Скотомогильник под открытым небом устроила фабрика в Петрозаводске

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 2 мая в 2005 году
скотомогильник
фото стопкадр

Все предприятия республики были обязаны заниматься охраной окружающей среды. По крайней мере не наносить ей вред. Но то, что 20 лет назад обнаружили журналисты телеканала «Ника Плюс» в районе Птицефабрики, можно было смело назвать началом экологической катастрофы. О том, что на территории поселка загрязняется окружающая среда, знали все. Но не все хотели говорить об этом открыто.

«Нам здесь жить» - говорили люди и прятали лица. И жаловались, что никакой экологии тут не будет, если не остановить.

Долгое время пустырь неподалеку от поселка Птицефабрика местные жители знали, как хранилище птичьего помета. За ним сюда даже специально приезжали на машинах – использовали на частных огородах в качестве удобрения. К 2005 году от официального хранилища осталось одно название. Жительница поселка Александра Дутышева говорила: «Конечно, летом у нас тут и вонь стоит, оттуда и мухи летят. Ничего хорошего. Раньше перерабатывали это все в цехе забоя. А теперь вывозят это все».

Имелось в виду, что тушки умерших куриц, потроха, перья привозили в это место несколько раз в день. Потом на много километров вокруг все это разносили вороны и чайки. Правила запрещали выбрасывать умерших куриц на обычные свалки. Для этого за городом оборудовали специальное место – скотомогильник, для мертвых животных. А на эту свалку привозили умирать еще живых. Цыплятам, которых снимали журналисты, был всего один день. Их беда была в том, что они родились больными. Слушать, как они пищат, невыносимо.

Журналисты попытались добиться комментариев от служб, занимающихся охраной окружающей среды, но везде получили отказ. Но как только власти узнали, что на свалке побывало телевидение, сразу решили провести специальный рейд. Узнало о нем и руководство Птицефабрики. В результате при въезде на свалку журналистов уже встречал отремонтированный шлагбаум с запрещающей надписью. А комиссии раздали белые халаты и бахилы. Снятое журналистами накануне объяснили просто: «Тому, кто трупы возит, нужно было дождаться. Он не дождался. Ему сделан выговор. А котел был сломан, ему тридцать лет, он периодически ломается», - так сказал главный технолог и заместитель директора фабрики Артем Томилов. Кстати, журналистам потом предложили «пройти дезинфекцию» - после посещения свалки помыть колеса в специальной луже.

...

Обеспечение льготников лекарствами оставалось в Карелии нерешенной проблемой. Чиновники утверждали, что ситуация с медикаментами после приезда в республику тогдашнего министра здравоохранения РФ Михаила Зурабова стала намного лучше. Как и следовало ожидать, население было с таким утверждением категорически не согласно.

Ежедневно вместо прогулки Виктор Иванович Силин обходил аптеки города. Вот уже три месяца он не мог купить препарат, прописанный врачом. Виктор Иванович был инвалидом второй группы, ему полагалось лекарство по льготной цене.

«К сожалению, у нас ничего нет», - ответили ему в аптеке. «Препарат дорогой, без скидки он стоит 350 рублей, - пояснил Виктор Силин. – Я понял, что мне не удастся приобрести по скидке и купил за деньги. Сейчас он у меня кончается».

И в списке Виктора Ивановича был не один препарат, который был ему необходим и выписан, как льготный. В городском управлении здравоохранения эту беду понимали. Как только появлялись препараты, пенсионерам звонили домой, уведомляли, в какую аптеку идти. Вот только случалось это нечасто. Ситуация была лучше, чем в феврале-марте. И все же фирма «Протэк» не выполняла свои обязательства, констатировала главный специалист управления Юлия Ильина: «То, что мы заявку делаем, они поставляют процентов на 60. Нужное лекарство поступило в ограниченном количестве».  Представители фирмы «Протэк», на которую жаловались все пенсионеры России, от комментариев отказывались. С глазу на глаз сотрудник фирмы рассказал, что по их статистике не могут купить лекарства только 2,5% льготников. И это касается только дорогих лекарств, спрос на которые во всем мире сильно вырос, а заводов-производителей – единицы. Таблетки, которые искал Виктор Силин, все же появились в Петрозаводске. Правда, только 10 упаковок.

«Пусть бы Зурабов послушал, что о нем говорят, - предложил Виктор Иванович. – Особенно пенсионеры! Неудобно произносить».

Беда была в том, что пока пенсионеры ждали, когда появятся их лекарства, срок действия льготного рецепта заканчивался. Приходилось снова выстаивать очередь к врачу, чтобы выписать свежий рецепт. И снова обходить аптеку за аптекой.

В Центре ремесел на Древлянке уже три года возрождали старинные виды народного творчества: учили детей ткать, лепить из глины, вышивать золотом. С начала октября 2004 года там заработали открытые мастерские, где подростки учились резьбе по дереву.

Считается, что Карелия богата ремесленными традициями, а резьба по дереву – одно из самых популярных видов народного творчества. Но как показали последние исследования, резчиков было уже раз-два и обчелся. «Существует очень известный мастер Кронид Гоголев в Сортавала. А далее вроде бы по республике больше и нет. Ремесло умирает», - сказала директор социально-культурного центра Любовь Рабюк.

Возродить древнее искусство решили в центре ремесел на Древлянке. Тем более, что родители подростков этого района давно просили организовать какие-нибудь курсы именно для мальчишек. Заняться резьбой по дереву Виталия Илькина позвал его друг Женя. Свободного времени стало меньше. Но друзья об этом не жалели. «Раньше летом все время гуляли с ним по улицам, делать нечего было. Все время в футбол играли. А сейчас – есть занятие. Дома родителей уговариваем, чтобы купили инструменты», - рассказал Виталий.

Научиться делать резные ложки и шкатулки может каждый, уверяли педагоги. Главное, это желание и терпение, - считал мастер Николай Буров. На изготовление одной ложки может уйти несколько недель. Работа тонкая, почти ювелирная. «Они подержали инструмент в руках, и на всю жизнь запомнят, как им пользоваться. В жизни всегда это пригодится», - говорил мастер. Николай Петрович был уверен, что из 33 ребят, которые тогда учились резьбе по дереву, некоторые точно были способны стать настоящими мастерами. А организаторы проекты планировали продолжать работу. И не только в Петрозаводске. Много талантливых ребят было и в районах республики.

Таким было 2 мая ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2005 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.