13 декабря 2011, 12:15

Помогу чем смогу, или Продажные будни

Корреспондент газеты «П» на часок превратился в продавца-консультанта

Вообще-то, ненадолго менять профессию, ставить эксперименты и «испытывать на себе» — дело для меня не особо непривычное. Пытаться расплатиться копейками в троллейбусе, работать «лабухом» (музыкантом) в ресторане... Полезно, весело и эмоционально! Но вот продавцом поработать — такого еще не было. И не просто продавцом, а продавцом-консультантом. Хорошо, что в одном из городских супермаркетов электроники любезно согласились на часок принять корреспондента в свой коллектив.
На входе приветливо встречает директор магазина. Роман (так его зовут) сегодня будет меня подстраховывать. И слава богу, потому что в электронике я почти ноль без палочки.
— Главное, не волнуйся, будь приветлив и помни: главное у нас в магазине — сервис! — улыбается Роман. — Здоровайся, задавай необычные вопросы, но не будь навязчивым, мы прекрасно знаем, что многим покупателям не нравятся фразы вроде: «Вам чем-нибудь помочь?» Даже если человек ничего не купит, у него должно остаться приятное впечатление от посещения.
Мне, как положено, выдают униформу и гордый бейджик с надписью «стажер».
— Почему низ не черный? Где ботинки? — то ли шутит, то ли нет один из консультантов.
Действительно, низ (штаны) светлый. Вместо ботинок кроссовки. Не учел, в следующий возможный раз исправлюсь. Тем не менее выданная рубашка тоже сойдет, новичку простительно. Меня закрепляют за
зоной с мобильными телефонами. Становится еще интереснее, так как если в электронике, как уже было сказано, я ноль, то в мобильниках — бесспорный минус.
К витрине подходит молодой человек и начинает рассматривать модели. Потихоньку двигаюсь к первой жертве.
— Здравствуйте, как ваш рабочий день прошел? — выдавливаю из себя.
Тот, мягко говоря, удивлен такой наглостью, но его лицо расплывается в широкой улыбке: «Хорошо, спасибо!»
Теперь уже можно поинтересоваться целью визита. Разумеется, он выбирает себе телефон, но пока только присматривается. Решаю не давить и оставляю его в одиночестве.
— Вот, хорошо! — хвалит Роман. — Такого рода вопросы правильны. Видишь, он улыбнулся в ответ? Значит,
в следующий раз сюда точно придет.
Через несколько минут в зале появляется молодая семья. Снова вежливо здороваюсь и интересуюсь настроением. Женщина в бодром настроении подбирает себе телефон: «Чтобы был wi-fi, сенсорный экран и стоил до 4 тысяч рублей». Покрываюсь холодным потом, беспомощно оглядываясь на Романа. Тот спешит
на выручку.
— Я тебя понимаю, у нас вообще-то все новенькие проходят стажировку, посещают специальные тренинги, — успокаивает он чуть позже.
После двух недолгих диалогов начинаю понимать: очень нелегко найти ту грань между навязчивостью и
скромностью, чтобы не отпугнуть посетителя. Для этого нужна сноровка. Между тем настоящие продавцы-консультанты в зале шустро расхватывают почти всякого, кто входит.
За многочисленными «Добрый вечер!» время пролетает незаметно. Неужели час закончился, а я ничего не смог продать? Думаю, ничего удивительного, первый блин всегда комом. Однако счастливая минута все-таки настает. Строгую незнакомую девушку жутко заинтересовала «электронная книжка» за четыре тысячи рублей. «Вы любите читать? Каких авторов?» Разговорил, показал-рассказал, включил, дал подержать в руках, наконец.
— Хорошо, я беру. Только еще карта памяти на 16 гигабайт нужна, — эти слова как бальзам на душу.
Роман, наблюдающий неподалеку, многозначительно подмигивает.
— С почином! Проработал все-го час, а уже на крупную сумму товар продал! — поздравляет он минуту спустя. — У нас зарплата как раз зависит от количества проданного.
В этом эксперименте важнее всего то, что я получил опыт работы продавцом и теперь знаю, как приятно иметь дело с доброжелательным и веселым покупателем,
готовым к диалогу.

Перед покупкой

Последнее замечание достаточно логично, только добавлю: каким бы экспертом ни был продавец, а потенциальному покупателю не лишним будет напомнить несколько советов, которые помогут выбрать по-настоящему качественный товар:
- Прежде всего определите, какие конкретные функции в покупке вам нужны. Стоит ли переплачивать за то, чем вы не будете пользоваться?
- Обязательно проверьте технику на работоспособность, протестируйте ее, требуйте этого от продавца;
- Внимательно осмотрите товар. Сколы, царапины, вмятины, потертости должны вызвать подозрения;
- Сверьте серийные номера на изделии и упаковке, они ДОЛЖНЫ совпадать. Это нужно для того, чтобы избежать проблем с сервисными центрами. Заодно узнайте, есть ли в городе сервисный центр, и запишите его контакты;
- Уточните у продавца срок гарантийного обслуживания, узнайте о возможности послегарантийного ремонта.
- Упаковка товара должна быть опрятной и непомятой;
- Обязательно проверьте в инструкции к покупке страну-производителя.

Обсудить
3926