15 июня 2015, 08:15

"Лучики света" в царстве РЖД. Помог ли Путин электричкам Карелии и поможет ли нашему щебню

<p>Удалось ли в Карелии восстановить пригородные железнодорожные перевозки в прежних объемах после приказа Владимира Путина.</p>

Резкое сокращение маршрутов пригородных поездов завершилось скандалом общероссийского масштаба, когда президент страны Владимир Путин в резкой ультимативной форме потребовал восстановить упраздненные рейсы. Карелии тоже не удалось избежать печальной участи. 

Напомним, прошлым летом в Карелии действовало 13 пригородных маршрутов, из которых осенью 2014 года шесть было сокращено. Удалось ли восстановить пригородные железнодорожные перевозки в прежних объемах? Этот вопрос мы адресовали заместителю начальника Октябрьской железной дороги Владимиру Троянову.

Если верить Троянову, финансовые трения между правительством республики и ОЖД, связанные с компенсацией затрат на пригородные перевозки, на сегодняшний день урегулированы. В республиканском бюджете 2015 года заложен 51 миллион рублей на компенсацию расходов по пригородным перевозкам. Как пояснил Троянов, по факту эта сумма должна быть меньше, так как железная дорога получила «послабление по налогам».

Нас освобождают от налогов на инфраструктуру, поэтому цифра будет уменьшаться,

- пообещал он.

Между ОЖД и карельским правительством заключено дополнительное соглашение, согласно которому с января по сентябрь 2015 года из республиканской казны должно быть выплачено 39 миллионов рублей в качестве компенсации выпадающих доходов по пригородным перевозкам. Заместитель начальника железной дороги утверждает, что пока никаких отклонений в графике платежей нет.

Что Карелия получит за эти деньги?

В настоящий момент в работе находится 35 пар пригородных поездов, которые ходят по семи маршрутам (Петрозаводск — Медвежьегорск, Петрозаводск — Свирь, Кемь — Маленга, Кемь — Лоухи, Кандалакша — Лоухи, Кузнечное — Сортавала, Суккозеро — Лендеры). С 1 мая к 7 действующим маршрутам было добавлено 4 дополнительных поезда (Петрозаводск — Свирь, Петрозаводск — Медвежьегорск, Кемь — Идель и Идель - Медвежьегорск). В Костомукшу поезд из Петрозаводска ходит три раза в неделю. Таким образом, считает Троянов, удалось приблизиться к прошлогодним объемам.

Экономический кризис, признался заместитель начальника ОЖД, не лучшим образом сказался на результатах работы железнодорожного транспорта. Пассажирские перевозки в этом году сократились на 8-10%, а грузоперевозки на 9%. Самое заметное падение объемов грузоперевозок (на 12%) коснулось щебня.

Это связано с тем, что в прошлом году Минтранс разрешил брать с грузоотправителя плату за фактические пройденные километры даже в том случае, когда груз отправляют окольными путями из-за загруженности путей. В итоге стоимость карельского щебня подскочила на 40-70% и он стал явно проигрывать менее качественному, но дешевому щебню с Украины. Правительству республики удалось добиться отмены этого приказа, но документ прочно «застрял» в лабиринтах Минюста, который должен его зарегистрировать. В результате железнодорожные тарифы остались на прежнем, катастрофическом для карельских горнопромышленников уровне.

В общем, материальные интересы железной дороги «ущемить» пока не решились. Поступили по-другому — искусственно добились удорожания щебня из сопредельного государства. Как рассказал Троянов, недавно были увеличены тарифы и таможенные платежи для украинского щебня, что, по его мнению, снизило остроту проблемы для карельских предприятий. Хотя, признал он, и после этого повышения украинский щебень остается дешевле карельского.

Сейчас у нас есть маленький лучик света: по итогам 10 дней июня мы работаем с превышением прошлого года на 0,5%,

- рассказал Троянов об обнадеживающей тенденции в области грузоперевозок. Хотя, заметил он, в целом по стране продолжается падение.

- Российские железные дороги - это индикатор работы страны, - считает Владимир Троянов. Судя по тенденциям, «индикатор страны» пока не внушает оптимизма.