«Ни одного бревна за два года». Реставрация Кижей снова буксует
Под защитной пленкой
О том, что с реставрацией всемирно известного памятника снова возникли какие-то трудности, легко убедиться. Для этого достаточно зайти на сайт музея «Кижи» и посмотреть на веб-камеру, которая с интервалом в 30 секунд выдает новые снимки с погоста.
На них хорошо видно, что вынутый из Преображенской церкви еще в 2014 году третий пояс (храм разделен на семь таких поясов, которые поочередно разбирают и реставрируют) отсутствует. Зияющий же на этом месте проем как был закрыт защитной пленкой на зиму, так до сих пор и остается законсервированным.
Более того, если судить по снимкам веб-камеры, реставрационные работы на церкви сейчас вообще не ведутся, хотя в лучшие годы (до 2013-2015 годов, когда музеем руководил Андрей Нелидов) они начинались в первых неделях мая.
Фото с веб-камеры, май 2016
Надо отметить, что не намного лучше прошла реставрация и в прошлом году, когда основной подрядчик — АРЦ «Заонежье» — закончил в начале июля сборку четвертого пояса, а весь остальной реставрационный сезон вплоть до поздней осени на объекте велись только работы с металлокаркасом и лифтингом, да плотницкий центр музея устанавливал на церкви декоративные элементы — бочки и лемехи.
Выдумка Минкульта
На то, что основные реставрационные работы в Кижах застопорились, еще в декабре 2015 года на заседании координационного совета музея обратили внимание директор АРЦ «Заонежье» Виталий Скопин и бывший главный реставратор «Кижей» Николай Попов.
Фото: arc-restore.ru
С большим беспокойством они заявили тогда, что с весны 2014 года на острове не было отреставрировано ни одного бревна Преображенской церкви. С тех пор прошло полгода, и положение, если верить Николаю Попову, который консультирует нынешнего директора «Кижей», Елену Богданову, нисколько не изменилось.
Говоря о причинах нового сбоя, бывший главный реставратор не преминул упомянуть Андрея Нелидова, при котором отлаженной системе работы в музее был нанесен серьезный урон — организационный и кадровый.
Николай Попов (справа). Фото: kizhi.karelia.ru
Эту ситуацию, по словам Попова, усугубила прошлогодняя «новация» Минкультуры России. Ведомство потребовало от музея заказать проектную документацию сразу на всю реставрацию до конца, хотя раньше на каждый год разрабатывался отдельный проект. Сделали же это московские чиновники под благовидным предлогом — для того, чтобы узнать, сколько еще денег нужно потратить на завершение реставрационных работ. Это нововведение, поведал Николай Попов, не замедлило отразиться на всех участниках реставрации.
Санкт-Петербургский институт «Геореконструкция» просто физически не успел подготовить проект, который потребовали в Минкульте. Без проекта нельзя было разработать смету и получить финансирование. А без денег — объявить конкурсы и, наконец, начать реставрацию.
Хуже всего в этой ситуации, посетовал Николай Попов, было то, что музей не пытался сопротивляться идее столичных чиновников. Не предпринял он таких попыток даже после того, как в марте этого года по «делу реставраторов» был арестован первый замминистра культуры Григорий Пирумов.
Григорий Пирумов. Фото: mkrf.ru
Высокопоставленного чиновника вместе с другими руководителями Минкультуры и рядом предпринимателей заподозрили в хищении бюджетных средств при реставрации объектов культурного наследия в разных регионах страны. И хотя пока следствие не пролило свет на то, не тянутся ли нити этого дела в Карелию, есть не менее интересные данные.
А именно то, что Григорий Пирумов был, скорее всего, тем, кто заставил «Кижи» разрабатывать проект реставрации на несколько лет вперед. По крайней мере, бывший главный реставратор музея Николай Попов предполагает, что именно арестованные руководители Минкульта были авторами этой идеи.
Зачем попавшим под следствие чиновникам понадобилось узнавать конечную цену реставрации «Кижей», можно только догадываться. Однако вместо того чтобы попытаться отказаться от этой «новации», «Кижи» продолжили идти этим же путем, из-за которого начало реставрационного сезона в этом году отложено на неопределенное время.
Кижи, октябрь 2015
— Сейчас ничего не делается: Преображенская церковь стоит, — рассказал Николай Попов. — На это есть миллион причин, связанный со всеми предыдущими периодами и с нынешним тоже. Сейчас якобы делается документация на три года вперед. Работа над ней еще не закончена. Проект до сих пор проверяется, сто раз возвращается — и конца этому пока не видно. А все потому что так никто не делает: проект готовят на каждый год отдельно. Но Министерство культуры заставило, а музей не смог отстоять свое мнение. Однако самое главное, что церковь не может вечно находиться в таком состоянии. Да уже и стыдно перед всеми становится.
Дурные традиции
Того, что начало реставрационных работ затягивается на неизвестный срок, не скрывают и в самом музее. Взяв паузу для общения со специалистами, пресс-служба «Кижей» так и не смогла сообщить, когда же именно в этом году будут объявлены конкурсы на реставрацию, а подрядчики приступят к своим обязанностям.
Демонтированный III пояс в плотницком центре
Правда, в учреждении уверяют, что так или иначе, но работы этим летом непременно начнутся, потому что ставший камнем преткновения проект уже готов и отправлен в «Росгосэкспертизу». Тем не менее, когда проектная документация будет окончательно согласована, в «Кижах» опять же сказать затруднились.
— Проект реставрации Преображенской церкви находится на согласовании в Министерстве культуры РФ, — сообщили в музее. — Там же находится историко-культурная экспертиза проекта, а в «Росгосэкспертизе» заканчивается согласование смет.
Как только эти процедуры закончатся, будут объявлены конкурсы. Не будем гадать, когда это случится, потому что от нас здесь мало что зависит. Но в этом году работы должны быть проведены, — сказали в пресс-службе.
Тем не менее надо отдать должное музею, в котором все-таки признают, что с весны 2014 года ни одно бревно Преображенской церкви действительно не было отреставрировано (при Нелидове такие провалы категорически отрицали). Но при этом в «Кижах» не согласны с тем, что на погосте вообще ничего не делается. Именно сейчас, как рассказали в пресс-службе, плотницкий центр ведет работы по укреплению сруба церкви, а также продолжает заниматься реставрацией декоративных элементов.
Правда, это все равно нисколько не умаляет того, что куда более важные работы с самим срубом не двигаются с мертвой точки, а ставшие при Андрее Нелидове дурной традицией задержки и срывы основных реставрационных работ повторяются вновь. Поэтому главный сейчас, как представляется, для музея вопрос в том, сумеет ли он с этим, наконец, справиться и как можно быстрее довершить начатое нелегкое дело реставрации.