07 января 2016, 14:45

Идите в баню!

Как заонежские мужики реагировали на голых барышень и можно ли мыться в одной бане снохе и свекру. Очередной выпуск проекта "Умные вещи"

Скажите русскому человеку «баня» и он счастливо вздохнет. Каждый вспомнит свою баню: чистенькую светлую сауну с войлочными шляпами или закопченную до черна баньку со скользкими полами. Редко кого не отправляли в баню и мало к кому не прилипали банные листы. А для северян баня - это процесс почти что ритуальный.

Но при всей страсти к бане, мы все же не осознаем, что за последние лет сто баня сильно уступила свои рейтинговые позиции и занимает довольно скромное место в жизни современного человека. Предлагаю окинуть взором ее былое заслуженное прошлое и отдать ему должное.

Баня в карельской деревне. Кондопожский район.

Знакомьтесь – байна, баенка или «kyly» по-карельски. 

Внешне бани мало изменились за последнее столетие – это все те же постройки, стоящие на берегу водоема, либо на огороде, если деревня «сухопутная». При входе – предбанник, он же раздевалка и собственно баня – мыльня. Традиционная начинка бани - лавки, шайки, полки, печь-каменка – все, что надо любителям пара. Изменился лишь принцип нагревания воды – раньше ее нагревали, опуская клещами раскаленные камни из печи-каменки в воду. Да вместо мыла использовали щелок.

Ходили в баню часто: карелы считали, что мытье в бане – лучшее средство от укусов гнуса и комаров, поэтому в летнюю пору топили ее почти каждый день. При этом строго соблюдали дни, когда баню было запрещено топить: в среду, пятницу, воскресенье и по праздникам. Летом после пара обдавали себя холодной водой, а зимой непременно катались в снегу.

Катание в снегу после бани. Д. Ювалакша, Северная Карелия. 1894 г. Автор К.И. Инха.


В прошлом было нормой мыться всем вместе – и мужчинам, и женщинам. Остатки этого обычая были живы еще в начале ХХ века. Вообще у наших предков было более чем спокойное отношение к наготе и человеческой природе. Этнограф К.К. Логинов приводит пример, когда сто лет назад заонежские мужчины и бровью не вели при виде местных девушек, которые купались обнаженными после бани, и при этом сурово осуждали приезжих, которые не могли не обратить внимания на это зрелище.

Впрочем, был запрет только на один вариант совместного мытья – в одной бане нельзя было оказываться снохе и свекру – отцу мужа.

Опасались мыться вечером, после захода солнца, и ни в коем случае нельзя было стирать в бане. Современные деревенские хозяйки относятся к стирке утилитарно – это же удобно, но это было немыслимо для прадедов. Возникает вопрос - почему?

Стирка. Северная Карелия. 1894 г. Автор К.И. Инха.


В прошлые века баня была местом священным. Она сопровождала человека всю жизнь, ее уважали, почитали и даже боялись. Считалось, что в бане обитают духи-покровители рода, поэтому все важнейшие моменты в жизни человека были тесно с ней связаны. Сама вода – явление загадочное, вместилище умерших душ и нечистой силы, тоже требовала уважительного отношения.

Перенос воды коромыслом в Лодейнопольском уезде Олонецкой губернии. 1916 год. Автор А.О. Вяйсянен.


Начнем с того, что для многих именно баня была местом, где человек появлялся на свет и проводил первые дни своей жизни. Новорожденного, беззащитного в магическом смысле и очень уязвимого, приобщали к семье с помощью оберегов, заговоров и посредством нахождения в бане – вместе с матерью они могли там быть несколько дней. Ребенок становился членом семьи, а женщина пережидала период «очищения» после родов.

Другой момент, когда к бане обращались как к месту особого почитания, наступал накануне свадьбы. И жениху, и невесте родные топили баню.

Но для девушки, которая навсегда покидала родной дом, последнее посещение бани было особенно значимо.

По сути, в бане-святилище невесту отлучали от духов-покровителей рода. Вели ее туда подруги и родственницы под руки, плакальщица пела песни от лица невесты, горько сетуя на вечную разлуку с домом.

После бани невеста жаловалась на то, что совершенно обессилела и даже не в силах переступить порога родного дома. В течение суток, после невестиной бани и до бани, которую топили после брачной ночи уже в доме мужа, новобрачные были очень уязвимы для сглаза и порчи, и их всеми мыслимыми способами старались оберечь и защитить, приглашая местного колдуна.

В свадебной бане подружки невесты старались завладеть ее веником и водой – делалось это для того, чтобы повысить свою лемби (славутность), привлекательность. Для этого же девицы устраивали магические паренья в бане – либо сами, с помощью особых веников, собранных ночью в летние святки, либо приглашая карельского колдуна, который использовал особые заговоры.

Ну а как же святки без гадания в банях!

На какие жертвы ради любопытства только не шли девушки – и в зеркала смотрели, поджидая отражения суженного, и даже зады в окошки выставляли, чтобы определить по прикосновению банника характер будущего мужа.

Вот уж раздолье для хулиганств и шалостей всей деревенской молодежи… Подчиняясь буйному характеру святочного времени, парни даже выламывали двери и окошки бань, могли и печку раскидать.

5. Карл Брюллов. Гадающая Светлана. 1836 год.


В банях не только гадали и привораживали, но и лечили. При фактически полном отсутствии медицинской помощи, кто мог помочь захворавшему? Бабка-знахарка или колдун, знавшие травы, заговоры и целебную силу пара и веника.

И как можно забыть о хозяине бани – баеннике (баенном). Если и живы в наши дни суеверия, то все они связаны с этой загадочной персоной. У него просили разрешения на помывку. Нельзя было ругаться в бане, смеяться – иначе хозяин бани накажет, нашлет болезнь, запарит до смерти, а то и протащит сквозь щели в полу…

По окончании мытья благословляли баенного – то есть всячески показывали свое уважительное отношение к бане.

Так что, отправляясь 31 декабря в баню, хорошенько задумайтесь над своим поведением, что бы возможные неожиданные последствия вас не огорчили! С Новым годом всех!

Екатерина Логвиненко's picture
Автор: