04 сентября 2019, 08:00

Эксперимент на транспорте в Петрозаводске был признан несостоятельным

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 4 сентября в 1999 году

В истории петрозаводского общественного транспорта была поставлена еще одна жирная точка. Дело в том, что ровно 20 лет назад в отрасли было решено провести эксперимент, который, к сожалению, завершился буквально через два месяца. Речь идет об однодневных разовых проездных билетах.

Городская администрация и транспортники остались недовольны тем, что они получили в результате. По их подсчетам, доходы предприятий резко сократились в июле по сравнению с июнем на более чем 300 тысяч рублей. Отчасти на это повлияли 8-рублевые проездные. Несмотря на то, что они существовали всего 2 месяца, граждане тут же научились их подделывать. Причем, совершали это с различной степенью качества. Зачастую делались такие подделки кустарно и грубо, но — у кустарей появился отличный образец, из которого можно было «ваять» проездной на месяц. Из 110 изъятых в июле всех фальшивок, 98 — подделки из одноразовых проездных.

Городские власти и транспортники вновь наивно удивились, хотя к тому, что голь на выдумки хитра, пора давно привыкнуть. И хотя ни градоначальник Андрей Демин, ни главы Троллейбусного управления и Автоколонны 1126 не объявляли о конце эксперимента с 8-рублевым билетом, последнему пришел конец. Напомним, что и сам проездной появился при повышении цен, когда билет на транспорт стал стоить 2.50, подскочив сразу на один рубль, что было существенным повышением цены в те годы. Одноразовый же проездной был выгоден тем, кто пользовался транспортом очень редко, но зато за один день должен был совершить 4 и более поездки. В связи с очередным ростом стоимости ГСМ возник вопрос — не увеличится ли цена проезда снова. «Второй раз повышать со скидкой на то, что у нас повысилась стоимость ГСМ, мы не будем», - заверил мэр Петрозаводска Андрей Демин. «Пассажир уйдет, пойдет пешком.

Повышение цены не решит проблемы, мы даже потеряем те доходы, которые имеем сегодня», - были уверены в Автоколонне. Цены решено было не повышать еще и потому, что реальная себестоимость проезда пассажира — не менее 8 рублей. Все повышения ниже этого уровня просто бессмысленны. Зато более реальной транспортникам видится идея сократить список льготников. С этим городская власть была намерена обратиться в Арбитражный суд. И если эта идея не воплотиться в жизнь, то вместо льготников сократится персонал ТУ и Автоколонны. По скромным подсчетам — на полторы тысячи человек. Забегая вперед скажем — переиграть список льготников так и не удалось, а Автоколонна приказала в скором времени долго жить.

В конце 90-х годов петрозаводский Ремонтно-механический завод находился в глубоком кризисе. Но в 1999 году на предприятие пришли новые люди, и оно заработало. Убедиться в этом приехал первый заместитель председателя правительства РК Виктор Масляков.

На заводе действовало несколько цехов. В первом ремонтировали автомашины и двигатели к ним, в другом — троллейбусы, в третьем — начался выпуск манипуляторов для лесной промышленности. Завод — небольшое предприятие, но тем не менее очень важное для экономики республики. Как лакмусовая бумажка состояния дел в Карелии, отметили чиновники. На его примере было видно, что именно необходимо для выхода из кризиса. «Люди есть, возможности есть, надо, чтобы каждый нашел себя. От специалиста-рабочего до управленца», - заметил Масляков. Руководители предприятия не пытались урвать денежный кусок пожирнее, не пытались заработать на продаже за бесценок леса. Но производили так необходимую лесному комплексу республики технику. Скажем, их новый инвестиционный проект, согласно которому выпускали манипуляторы, помогал леспромхозам сэкономить на их покупке до 20 тысяч долларов за штуку.

По словам Маслякова, именно здесь создавалась налогооблагаемая база на вторичном обороте денег. Что благоприятно сказывалось на бюджете республики. По мнению первого вице-премьера, за такими предприятиями будущее. И бывшим флагманам машиностроения следовало повнимательнее присмотреться к опыту Ремонтно-механического завода: «Это укор Тяжбуммашу, Петрозаводскмашу, когда специалисты перешли и на более низком по уровню в техническом оснащении производстве делают дело. Надо срочно браться за Петрозаводскмаш и руководителям, и мэру города, и собственнику».

В конце августа, когда отмечается День кино, Алла Сурикова, известный кинорежиссер, автор «Суеты сует» и «Чокнутых», приехала в Карелию. Тогда она начала работу над новым проектом и поведала об этом на встрече с творческой интеллигенцией Петрозаводска, прошедшей в здании Филармонии. После выхода в свет комедии «Хочу в тюрьму», получившей национальную премию «Ника» за лучшую мужскую роль, Сурикова с учениками принимала участие в создании серии документальных фильмов под общим названием «Провинциальные музеи России». Одним из первых в серии стал фильм об этнографическом музее в Шолтозеро, столице Вепсской волости. Деньги на сериал выделены фондом Сороса. Ну а самобытная культура вепсов, как известно, давно является предметом изучения Международных научных центров. Съемки в Шолтозере начались в сентябре 1999 года. А представить на суд публики готовую работу Алла Сурикова предполагала уже зимой.

Таким было 4 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?

Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.