у меня была одна мысль в голове – рассказать о тех людях, которые создавали музей, собирали и реставрировали коллекции. Это все очень малоизвестно. Мы знаем собрание музея, но не знаем людей, которые над этим трудились».

Работа реставратора требует времени. При этом, специалисту требуются не только знания о художнике, чье творение он реанимирует, но и материалах, которые использовал мастер при создании шедевра. Некоторые произведения до реставрации были в ужасающем состоянии. Чтобы вернуть краски на одну из икон, Ирине Куспак и Александру Байеру потребовалось два года. Украшающий холл музея портрет Петра Первого когда-то был безнадежно испорчен. «Он был в тяжелом состоянии, - рассказал Александр Байер. – На картине было более двадцати прорывов, проколов, порезов. По руке проходил разрыв более 20 сантиметров. Как мы сейчас видим – с работой все в порядке». Зрители выставки смогли сравнить работы в первоначальном (когда поступили в музей) и обновленном виде.

В медиа-центре «Vыход» свои работы представил Дэвид Левин, автор шаржей и карикатур, уроженец Бруклина, сын выходцев из России.

Зигмунд Фрейд, Элвис Пресли, Марлен Дитрих – каких только узнаваемых личностей не было среди работ этого графика. Ему удавалось уловить особенности характера, говорили искусствоведы – соединить внешность и внутреннее наполнение человеческой души. Они рисовал знаменитостей. С некоторыми он был знаком лично (не с Достоевским и Гоголем!)

Работы для выставки Левин выбирал сам. Сначала они экспонировались в Санкт-Петербурге в музее Набокова, после чего приехали в Петрозаводск. «Мы с Петербургом – двоюродные братья, - сказал арт-директор Центра культурных инициатив Сергей Терентьев. – Между нами есть внутреннее родство. Общая ментальность».

Дэвид Левин к тому времени успел нарисовать 2500 шаржей и карикатур. Его славу в Америке сравнивали с известностью Кукрыниксов в Советском Союзе. И русские классики – были одними из его любимых персонажей. Из произведения он достаточно хорошо знал.

Таким было 27 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2005 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.