Петрозаводчане не поверили властям, что цены на продукты не вырастут
Ровно 20 лет назад в стране началась деноминация, и в связи с этим всех людей волновал один вопрос: повысятся ли цены, и если да — то насколько? Тогдашний мэр города Сергей Катанандов и главы торговых организаций пытались наладить диалог. На совещании они решали непростой вопрос: как сохранить цены на основные виды продуктов питания после деноминации. Мэр поставил под сомнение обещание правительства относительно стабильности в ценообразовании. Его настороженность в этом вопросе разделял и городской отдел по торговле. Тогда его возглавляла Ольга Бушуева, которая отметила:
Цены поставщиками на 1 января не подняты. Они находятся на том же уровне, что были и до 1 января 1998 года. Но мы получили разброс цен по магазинам. Допустим, творог «нежирный» идет отпускная цена 3800 (павильоны «Славмо» торгуют за 3800), а остальные торгуют от 4100 до 4600 (ценовые показатели Бушуева употребила, которые были приняты до деноминации). Изменения идут по хлебу. Было очень много звонков. Но тут предприятия почему-то не могли объяснить. Цена на хлебобулочные изделия сложилась немного дороже из-за того, что они теперь идут в упаковке. Был снят налог с продаж на винно-водочную продукцию, но практически все магазины оставили без изменения цены. И по некоторым предприятиям торговая надбавка на алкогольную продукцию дошла до 50%.
Директора крупнейших магазинов согласились с призывом мэра города не повышать цены. А значит — сохранить доверие к власти и не обмануть людей в очередной раз, как это было на разных этапах новейшей российской истории. Правда, сам народ к этому оптимизму относился скептически. «Потихонечку цены все равно будут расти!» - уверяли опрошенные на улицах люди.
Чтобы воочию убедиться, как выполняются требования городских властей, Сергей Катанандов отправился лично к прилавкам, где заявил:
Я хочу сделать так, чтобы цены на основные продукты в городе Петрозаводске не росли, как и было это обещано в связи с тем, что произошла в стране деноминация. Проверим, договоримся с предприятиями, будем стараться, чтобы людей в очередной раз не обманули.
Посетив ряд магазинов города, Сергей Леонидович пришел к выводу, что большого роста цен не наблюдается. Единственное, что его насторожило — так это дорогой алкоголь. Не взирая на отмену налога с продаж на спиртное, цены упорно не снижались. Ну а в остальном всеобщие опасения не подтвердились. Цены в целом остались прежними. Правда, ненадолго.
К началу января уже почти все наши сограждане видели новые денежные купюры. Некоторые даже начали получать их в качестве зарплаты. В банке Балтийский, например, свои кровные денежки получали работники железной дороги. Выдача наличности производилась в двух кассах. В одной выдавали старыми, в другой — новыми, в основном купюрами достоинством в 500 рублей. Разделение было вызвано тем, что Центробанк прислал ограниченное количество деноминированной денежной массы. Сами же работники банка считали, что хождение старых и новых купюр технически затрудняет работу кассиров. Хотя кассиры с новым рублем дело имели с 6 января и уже привыкли. На обслуживание одного клиента у них уходило полторы минуты. Что касается самих клиентов, то им было все равно, какие деньги получать. Лишь бы вовремя.
Таким было января ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности