Пока в мэрии спорили о будущем транспорта, люди мерзли на остановках
Текст и фото: Антонина Кябелева
Вечером 16 ноября в здании петрозаводской администрации депутаты Петросовета продолжили обсуждение предложенной карельским правительством реорганизации общественного транспорта города. На встрече, помимо депутатов Петросовета и карельского парламента, присутствовали заместитель главы Петрозаводска Андрей Бекелев и заместитель министра по дорожному хозяйству, транспорту и связи РК Юлия Мизинкова.
Первое совещание на эту тему состоялось 28 октября. Тогда правительство предложило петрозаводским депутатам рассмотреть вопрос о передаче полномочий по организации общественного транспорта в руки республиканской власти. По предварительным расчетам, на реализацию новой модели общественного транспорта из бюджета придется выделять 2,2 миллиарда рублей в год. Руководитель Петросовета Александр Ханцевич попросил подтвердить, действительно ли Министерство финансов Карелии готово предусмотреть в бюджете на 2021 год серьезные средства на реализацию проекта по развитию городского транспорта.
Спустя почти три недели депутаты так и не услышали ответа на простой вопрос: будут ли в республиканском бюджете деньги, чтобы сломать существующую транспортную модель, а на ее обломках создать что-то принципиально новое, а главное, более комфортное для петрозаводчан? Мизинкова не смогла предоставить информацию о том, предполагает ли республиканский Минфин выделить на эти цели деньги.
Идея правительства заключается в том, чтобы полностью расторгнуть с нынешними транспортными компаниями все контракты, разработать новую маршрутную сеть, организовать республиканское казенное учреждение, которое бы самостоятельно нанимало перевозчиков, заказывало им необходимый объем перевозок по определенным маршрутам и с нужным интервалом движения, оплачивало эти услуги, а деньги с пассажиров собирало собственными силами, возмещая таким образом собственные затраты. При этом транспортные компании, которые захотят участвовать в конкурсе на право заниматься городскими перевозками, должны будут приобрести новые автобусы.
Мизинкова несколько раз повторила, что передача полномочий от города к республике не является обязательным условием новой транспортной модели. Несмотря на это, она постоянно возвращалась к тому, что нужно принять закон о передаче полномочий. В министерстве уже даже определили дату, когда это должно произойти. По словам Юлии Мизинковой, разработка и принятие закона о передаче полномочий намечены на июнь-июль 2021 года.
Создавалось впечатление, что помимо даты, когда в правительстве запланировали юридически взять в свои руки общественный транспорт Петрозаводска, в министерстве больше ничего не знают. Непонятно, на какие деньги будут создавать новую модель и какова общая цена проекта. Нет никакой гарантии, что Петрозаводск сможет вписаться в какой-нибудь из федеральных проектов по развитию общественного транспорта. Не появилось ясности относительно того, кто, в какие сроки и на какие средства будет разрабатывать новую маршрутную сеть. И, наконец, даже в теории не обсуждалось, а согласятся ли транспортные компании, с которыми уже летом хотят разорвать все отношения, работать в новых условиях и вкладывать большие деньги в новые автобусы.
Депутаты Петросовета высказывали сомнения: не приведут ли столь резкие и явно непродуманные решения к полному параличу общественного транспорта Петрозаводска.
– Мы куда-то вступаем не в то место, -
сказала депутат Галина Васильева, невольно выразив общую атмосферу совещания.
Было принято решение создать рабочую группу по развитию городского транспорта, куда должны войти семь депутатов Петросовета, два депутата ЗС РК, по два представителя от Министерства по дорожному хозяйству, городской администрации, общественных организаций и один представитель Минфина. На ближайшей сессии Петросовета, которая запланирована на 24 ноября, должен быть утвержден персональный состав рабочей группы. Ей предстоит определить, в какую сторону пойдет городской транспорт.
Пока депутаты обсуждали будущее общественного транспорта, петрозаводчане пытались справиться с настоящим. Распоряжение главы РК о сокращении в связи с пандемией коронавируса количества пассажиров в городских автобусах и троллейбусах привело к конфликтным ситуациям. На набережной Варкауса несколько пассажиров попытались войти в полупустой троллейбус. Удалось это только пожилой женщине, едва стоявшей на ногах. Два других пассажира, которые ждали троллейбус 25 минут, остались на остановке. Кондуктор не пустила их в троллейбус, предложив свое негодование переключить на губернатора, издающего подобные распоряжения. Женщина махнула рукой и пошла пешком, а мужчина, громко выражая свое возмущение на «русском разговорном», остался ждать очередного троллейбуса. Так и живем...