За все лето даже пленку не сняли. Реставрация «Кижей» снова сорвана

03 сентября 2016, 09:42
В российском Минкульте нашли «крайних», но не у себя и даже не в музее-заповеднике.

Реставрация всемирно известного памятника все больше напоминает езду по разбитой ухабистой дороге. Не успевает музей забраться на горку, добившись прорыва в реставрации, которая идет уже шесть лет кряду, как тут же скатывается вниз, чтобы увязнуть в непроезжей колее возникших трудностей.

Такая ситуация в различных вариациях повторялась в разное время и при разных директорах. Но особую «славу» по части скандалов с реставрацией «Кижей» снискал экс-директор Андрей Нелидов.

Общественники и эксперты прямо обвинили его два года назад в фактическом срыве реставрации из-за того, что музей несвоевременно провел работу с российским Минкультом и поздно получил деньги. Спустя год Нелидова сменила Елена Богданова, на которую общественность возлагала и по-прежнему возлагает большие надежды. Поскольку ее профессионализм и порядочность ни у кого не вызывают сомнений.

Андрей Нелидов

Однако то, что случилось в этом году при новом директоре, не идет ни в какое сравнение даже с периодом Нелидова. Потому что в реставрационный сезон этого года на срубе Преображенской церкви практически ничего не было сделано, за исключением декоративных элементов, которые устанавливал плотницкий центр самого музея. Правда,  винить в этом Елену Богданову все же язык не поворачивается.

О возникших в этом году проблемах с реставрацией мы писали еще в конце мая. Однако и все последующее лето — наиболее благоприятное время для проведения таких работ — реставраторы так и не коснулись ни одного бревна ни на срубе, ни в реставрационном центре, спрятанном в глубине острова.

А пленка, которой на зиму был закрыт зияющий проем на месте демонтированного третьего пояса Преображенки (вся церковь разделена на семь таких поясов, которые поочередно разбирают и реставрируют), так и провисела до осени.

Не снимут ее аж до следующей весны. Потому что в этом году реставраторы на памятнике уже точно не появятся. Как такое могло произойти и кто виноват в этом, разобраться было непросто.

 

Проектная эпопея

Как оказалось, все дело в том, что подрядчики, которые должны провести основные работы  по разборке, сборке и реставрации бревен сруба, а также с лифтингом, который поднимает и опускает церковь,  до сих пор не определены.

Причина же, из-за которой на этот раз серьезно забуксовала реставрация «Кижей», в отличие от прошлых лет не в безалаберности дирекции музея, как уже было сказано. Еще в прошлом году Министерство культуры России в категоричной форме заставило «Кижи» подготовить проект реставрации не на очередной пояс церкви, как делалось все предыдущие годы, а сразу «под ключ». Иначе говоря, до полной сдачи объекта.

III пояс Преображенской церкви

Не осилив с ходу столь сложную задачу (нужно было собрать воедино документацию за прошлые годы и разработать на предстоящие), петербургский институт «Геореконструкция» сдал в итоге проект со значительным опозданием — только в январе этого года.

Вслед за этим начался сложный процесс доработки 53 томов проектной документации: специалистов «Кижей», грубо говоря, не удовлетворили некоторые решения проектировщиков, которые были построены на предположениях и гипотезах.

Поэтому окончательно музей и федеральный Минкульт согласовали проект лишь чуть больше месяца назад — в конце июля. И только после этого безнадежно увязший в проектной трясине процесс реставрации стал медленно из нее выбираться — началась долгожданная подготовка к проведению конкурсов для определения подрядчиков.

 

«Цена вопроса» все застопорила

Однако когда состоятся аукционы, достоверно сказать еще никто не может. Не могут этого сделать и в самом музее-заповеднике. Правда, как уверяет директор «Кижей» Елена Богданова, вопрос с конкурсами все же решится в ближайшие полтора месяца, когда будет получено согласование проекта и от ЮНЕСКО.

Елена Богданова

Проблему, однако, усложняет то, что Министерство культуры России еще в прошлом году передало право на проведение аукционов подведомственной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации и не вернуло его назад музею. Обратный процесс по инициативе «Кижей» уже начался, однако возвращение полномочий еще согласовывается в Минкультуры России.

Как только эти дела будут улажены и наконец определятся подрядчики, работы по реставрации сразу же  возобновятся, обещает Богданова. Вначале в плотницком центре на острове, где до конца года подрядчики начнут реставрировать демонтированный III пояс, а в следующем году — и на срубе Преображенской церкви.

Так, в марте-июне 2017 года подрядчики разберут следующий, II пояс, в августе-ноябре начнут и его реставрацию. Параллельно в августе-ноябре будут смонтированы и четыре главки на Преображенской церкви на уровне IV пояса. Полностью же реставрация сруба должна завершиться в 2019 году, а откроется для посетителей церковь в 2020-м. Все работы будут проведены в соответствии с календарным планом и окончательным проектом реставрации, уточнили в музее-заповеднике.

Летом 2015 года. Фото: Илья Тимин

Насчет же самого проекта, который и сорвал реставрацию в этом сезоне, в «Кижах» категоричны. В музее считают, что его подготовка была необходима и давно назрела. Во-первых, потому, что Минкульт и сами «Кижи» должны были наконец узнать конечную стоимость реставрации сруба (она в итоге составила 228 млн рублей). А во-вторых, чтобы оставить на будущее исчерпывающую проектную документацию, которая бы описывала все характеристики Преображенской церкви и примененные реставраторами решения.

Нужно было окончательно понимать, как говорится, цену вопроса, — попыталась найти объяснение Елена Богданова. — Но главное в том, что у нас даже стадии П (проектирования. — Прим. авт.), к сожалению, не было, не говоря уже о целом проекте.

— На каждый пояс раньше разрабатывалась только рабочая документация. Вот в чем вся причина. Но так быть не должно. Нам нужно, чтобы все было в порядке, в соответствии. Чтобы у того, кто пришел реставрировать церковь через, скажем, 300 лет, были все документы, — рассказала директор музея-заповедника.

 

Больше вреда, чем пользы

Несмотря на, казалось бы, убедительные пояснения со стороны дирекции «Кижей», с ними не согласны специалисты, не один год проработавшие с памятником. Так, бывший главный реставратор музея-заповедника Николай Попов еще в мае этого года предупреждал, что подготовка проекта «под ключ» серьезно затормозит процесс реставрации.

Виталий Скопин

Того же мнения придерживается и директор Архитектурно-реставрационного центра «Заонежье» Виталий Скопин, фирма которого в течение шести лет была основным подрядчиком: разбирала, реставрировала и собирала Преображенскую церковь.

Как человек, хорошо знакомый с процессом реставрации изнутри, Скопин считает, что подготовка проекта «под ключ» не только отняла время в этом году, но и готовит «сюрпризы» в будущем.

Самый опасный из них заключается в том, что окончательный проект реставрации, как и любой другой, предусматривает жесткое исполнение. То есть столкнувшись с чем-то пока неизвестным в «поведении» 300-летнего памятника, который строился без всяких проектов, а потом неоднократно перестраивался и ремонтировался, реставраторы не смогут скорректировать проектную документацию, как это делалось раньше. Как будут выкручиваться из таких ситуаций музей и подрядчики, директор АРЦ «Заонежье» даже не может представить.

Подрядчики и музейщики обсуждают детали реставрации

— Проект «под ключ» скорее вредит, чем приносит пользу. Все наши коллеги, архитекторы, реставраторы очень много говорили, что это неправильный путь, — поведал Скопин. — На таком уникальном памятнике, конечно, нужно было подходить локально к каждому поясу. Изучать каждый пояс детально после разборки и все подробно прорабатывать. Так и было до того, как Борис Мазо (арестованный по «делу реставраторов» глава департамента имущественных отношений Минкультуры РФ. — Прим. авт.) задал этот вектор «под ключ». Это его инициативна. Ослушаться в министерстве и в музее, к сожалению, не могли.

 

До Кижей не дотянулись?

Кстати, с именем Бориса Мазо и «делом реставраторов» связана неофициальная версия, которая объясняет, почему вдруг Минкульт вопреки мнению специалистов заставил музей готовить окончательный проект реставрации. И выглядит она более убедительно, чем официальное пояснение Елены Богдановой. Правда, по понятным причинам никто из наших собеседников не стал бы повторять эту версию во всеуслышание.

Фото: Илья Тимин

Если верить ей, Минкультуры хотело узнать окончательную цену реставрации «Кижей», чтобы провести аукцион сразу на все оставшиеся работы на несколько лет вперед. Провел бы его уже не музей, а упомянутая дирекция Минкультуры по строительству, реконструкции и реставрации. И подрядчиком бы в этом случае, как говорят, стала бы одна из фирм, приближенных к Минкульту. Чем бы это закончилось для Преображенской церкви, нетрудно догадаться.

Приди на объект компания, аффилированная с кем-то из высших чиновников министерства, последствия, по всей видимости, были бы ужасающими. Такими, например, как в Изборской крепости в Псковской области: памятник надо было фактически заново реставрировать, после того как там побывали низкоквалифицированные рабочие из стран СНГ.

Но в марте правоохранители арестовали и Бориса Мазо, и его босса — замминистра культуры Григория Пирумова, и главу дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Бориса Цагараева. А заодно и руководителей ЗАО «БалтСтрой», которое работало в Изборске и на многих других объектах.

Григорий Пирумов (в центре). Фото: mosconsv.ru

Задержанных чиновников и предпринимателей подозревают в хищении средств (более 50 млн рублей), которые были выделены на реставрацию объектов культурного наследия. В их числе могли оказаться и «Кижи», однако благодаря счастливому стечению обстоятельств эта участь миновала главный символ Карелии.

 

Как общественники Минкульт разгневали

Разумеется, рассчитывать на комментарий Министерства культуры РФ насчет этих подозрений было бессмысленно. Но попытаться спросить кого-нибудь из руководителей Минкульта, зачем они все-таки заварили кашу с проектом «под ключ», сорвав по факту в этом году реставрацию «Кижей», было логично.

Владимир Цветнов. Фото: Вадим Разумов, deadokey.livejournal.com

Поэтому мы задали такой вопрос руководителю департамента госохраны культурного наследия Минкультуры Владимиру Цветнову (он, к слову, отвечает за сохранность всех федеральных памятников, в том числе «Кижей»). Вопрос, как мы и опасались, вызвал резкую реакцию федерального чиновника.

Без видимых на то причин он эмоционально заявил, что на этот шаг министерство вынудили пойти карельские эксперты и общественники, которые-де регулярно выражают свое несогласие с работами на Преображенской церкви и критикуют всех директоров.

— Бардак у вас в Карелии... Просто бардак! С этим и было связано (появление проекта. — Прим. авт.), — огорошил Цветнов. — [Мы хотели], чтобы была, в конце концов, одна проектная документация. Чтобы ваши общественные организации и эксперты видели ее. Чтобы каждый (проект на отдельный пояс. — Прим. авт.) не обсуждался господами Орфинским и Поповым, вашими общественниками и всеми-всеми-всеми, кто высказывает свое мнение насчет правильности работы госпожи Богдановой, господина, который сейчас сидит, — Нелидова, а до него Эльвиры Аверьяновой.

 

С больной головы на здоровую

Такой ответ высокопоставленного работника Минкульта крайне удивил общественников, сталкивавшихся уже со всякими обвинениями. Так, представитель организации защиты прав граждан «Согласие» Татьяна Смирнова, которая входит в общественный совет «Кижей», считает слова чиновника как минимум необоснованными.

Татьяна Смирнова (справа) и бывший директор «Кижей» Эльвира Аверьянова

Общественники, по ее словам, никогда не останавливали реставрацию, а наоборот, постоянно требовали ее продолжения. Кроме того, «Согласие» предупреждало все властные инстанции о негативной роли экс-директора «Кижей» Андрея Нелидова, но никогда не подвергало сомнению работу других директоров.

При этом Смирнова подозревает, что именно громкий коррупционный скандал в Минкульте и связь его фигурантов с «кижским проектом» и заставляет сейчас Владимира Цветнова ради чести мундира «валить все с больной головы на здоровую».

Со своей стороны академик архитектуры Вячеслав Орфинский, большую часть жизни посвятивший изучению и сохранению деревянного зодчества в Карелии, в такие подробности предпочитает не вдаваться, хотя слова Цветнова вызывают и у него удивление.

Вячеслав Орфинский

Сейчас ученого больше волнует возобновление работ на Преображенской церкви и кадровые вопросы в музее-заповеднике — в частности, отсутствие замдиректора по строительству и реставрации, на место которого в кулуарах еще не так давно прочили несведущего в реставрации чиновника.

Если эти проблемы не будут решены в ближайшее время, они могут негативным образом сказаться на судьбе памятника, считает Вячеслав Орфинский. И по всей видимости, с академиком можно только согласиться. Ведь если музей наконец не выберется из глубокой колеи, в которой он застрял в этом году по вине федерального Минкульта, нынешние трудности покажутся совсем безобидными на фоне новых.

 

Главное фото: Илья Тимин

Сергей Мятухин's picture
Автор:

Сопротивлялся приходу в журналистику, хотя еще со школьной скамьи в нее скатывался. Не верит в судьбу, но все бóльшую роль отводит случайности. Не любит скрытых мотивов и чрезмерной навязчивости. Всегда интересовался историей и закулисной механикой, которая управляет обществом. Интроверт, склонен к эстетству и созерцательности.