Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным — реалии Карелии

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 10 июля в 1999 году.

Здоровье нации зависит от количества денег в государственном кармане. Речь здесь идет не только о наличии лекарств или состоянии лечебных учреждений, но и о том, по каким дорогам эта нация передвигается. В том, что связь здесь существует прямая, убедились журналисты в 1999 году. К счастью, состояние службы Скорой помощи в Петрозаводске, по сравнению с тем глубоким кризисом, который она переживала зимой 20 лет назад, к лету несколько улучшилось. Появился и бензин для машин, и кое-какие медикаменты для больных. Кажется, теперь, если вдруг кому-то стало плохо, ему достаточно вызвать Скорую помощь, и можно быть уверенным, что долго спасения ждать не придется. Но так просто в России ничего не бывает. Больного помчат навстречу счастливому выздоровлению на трясском продукте отечественного автомобилестроения с синими мигалками. В ходе этого путешествия страждущий не раз будет иметь повод помянуть добрым словом и российские дороги, и российских же дураков, которые их строят и по ним ездят. Особенно суровый тест на любовь к жизни возможные пациенты больницы БСМП проходят непосредственно на ее территории. Те больные, которые сразу после поездки по здешним рытвинам и ухабам не отправятся в морг, всенепременно найдут в себе достаточно жизненных сил, чтобы победить любой недуг. «Для того, чтобы обеспечить четкую работу, важно все: и нумерация домов, и освещение. А подъездные пути — это уже обязательно. Вы представьте себе: больница Скорой медицинской помощи дежурит 26 дней в месяц. И мы доставляем сюда от 70 до 100 больных», - заявила Ф.Г.Козицына, заместитель главного врача БСМП.

Нельзя сказать, чтобы руководство больницы не искало путей решения проблемы с подъездной дорогой к своему учреждению. О капитальном ремонте дороги, которого не было с 1970 года, никто и не мечтал. На так называемый «ямочный» требовалось около 77 тысяч рублей. Разумеется, таких денег у больницы не было. Поэтому ее администрация нашла подрядчика — АО «СпецСМУ», готового выполнять работы на условиях взаимозачетов по выплатам в фонд медицинского страхования. Руководство фонда в принципе не возражало против такой формы финансирования ремонта. Но настаивало на том, чтобы работы выполнялись в счет погашения пени, начисленных на долги «СпецСМУ». Как оказалось, у этого предприятия практически нет задолженностей перед фондом медицинского страхования. А нет долга — нет и процентов по нему. А в итоге — нет и нового подъездного пути к больнице. Поэтому для успешного лечения в БСМП кроме собственных миски-ложки-кружки, пижамы и медикаментов неплохо бы иметь и личную подъездную дорогу к больнице. Вытекает вывод, что лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.

Если не решить вопрос с финансированием, то к зиме 1999-2000 года город мог остаться без дорог, заверили те, кто ими занимался. 20 лет назад долг мэрии Петрозаводска Городскому дорожно-эксплуатационному управлению почти сравнялся с годовым доходом этого предприятия. Каждый год первый снег создает массу проблем для муниципального и личного транспорта в Петрозаводске. И каждый год жители столицы Карелии возмущаются тому, что городские власти никогда не бывают готовы к первым снегопадам. Оказывается, есть в Петрозаводске люди, которые в разгар жаркого лета помнят о том, что вслед за ним неминуемо придет зима. А осенью 1998 года они даже митинговали у мэрии, но тщетно. Заместитель начальника ГорДЭУ В.А.Хотулев пояснил: «Если на следующую зиму снег будет, а он будет точно, и предприятие, очевидно, городу понадобится, как любую зиму, да и лето тоже, то надо администрации города изменить свое отношение к нашему предприятию». Изменить городской администрации нужно было прежде всего подход к решению финансовых проблем дорожников. Для того, чтобы им встретить зиму во всеоружии, необходимо было в те годы около 1 миллиона рублей. Но этих денег у них не было. Более того: у ГорДЭУ не было и средств для нормальной ежедневной работы. Те 10-15 тысяч рублей, которые комитет по городскому хозяйству выделял каждый день, с трудом покрывали даже расходы на топливо. Только около 30% транспорта ГорДЭУ прошли технический осмотр. Для того, чтобы остальные 70% были официально допущены сотрудниками ГИБДД к эксплуатации, на них необходимо сменить колеса и кое-какие запчасти. «Долг городской администрации перед нашим предприятием, а мы предприятие их, а не чье-нибудь, потому что только с ними мы работаем по договорным отношениям, так вот долг сегодня составляет 10 миллионов рублей. При обороте нашего предприятия в год примерно 14 миллионов рублей», - заявил Хотулев. Как известно, организации, которые предоставляют гражданам и учреждениям Петрозаводска различные блага цивилизации, не очень любят делать это в долг (как раз весной 1999 года работники-смежники из Автоспецтранса тоже бунтовали нешуточно). Существование расположенного в городской черте ДЭУ больше напоминало жизнь на необитаемом острове: «Мы с 1 апреля без тепла, затем в течение двух месяцев без воды. Сейчас в течение недели мы сидим без электричества. И все это упирается в несвоевременную проплату тем, кто нас обеспечивает». О задержках заработной платы, которую дорожники на днях начали получать только за март, Владимир Алексеевич не стал даже упоминать. Но напомнил о том, что если администрация Петрозаводска не вернет ГорДЭУ хотя бы часть долгов, предприятие просто прекратит существование. А уж как будет жить зимой северный город, в котором никто не убирает снег на дорогах, может легко представить любой петрозаводчанин.

Таким было 10 июля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?

Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.