07 сентября 2025, 19:22

«Капитальная» лотерея. Иск в суд ускорил ремонт кровли

Граждане сомневаются в эффективности трат Фонда капремонта Карелии
Дом на Анохина, 8
фото: Антонина Кябелева

Текст, фото: Антонина Кябелева

В июле 2025 года Верховный суд РК поставил точку в долгом судебном споре между Дарьей Каликиной, председателем совета дома, расположенного в Петрозаводске, на улице Анохина, 8, и Фондом капремонта РК. Многоквартирный дом был включен в региональную программу капремонта, согласно которой его должны были отремонтировать в 2022 году. Не дождавшись проведения работ, Дарья Каликина обратилась с иском в суд, чтобы заставить фонд выполнить запланированные работы.

И Петрозаводский городской суд, и Верховный суд Карелии отказали Каликиной в удовлетворении иска. Но сама история по отстаиванию гражданами своих прав весьма поучительна. Каликина уверена, что если бы не обращение в суд, то дом до сих пор стоял бы с неотремонтированной кровлей.

Здание на улице Анохина, 8 должны были капитально отремонтировать в 2022 году. Никаких изменений в региональную программу, которые бы сдвигали сроки проведения ремонтных работ, внесено не было. В 2021 году дом находился на спецсчете.

«Для того чтобы выяснить, как нам действовать дальше, я обратилась в фонд капремонта. Нас стали уговаривать перейти в так называемый «общий котел», то есть передать накопленные средства в фонд. К тому времени у нас на спецсчете было порядка миллиона рублей. В фонде меня уверяли, что денег в «общем котле» собрано очень много, и их точно хватит на проведение в нашем доме всех запланированных работ»,

- вспомнила Дарья Каликина.

Дом на Анохина,8

 

Дом перешел в «общий котел». В региональной программе было зафиксировано, что в доме должны отремонтировать кровлю, фундамент, фасад, внутридомовые системы теплоснабжения и электроснабжения. В 2021 году началась разработка проектно-сметной документации. Только в 2023 году документация была готова. По словам Каликиной, у собственников было много замечаний к проектировщикам, и документацию приходилось несколько раз переделывать.

В фонде капремонта документацию от проектной организации приняли и никаких возражений не высказали. За подготовку ПСД было заплачено 286 тысяч рублей. Это деньги, которые собрали собственники дома.

«Я стала узнавать, когда же начнется ремонт. И только на этой стадии мне стало известно, что дом оказался в резервном списке»,

- сказала Дарья Каликина.

Естественно, она стала выяснять, что это за резерв, как туда попадают и на основании каких критериев. Юрист Татьяна Гриневич, которая представляла в суде интересы Каликиной, признала, что в суде так и не удалось выяснить механизм формирования резервного списка.

Каждому дому, в зависимости от его состояния, времени постройки, степени износа присваивается определенное количество баллов. В суде так и не удалось прояснить, как конкретно эти баллы рассчитываются, и как проверить их корректность. Представители ответчика ссылались на то, что на основе баллов расчет проводит специальная компьютерная программа. Между тем именно балльная система определяет очередность домов при проведении капремонта. Проблема в том, что никто из граждан не может проверить, насколько корректно введены данные, и как, вообще, работает эта программа, к которой доступ есть только у ограниченного круга чиновников.

«Расчет баллов осуществляется автоматически при помощи программного обеспечения»,

- сказано в ответе из Минстроя РК на запрос суда.

Изначально дом по Анохина, 8 был включен в основной перечень краткосрочного плана на 2022-2024 годы. После того как в 2021 году дом перешел на счет Фонда капремонта РК, в краткосрочном плане осталась только разработка документации, а все работы перекочевали в некий "резервный список". Гриневич настаивает, что законодательством утверждена форма краткосрочного плана, где не существует разделения на основной и резервный списки. По ее словам, в суде представители Минстроя РК и фонда пояснили, что это сделано, чтобы разделить дома, на ремонт которых заложено финансирование, и дома, на которые денег пока не хватает, но средства могут появиться в случае экономии или появления дополнительного финансирования.

фасад дома на Анохина,8

 

В резервном списке дом по Анохина, 8 находится под номером 10. После того как Каликина обратилась в суд, в доме все же приступили к ремонту кровли. По ее словам, средства «размазали» по домам, которые находились в резерве, не обращая внимания на очередность.

«Самое интересное, что дом по Анохина, 12, который находился в начале списка, не получил ничего»,

- заметила Дарья Каликина.

Другими словами, несмотря на разные программы и списки, невозможно найти логику в распределении средств на ремонтные работы. Ведь если появились дополнительные средства, то их должны были бы истратить на дома, которые стоят в начале резерва, чтобы полностью «закрыть» тему с капремонтом.

«Если бы я не подала иск в суд, нам крышу не отремонтировали бы. Фонд пошел на это, чтобы убрать обвинение в бездействии, на котором мы настаивали»,

- уверена Каликина.

Дом по Анохина, 8, где необходимо отремонтировать фасад и инженерные сети, до сих пор находится в резервном списке на 2025-2027 годы. Но когда конкретно будут проведены работы, никто не может ответить. Между тем все эти работы должны были завершить еще в 2022 году.

Самое печальное, что оплаченная гражданами проектно-сметная документация устаревает. Скорее всего, когда дойдет до ремонтных работ, вновь придется заказывать обследование и корректировать ПСД. Естественно, за счет граждан.

На этом абсурд не заканчивается. В рамках судебного разбирательства фонд капремонта заявил ходатайство о проведении дополнительной строительной экспертизы, чтобы определить износ фасада здания. Теперь 73 тысяч рублей, заплаченных за экспертизу, фонд хочет взыскать с Каликиной.   

«Коллизия в том, что мы сначала заплатили за экспертизу, с которой фонд не спорил. Там износ фасада определили на уровне 55%. Потом фонд настоял на судебной экспертизе, согласно которой износ составляет более 30%. И в том, и в другом случае за это платят собственники»,

- возмутилась Каликина, которая представляла в суде интересы собственников МКД.

Когда ремонтировали кровлю, рассказала Каликина, рабочие умудрились задеть трубы с горячей водой, залив три квартиры. Когда дойдет до ремонта инженерных сетей, то, не исключено, опять произойдет ЧП, и будет повреждено утепление чердачных помещений, выполненное при ремонте кровли. Нормальному человеку не придет в голову делать навесной потолок, если не отремонтирована крыша, которая регулярно протекает. Капитальный ремонт здания задуман для того, чтобы провести работы таким образом, чтобы потом не нужно было снова все переделывать.

Провисшие провода у дома

 

Здание на Анохина, 8 подключено к электроэнергии воздушным путем через провисшие провода.

«Когда чистят крышу от снега, наш дом остается без света, потому что невозможно ее очистить, не повредив провода. Дом нужно подключать к электроэнергии подземным путем. У нас для этого все готово. Но так как комплексного капитального ремонта в доме не провели, мы остались с провисшими проводами»,

- сказала Каликина.

По ее словам, фонд предложил провести еще одну экспертизу, естественно, за счет собственников жилья, и доказать, что необходим капитальный ремонт.

Фонд капремонта Карелии давно замечен в излишнем увлечении экспертизами и составлением ПСД. Их можно делать до бесконечности, так и не переходя к ремонтным работам. Только вот коллекция экспертных заключений не сделает наши дома теплее, надежнее и долговечнее. Капитальный ремонт превратился в какую-то странную лотерею, когда граждане вообще не понимают, когда их дом приведут в порядок, и какие работы выполнят. Единственно, что остается незыблемым, это постоянное повышение платы за капремонт.