Книжность рукописная
КНИЖНОСТЬ РУКОПИСНАЯ Карелии обязана своим появлением монастырской колонизации края. В 14―15 вв. на терр. быв. Олон. губ. и сопредельных земель (в те времена Новгородской респ.) возникли мон., к-рые были очагами книжной культуры в др.-рус. период.
Крупнейшим ц. К. р. 15―17 вв. являлся Соловецкий мон. Его б-ка начала формировать- ся в 15 в., к кон. 16 в. она состояла из 481 рукописи, в 1711 ― из 1 154 (ныне хранится в Рос. нац. б-ке в С.-Петербурге). Соловляне приобретали рукописи в др. книжных ц. (существовали прочные связи между Соловецким и Троице-Сергиевым мон.), занимались перепиской рукописей, создавали собственные лит. произв.
Среди соловецких книжников 15―17 вв. известны игумен Досифей (авт. одной из редакций Жития Зосимы и Савватия Соловецких), Сергей Шелонин (авт. Сказания о Иоанне и Логгине Яренгских, Слова на перенесение мощей митрополита Филиппа, Азбуковника и др.), Герасим Фирсов (авт. проложного Жития митрополита Филиппа, одного из ранних старообряд. сочинений «О сложении перстов» и др.).
На Соловках в 16―17 вв. были созданы Житие Германа Соловецкого, Соловецкий летописец, Повести о пустынножителях Соловецкого о-ва, посв. вопр. церковных реформ 17 в., соловецкие челобитные царю Алексею Михайловичу, сказания о видениях и чу-десах, предшествовавших Соловецкому восст. 1668―76 (напр., Повесть о видении инока Ипатия) и др.
Менее богатой была б-ка Александро-Свирского мон. (он не раз подвергался вражеским нашествиям), к кон. 17 в. здесь хранилось 114 рукописей. Дошедшие до нас 26 рукописей Александро-Свирского мон. хранятся в Б-ке АН (С.-Петербург) как отд. собрание. Самый значит. пам. К. р. Александро-Свирского мон. ― Житие Александра Свирского, написанное в 1545 игуменом этого мон. Иродионом.
Разошедшееся по всей Руси в огромном кол-ве списков (сохранилось ок. 400), это житие послужило источником житий Александра Ошевенского, Ефрема Перекомского, Антония Сийского. В 15―16 вв. б-ка существовала и в Валаамском мон., но как единое собрание не сохранилась. Самые ранние из изв. сейчас валаамских рукописей (Евангелие, Слова Григория Богослова, Пролог и др.) созданы валаамскими писцами Закхеем, Евфимием, Феодором, Гридей и др. в 1465―1508.
В нач. 18 в. валаамская б-ка была собрана заново, эти рукописи хранятся сейчас в б-ке Ново-Валаамского мон. и в православном церковном музее г. Куопио (Финляндия). В ист. отношении наиб. ценным пам. К. р. Валаама является «Сказание о Валаамском мон.» (1550-е). Единичные рукописи др. монастырских б-к встречаются в самых разных собраниях гос. хранилищ.
Кроме названных, к истории Карелии имеют отношение следующие произв. о святых и монастырях: «Повесть о Муромском острове» (кон. 15―нач. 16 в.), жития Арсения Коневского (16 в.), Александра Ошевенского (16 в.), Кирилла Челмогорского (17 в.), Варлаама Керетского (17 в.), Корнилия Палеостровского (известен список 18 в.) и др. С кон. 17 в. сильное влияние на духовную культуру Олон. края оказывала К. р. старообрядцев (см. Книжная культура Выголексинского общежительства).
В 17―19 вв. разл. произв. др.-рус. и старообряд. К. р. переписывались крестьянами, горожанами, предст. местной адм-ции. Книжная культура была особенно высока в тех регионах, где держались «древлего благочестия» (Беломорье, Заонежье, Каргополье). Не случайно на протяжении всего 20 в. Олон. край был местом археограф. «паломничеств».
Первую археограф. поездку сюда предпринял в 1903 зав. рукописным отд. Б-ки АН (С.-Петербург) В. И. Срезневский. Он вывез из Заонежья 326 рукописей 14―19 вв., к-рые составили Сев. собрание Б-ки АН. В 1908―09 чл. Олон. статист. комитета Н. С. Шайжин собирал рукописи для петрозаводского музея в Заонежье, Пудожском и Каргопольском у.
В 1940-е благодаря поездкам ленинградского археографа В. И. Малышева в Беломорский р-н крупное собрание рукописей (более 300) появилось в Ин-те яз., лит. и истории Карел. филиала АН СССР (ныне Карел. науч. ц. РАН). В 1954 оно было передано в ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, где составило основу Карел. собрания (ныне ок. 600 рукописей).
В 1950―70-е разл. р-ны Карелии регулярно обследовались археографами Пушкинского Дома и Б-ки АН (С.-Петербург). На основе собранных рукописей в Б-ке АН были сформированы Каргополь- ское (336 рукописей) и Беломорское (85 рукописей) собрания. Рукописи олон. происхождения хранятся также в Москве, в Рос. гос. б-ке (собр. Олон. духов- ной семинарии) и Гос. ист. музее (собр. Е. В. Барсова).
Небольшие собрания ру-кописных книг находятся в разл. учр-ниях Петрозаводска: в Карел. гос. краевед. музее, музее-заповеднике «Кижи» (интересна коллекция, принадлежавшая заонежским крестьянам Корниловым), Нац. архиве РК, Нац. б-ке РК (нек-рые рукописи хранились ранее в Олон. губ. музее).
В этих собраниях представлены как тексты богослужебного, богословского и канонического содержания, так и почти все жанры др.-рус. «четьей» лит.: жития святых, слова и поучения, апокрифы, пов. душеполезные и светские, произв. ист. характера.
Среди пам. К. р. местного происхождения можно отметить изв. в науке Олон. сб. заговоров нач. 17 в. ― один из наиб. ранних и полных сб-ков, содержащий не только рус., но и вепс. тексты (Б-ка АН, С.-Петербург). Анализ писцовых записей в рукописях дает ценный материал для установления имен местных книжников (олон. писцы Давыд Шаргоев и Алексей Ижорин, кон. 17 в.; пудожанин Иван Устинов, 18 в.; крестьянин Шуньгского погоста Федор Егоров, 18 в. и др.).
Лит.: Срезневский В. И. Описание рукописей и книг, собранных для Императорской Академии наук в Олонецком крае. СПб., 1913; Древнерусские рукописи Пушкинского Дома (обзор фондов). М.; Л., 1965; Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера. Л., 1977; Пигин А. В. Коллекции рукописей XV―XX вв. в государственных хранилищах Республики Карелия: крат. обзор // Традиционная книга и культура позднего русского средневековья. Ярославль, 2008. Ч. 1.
А. В. Пигин