Кружки, клубы, секции: «Золушки» образования оказались под угрозой

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 25 марта в 2005 году
фото: unsplash.com

Реформа системы образования ровно 20 лет назад набирала в стране обороты. По прогнозам экспертов, в результате ее проведения неизбежно должны были закрыться некоторые кружки, клубы и секции. А ведь в них занимались три четверти детей, проживавших на тот момент в нашей республике. Дополнительное образование, средняя школа – что с ними будет? – с тревогой задумывались в Карелии и чиновники, и общественность.

Урок математики в 10 классе школы №34 вела учитель высшей категории Галина Валентиновна Белова. Тема «техника дифференцирования». У нее этот класс был профильный, с техническим уклоном, в приоритете были физика, информатика, математика. «Потом я хочу поступать в университет, чтобы учиться на технической специальности», - признался ученик класса Андрей Павлов. Но и те, кто не стремился связывать свою жизнь с цифрами, были не против учебы.

«Знание математики мне поможет хотя бы на первом курсе освоиться с новой жизнью», - сказала его одноклассница Вера Прожеева. Галине Беловой никогда не приходилось краснеть за своих учеников. Она считала, что от учителя многое зависит. На своих уроках она учила думать и находить решение поставленной задачи: «Если ученик на уроке математики научился решать проблемы, и выходить из своих трудностей, значит, он и в жизни будет преодолевать трудности».

Министра образования Карелии Галину Анатольевну Разбивную беспокоило, как дети справляются с перегрузками в школе. Современному человеку в первую очередь надо знать русский и иностранный языки, математику, так как она развивает логическое мышление, и быть физически развитым, считала министр: «В школьном образовании избыточный объем знаний дается ребятам!»

Вместе с тем в России началась оптимизация – сокращение учреждений дополнительного образования. В самом начале 90-х так назвали все кружки, секции, студии. Все, что раньше называлось дошкольным воспитанием. Дополнительное – значит, необязательное, решили чиновники в Москве. Ведь даже в Законе об образовании об этом нет ни строчки.

«Творческое образование – добровольное. Без оценок. И это образование, которое приносит ребенку успех», - так высказалась Разбивная. На занятия в хореографическую студию «Муравейник» – три раза в неделю по два часа – девочек никто силой не загонял. Они приходили, потому что нравилось. Там были хорошие педагоги. И каждая участница хотела связать свое будущее с танцем. Например, Марта Лукина хотела поехать в Питер и поступить в театральный. Люда Лагутина хотела танцевать в Москве в Большом театре.

Запросы были серьезными. Поэтому педагог Лидия Ивановна Добровольская была строга и требовательна. Она жалела, что мальчики в студию шли неохотно. Единственный ее воспитанник – Евгений Куприянов – добился успеха. Занимался в студии 5 лет, потом поступил в Пермское хореографическое училище. Стал кавалером Ордена «Молодое дарование России». В 2005 году ему было 18 лет, и он работал артистом театра имени Станиславского.

«Звонит мне, посылает смс-ки, докладывает, куда едут на гастроли», - похвасталась Лидия Ивановна.

Пока в Карелии было решено дополнительное образование не сокращать. Министр Разбивная сама долгое время работала в этой системе. И была уверена – только здесь работают настоящие звезды педагогики. В тот период как раз готовились документы, чтобы присвоить студии «Муравейник» звание образцового коллектива. И к этому событию там репетировали новый танец, и для некоторых девочек это был первый выход на публику.

...

В Русском драматическом театре в 2005 году состоялась премьера спектакля «Гусарская баллада», про которую мы рассказывали в нашей рубрике – про специалиста-фехтовальщика, про балетмейстера, про артистов. А сейчас речь пойдет о человеке, который всегда остается за кадром. Точнее – за кулисами. Это главный костюмер театра – Татьяна Васильевна Леонтьева.

В ее большом хозяйстве находились сотни театральных костюмов. В те годы большинство из них в целях экономии кочевали из одной постановки в другую. Татьяна Васильевна давала костюмам новую жизнь: «Сейчас зашиваю старенькое платье. Мы очень часто его эксплуатируем. Ведь кроме наших спектаклей, мы же весь город обслуживаем. Даем напрокат костюмы часто. И стараемся поддержать их – вот я сейчас восстанавливаю костюм. Он может пригодиться в любое время».

Новым театральным одеждам костюмеры радовались, как дети. Для «Гусарской баллады» впервые за последние годы было пошито все новое. Русское дворянство 19 века предстало во всей красе. «Все костюмы, с которыми в данный момент работаю, я их всех люблю! – заверила Татьяна Леонтьева. – Как люблю актеров, так люблю и костюмы. Это мое». Редкая удача, говорили коллеги, что Татьяна Васильевна согласилась дать интервью. Человек необычайной скромности, трудолюбия, и еще одно ценное качество отличало ее – не ныть в самой сложной ситуации.

«Мы моложе, и иногда бываем немножко нетерпимы, а Татьяна Васильевна в этом отношении для нас – безусловный пример», - сказала заведующая костюмерным цехом Татьяна Романовская. «Театр – всегда второй дом. Для всех, кто прижился в театре. Немногие приживаются надолго», - считала Татьяна Леонтьева. Сама она прижилась, как никто другой. Первая запись в ее трудовой книжке сделана в 1960 году – «принята в театр в качестве одевальщицы». Она уходила и вернулась, и в общей сложности отдала театру к тому моменту 35 лет. Артисты считали ее своей главной помощницей, во время спектакля она стояла за кулисами, помогая актерам переодеваться. И когда артистам хлопают после спектакля, они знают – ее заслуга в успехе ничуть не меньше.

Таким было 25 марта ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2005 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.