26 января 2012, 13:41

Кто скажет, что такое «скользкость»?

Петрозаводские дорожники и коммунальные службы ловко используют несовершенство требований к уборке улиц.

Раннее утро 23 января. У здания мэрии женщина в оранжевом жилете берет песок лопатой из  небольшой кучки и не спеша делает из него дорожку. Вот такими примитивными методами в нашем городе до сих пор борются с гололедом. При этом квартал возле городской администрации — чуть ли не единственное место, где в городе ежедневно посыпают тротуары. Машины бьются, люди падают.

На прошлой неделе наши корреспонденты освещали крещенские купания. Для этого ночью пришлось поездить на машине по городу. На дорогах было ужасно скользко, только вот ни одной машины «ДЭУ-сервис», которая бы посыпала улицы, встретить так и не удалось. Можно предположить, что и в другие ночи муниципальные работники также отдыхают, несмотря на постоянные уверения мэрии, что они круглые сутки что-то чистят, убирают, посыпают. Об этом свидетельствуют и многочисленные ДТП. Дошло даже до того, что авто бьются «паровозиком». Один автомобиль резко тормозит, в него въезжает идущая следом машина, в нее следующая и так далее. По данным городского отдела ГИБДД, число так называемых «не учетных» ДТП (когда нет пострадавших)стремительно возрастает. Если на позапрошлой неделе их было 220, то на прошлой — уже 308.

В свою очередь, пешеходы с опаской выходят на заледенелую проезжую часть, не зная, успеют ли затормозить перед ними автомобили. Не меньшую опасность представляют и самые обычные тротуары, где тоже не видно песка, зато хватает наледи, присыпанной снегом. В результате, по данным городского травмпункта, уровень травматизма остается стабильно высоким с конца декабря 2011 года.
 
А про остановочные комплексы вообще разговор особый. На них образовались такие ледяные скаты, что люди, садясь в общественный транспорт, с трудом удерживаются от того, чтобы не попасть под колеса. Яркий пример — остановки у Республиканской больницы и на улице Мелентьевой. О них наша газета писала еще прошлой зимой. Как мы видим, из года в год ничего не меняется.

"Что вы к нам пристали?"

Мы попросили специалистов городской администрации объяснить, как в городе ведется посыпка улиц и дорог песко-соляной смесью. В ответ мы получили письменный ответ: «Все работы выполняются в соответствии с муниципальным контрактом и погодными условиями, в том числе и посыпка дорог». В переводе с чиновничьего языка на нормальный это звучит приблизительно так: "Что вы к нам пристали? Мы делаем все, что от нас требуется».  А так ли это на самом деле?

Должны же существовать какие-то нормативы, по которым можно судить, качественно ли посыпают дорожники и коммунальные службы обледеневшие дороги и тротуары.
 
— Согласно утвержденным Петросоветом «Правилам благоустройства», дороги и тротуары, а также дорожки во дворах следует посыпать песком «при возникновении скользкости». Понятие «скользкости» в правилах не расшифровывается, — говорит главный инженер одной из управляющих компаний города Юлия НИКОФОРОВА. — Можно предположить, что такие условия возникают в дни перехода с плюсовой температуры на минусовую. А можно смотреть более широко. Ведь скользко бывает и в дни, когда сохраняется стабильно низкая температура. В общем, каждая служба может трактовать «скользкость» по-своему. Я лично считаю и говорю об этом своим рабочим, что места у остановок, на пешеходных переходах, перекрестках, у подъездов домов нужно подсыпать песком всегда, независимо от колебаний температур. Но другие службы могут считать иначе... Так же неопределенно обозначены в «Правилах» (а ведь это основной документ, на который опираются в своей работе коммунальные службы. — Прим. авт.) и требования к сколке льда. Необходимость в таком виде работ упоминается мимоходом, нормативов тут никаких нет. Периодичность уборки снега есть, а сколки льда — нет. Вот его никто и не скалывает.

Иными словами, посыпка улиц песко-соляной смесью для дорожников и коммунальных служб — лишний труд, которого легко можно избежать. За него по-настоящему и спросить-то нельзя. Лица, ответственные за уборку улиц, всегда могут сказать: «По нашим ощущениям, сегодня нет скользкости». И что им на это возразишь?

Сплошные у бытки


Как это ни прискорбно, но по таким скользким дорогам и тротуарам нам придется ездить и ходить всю зиму. Судя по красивым цифрам, свидетельствующим о безоговорочной победе над снегом и льдом, которые приводятся в многочисленных пресс-релизах, публично признавать свои ошибкивласть не собирается. А такая политика, как вы понимаете, приводит к серьезным убыткам и, как следствие, к снижению уровня жизни.
 
— Мало кто задумывается о том, что плохая уборка улиц зимой имеет сложные, разветвленные последствия, оборачивающиеся большими потерями, — говорит директор Института экономики Карельского научного центра Российской академии наук Анатолий ШИШКИН. — Это так называемый «мультипликативный эффект» в экономике. Последствия гололеда приводят к автомобильным «пробкам». А это потери рабочего времени, порой весьма дорогостоящего, дополнительная зарплата водителям служебного транспорта. Это увеличивающиеся в два раза расходы бензина. Это «не учетные» ДТП, в которых несут расходы не только страховые компании, но часто и владельцы автотранспорта. Об «учетных» дорожно-транспортных происшествиях, с человеческими жертвами, я говорить вообще не хочу, ибо потери там вообще неизмеримы. Так что стоит очень сильно подумать, прежде чем жалеть деньги на чистку снега или посыпку песка или некачественно исполнять эту работу.
 


ЕСТЬ МНЕНИЕ

Отсутствие песка на дорогах и тротуарах заставляет горожан строить различные версии, порой весьма льстящие городским властям. Вот что, например, нам сказал бывший председатель Петросовета (в 2000—2002 годах) Геннадий МАСЛИКОВ:

— Я решил, что в уборке улиц совершилась революция и мы перешли на посыпку щебеночной крошкой. Она не портит обувь, не создает ощущения грязи, в отличие от песко-соляной смеси, весной может собираться и использоваться по второму разу. Еще во времена мэра Павла Сепсякова говорили о том, что нужно перенять у Финляндии этот передовой метод. Наконец-то переняли, но то ли не заготовили достаточного количества щебенки, то ли она оказалась слишком дорогой и ее теперь приходится экономить. Не придет же в голову, что кто-то будет экономить дешевый песок...