14 августа 2011, 13:19

Элитные авиаторы Петрозаводска

Накануне дня ВВС России наш корреспондент познакомилась с особым родом военной авиации, один из отрядов которого базируется в пригороде столицы Карелии.

12  августа  отмечают  свой  день Военно-воздушные силы страны — факт  известный.  Но  мало  кто  знает,  что  следом,  14  августа,  празднует  дату  с  момента  образования  совершенно  особый  род  авиации.  В этот  день  восемьдесят  восемь  лет назад были сформированы пять отрядов  авиации  органов  безопасности.  Несмотря  на  то  что  к  настоящему  времени  их  число  в  стране несколько  увеличилось,  до  сих  пор лишь немногие регионы имеют подобные  подразделения.  1  октября 2005  года  на  базе  Петрозаводской авиационной  эскадрильи  сформирован  Первый  отдельный  авиационный  отряд,  обеспечивающий  работу органов безопасности.

Всегда в боеготовности

Каждую  минуту  отряд  находится в состоянии боевой готовности.
 
- Мы  помогаем  стране  в  борьбе  с  преступностью,  терроризмом, контрабандой  и  незаконным  оборотом  наркотиков,  —  рассказывает  Валерий ШИЛЬНИКОВ,  замкомандира части по кадрам. — К примеру,  совсем  недавно, в  июле,  наш экипаж помог накрыть группу наркодельцов  и  обезвредить лабораторию  по  изготовлению  наркотиков под Великим Новгородом.

В  Карелии  также  случаются  конфликты,  когда  на  подмогу  Министерству  внутренних  дел  республики приходит авиация:

- Был  случай  на  Ивановских островах  в  Онежском  озере.  Там рыбаки перебрали  алкоголя  и  повздорили  меж ду  собой.  Началась поножовщина. По  воде  до  них  уже не  успевали  добраться.  Наша  команда  быстро среагировала,  добралась  до  островов  и  переправила  драчунов  на  берег,  где и  передала сотрудникам МВД.

Важная  часть  деятельности  подразделения  —  охранять  северо-западные  рубежи  границы:  проводить  разведку,  пограничный  поиск нарушителей, нелегально перешедших  границу  и  заблудившихся.

Наконец,  вылеты  экипажей  отряда не  ограничиваются  рамками  борьбы с преступниками.

- Наши  авиаторы  эвакуировали  более  тысячи  больных  и  попавших  в беду  людей,  нуждавшихся  в срочной  медицинской  помощи,  — поясняет  Валерий  Геннадьевич.  — Переправляют из труднодоступных мест  Карелии  и  Мурманской  области  в  больницы  людей  с  травмами, отравлениями,  ожогами,  сложными  родами.  Не  так  давно,  к  примеру,  в  Баренцевом  море  на  судне  заболел матрос — вылетали, снимали больного с корабля.
 
Герои войны и мира

Более 70% личного состава части побывали  в  Афгане.  Наша  газета уже  не  раз  рассказывала  о  героях-авиаторах  той  войны:  за  мужество, проявленное  в  боях,  96  офицеров и  прапорщиков  были  награждены  правительственными  наградами. Кто-то уже вышел в отставку, но многие до сих пор в части выполняют свой воинский долг.

Полковника  Валерия  МОЗГУНОВА,  командира  части  1975-1987  годов,  здесь  называют  «великим».  Он первый  в  истории  нашей  авиации посадил  вертолет  МИ-8  с  неработающими двигателями.  До  тех  пор считалось,  что  если  у  вертолета  отказали  оба  двигателя  —  он  обречен.  Впоследствии  Валерий  Борисович  будет  учить  молодых  летчиков  садиться  на  лед  с  выключенными  двигателями.  Во  многом  именно благодаря стараниям командира все  экипажи,  отправившиеся  тогда в  Афган,  вернулись  домой  невредимыми. 9 тысяч часов в общей сложности провел полковник в небе...

Валерий  ВАСИЛЬЕВ  все  еще  служит  небу  —  правда,  теперь  уже  в рядах  гражданской  авиации,  в  Песках. 311 боевых вылетов в Афганистане,  5  тысяч  часов  полета  и  расстояние  в  почти  миллион  километров  —  внушительные  цифры  характеризуют  его  военную  карьеру.  В  свое  время  Валерий  Игоревич  спас  не  одного  человека.  Однажды  на  борту  его  вертолета,  прямо в воздухе, родился мальчик! Был случай, когда пришлось искать в густейшем тумане умирающего в безлюдном  месте  человека:  тогда  экипаж рисковал и машиной, и своими жизнями.

Четыре  медали  «За  спасение  утопающих»  —  вероятно,  ни  у  одного  летчика  страны  столько  нет.  А  у ветерана  части  полковника  Юрия ПОПОВА  еще  и  орден  Красного Знамени,  орден  Красной  Звезды  и медаль  «За  боевые  заслуги».  Первый  раз  его  экипаж  в  1961-м  спасал  рыбаков  в  Рижском  заливе.  Их лодку  отнесло  от  берега  —  искать пришлось  четыре  дня.  Затем  история  повторилась  в  Онежском  озере — тогда Юрий Андреевич спас жизни  двух  человек.  В  1971-м  на  Сахалине  он  выручал  уже  не  рыбаков,  а матросов, которые ушли в самоволку на шлюпке в море и пропали. Однако самое запоминающееся спасение  произошло  через  год,  вновь  на Сахалине:  на  льдине,  которую  оторвало от берега и унесло в открытое море,  оказалось  1200  человек  — подняли  всех.  Сын  Юрия  Попова, Александр,  отслуживший  срочную службу с отцом в Афгане в качестве авиационного  механика,  стал  спасателем  1-го  класса  в  Карельской поисково-спасательной  службе.  А сегодня  в  части  служит  уже  внук Юрия Андреевича.

Рабочие будни военного аэродрома

Но  на  службе  авиации  стоят  не только  пилоты,  но  и  многочисленная  команда,  которая  обслуживает их полеты. Чтобы мы воочию могли увидеть,  как  проходят  рабочие  будни  на  военном  аэродроме  и  подготовка  к  учебному  полету,  командование  части  дало  разрешение  посетить аэродром в Бесовце. Туда редко захаживают  гражданские,  а  тем  более — журналисты.

Площадь  аэродрома  велика:  на ней  расположились  ангары,  техника,  обслуживающая  летательные  машины  (заправочная,  аккумуляторная  и  другие),  модули-лаборатории  и  небольшие  служебные  помещения.  А  затем  вот  они, красавцы,  стоят  попарно:  самолеты и  вертолеты.  Большинство  из  них мирно  дремлют,  свободные  от  заданий.
 
Сегодня  в  учебный  полет  отправятся  два  воздушных  судна,  — рассказывает  Андрей  МАСЛОВ,  заместитель  командира  части,  —  такие полеты  проводятся  в  среднем дважды  в  неделю  —  для  тренировки летчиков,  проверки  техники  пилотирования. На этот раз отрабатывается техника  пилотирования  при заходе на посадку АН-26 и МИ-8.

У  одного  вертолета  уже  работает винт  (знали  ли  вы,  что  винт  МИ-8 в  диаметре  составляет  около  21  метра?!),  а  над  самолетом  колдует  команда техников, которых нельзя отвлекать  от  работы.  Руководит  процессом  старший  инженер  полетов Григорий  КАЛИНИН.  Он  пояснил нам:

- Предполетная  подготовка длится  час.  За  это  время  необходимо проверить  состояние  всех  систем  самолета:  радиоэлектронику, гидравлику, топливо... Экипаж запускает двигатели, проверяет, исправно  ли  все  работает. Минимальная наземная  команда  состоит  из  четырех человек. В  это  время откуда-то  из-под  крыльев  сливают  топливо,  оказывается, именно  там  у самолета  расположены баки.

Топливо  необходимо  тщатель-но  проверять  и  перед  заправкой, и  после возвращения  самолета,  — объясняет  Григорий  Николаевич.  — В нем не должно быть ни воды, а иначе  при  низкой  температуре  оно  просто замерзнет, ни грязи.

По  словам  Григория  Калинина, у  отряда  в  любое  время  дня  и  ночи есть  дежурные  экипажи  и  наземные специалисты.  В  случае  экстренной необходимости  все  они  срываются на аэродром и меньше чем через час пилоты взмывают ввысь.

Состав  команды  у  самолета  и  вертолета значительно отличается. В кабине  самолета  обязательно  присутствует  командир  экипажа,  его  помощник  и  штурман,  да  еще  на  борту  —  бортовые  техник,  радист  и  механик. На вертолете же вылетают командир,  летчик-штурман,  борттехник  и  также  может  присутствовать бортовой механик.

Во  время  нашего  визита  на  аэродром  там  также  проверяли  техническое  состояние  одного  из  вертолетов. Его борттехник разрешил корреспонденту газеты «П» впервые побывать в кабине вертолета и даже посидеть  на  месте  командира  экипажа!
 
На  самом  деле  приборов  перед  пилотами  —  огромное  количество.  И перед  вылетом  именно  они  показывают  состояние  всех  систем.  То,  что мы  называем  штурвалом,  кстати, вертолетчики  именуют  просто  «ручкой».  Позади  летчиков  по  обе  стороны кабины расположены самописцы —  один  пишет  показания  приборов, другой  —  разговоры  экипажа.  Записи  сохраняются  в  так  называемых «черных ящиках», которые на самом деле оранжевые. А черными называются  из-за  тех  случаев,  когда  в  них появляется особая необходимость.

Из  кабины  через  верхний  люк можно попасть прямо на крышу вертолета  —  даже  совсем  неопытному это  совсем  несложно  —  удалось  мне в этом убедиться. А там, под большим винтом,  расположены  два  огромных двигателя,  каждый  из  которых  весит 330  кг  и  развивает  мощность  1500 л.с.

Вся  команда  в  сборе,  необходимо запустить  двигатели,  чтобы  проверить,  все  ли  работает  исправно.  Авиаторы, к слову, посмеиваются над выражениями  в  материалах  некоторых журналистов, вроде «мы были на борту  вертолета,  наверху  тихо  жужжал  двигатель».  На  самом  деле  там, наверху,  все  совсем  не  тихо:  двигатели  громко  гудят,  винт  вращается  с шальной  скоростью  —  и  только  тогда,  изнутри  слушая  дыхание  машины, понимаешь, как эта многотонная махина отрывается от земли и уходит в высоту.
 
Кстати,  на  каждую  деталь  машины  есть  свой  технический  паспорт и  журнал  вылетов,  где  фиксируется, когда и сколько часов она эксплуатировалась. После полета каждый журнал  необходимо  заполнять.  Поэтому авиаторы невесело шутят: «Час полета и три часа писанины».
 
***

Петрозаводский  отряд,  обеспечивающий  с  неба  безопасность  — нашу  и  государственную,  считается элитным.  Из  желающих  служить  в ней  отбирают  только  лучших.  Кстати,  в  их  числе  могут  быть  даже  не проходившие  службу  в  армии  мужчины,  обязательное  условие  при этом  —  наличие  высшего  образования. Но несмотря на то, что часть собрана действительно из лучших специалистов,  немногие  рядовые  петрозаводчане  о  ней  наслышаны:  настоящие  герои  должны  оставаться  в тени.  Но  в  праздник  ведь  можно  из нее выйти, согласитесь?