30 октября 2012, 14:30

Щелока не варить, и рубашки не мыть

Щелока не варить, и рубашки не мыть

О предстоящей стирке всегда думается с легким унынием. Вместо заботливой машины-автомат у меня есть суровая «Фея», она же «ведро с моторчиком». Одна моя тетушка, для которой стирка последние десять лет, как и для многих современных людей, ограничивается загрузкой и выгрузкой белья, в ответ на мои сетования ревниво спросила: «А тебе зачем?».

«И зачем тебе это?» — спросила вторая моя тетушка, сторонница простоты и сельская жительница, критически рассматривая мое ведро с мотором.

Один и тот же вопрос от двух очень разных женщин заставил задуматься – а как справлялись в старые времена наши бабушки в условиях отсутствия не только горячей воды из-под крана, но и стирального порошка с хозяйственным мылом?

Может, не лень движет прогрессом, а сила мысли миллионов женщин, столетиями гнувших спину над корытами в пару, полоскавших белье покрасневшими руками в любую погоду в холодной воде?

Школьники еще знают, что такое стиральная доска («у моей бабушки такая в деревне»), но мало кто видел ее в действии. А ведь она появилась только в начале 19 века и больше употреблялась в тесных городских условиях, лишенных простора и близкого соседства озера, реки или ручья.

Предшественниками такой ребристой доски были предметы, один внешний вид которых повергает человека непосвященного в ступор. Но – по порядку.

Карелы говорили, что день стирки – пятница, банный день – суббота, а стряпают в воскресенье. Итак, чем же были заняты женщины по пятницам…

Еще сто лет назад хозяйкам не надо было прицениваться к моющим средствам – не было нужды. Для стирки использовались мыльные растворы, которые получали в домашних условиях. Это был щелок и мыльный корень.

Щелок, давший название целому классу химических соединений, щелочам, получали из раствора золы, бесплатно поставлявшейся русской печью ежедневно. Щелок еще называли «бук, буча», а сам процесс стирки – «бученье».

Стирать с ним можно было следующим образом – в кадушку с бельем клали мешочек с просеянной золой, заливали водой и кидали туда раскаленные «бучные каменья», чтобы вода кипела. Но можно было получить щелок в виде раствора.

Для этого золу смешивали с водой, настаивали несколько дней и получали мыльный на ощупь раствор – концентрированный настолько, что его приходилось дополнительно разводить водой. Иначе одежда при стирке таким сильным щелоком могла быстрее изнашиваться.

Другой источник средства для стирки, растение мыльнянку (или мыльный корень) мельчили, замачивали, процеживали, и полученным раствором стирали, стараясь весь израсходовать, так как он быстро портился.

Никогда не стирали в бане, это считалось грехом. Бучить белье могли в доме или около бани, а значит, рядом с водоемом. Для стирки использовались чугуны, глиняные корчаги, корыта, ступы, песты, вальки…

Хозяйка замачивала белье, заливая его щелоком, в ведерном, то есть помещавшем в себя ведро воды, чугуне, и ставила в печь. Но не надо представлять себе женщину, мужественно вталкивающую тяжеленный чугун в устье печи – ей в этом помогал ухват и каток.

Если ухват знаком всем, то назначение катка следует объяснить – это специальная гантелеобразная деревянная подставка, по которой ручка ухвата вкатывала тяжелую емкость в жаркое нутро печи. Итог бученья белья – белоснежные скатерти и рубахи из домотканого полотна.

Стирать могли иначе, например, с использованием лохани и собственных ног, как это хорошо видно на фотографии сделанной финским исследователем К. Инха в 1894 году в Северной Карелии. Но такой способ хорош только в теплое время года, а в другие периоды для стирки могли использоваться специальные ступы.

Их держали на берегу, устанавливая на деревянные мостки или на лед. Такие ступы для бученья у карелов назывались huwhmar, у вепсов humbar'. Из цельного куска дерева вырезалась сама ступа, сравнительно небольшая емкость, куда клали белье, и основание в виде доски, на которую женщина вставала ногами.

Специальным пестом или двумя палками хозяйка толкла белье в ступе, вымывая грязь. Тут же, намотав белье на пест или палку, женщина полоскала его, опустив в проточную воду. Зимой можно было обойтись и без ступы: ее заменяло углубление во льду возле проруби – белье толкли в нем и тут же полоскали.

Еще одним орудием для стирки служил валек. Этой небольшой деревянной лопаткой «валяли» или «клепали» выстиранное белье на камне или на доске на берегу. Если ни ступа, ни корыто, ни лохань обычно красотой не отличались, то вальки могли украшаться затейливыми орнаментами.

Связано это было с тем, что их зачастую преподносили девушкам парни в качестве подарка, и тогда помимо обычной резьбы на поверхности валька могли оказаться и инициалы любимой и дата подарения. Эти вальки напоминали стилизованные женские фигуры: утолщение на конце рукояти служило головой, рабочая часть валька — туловищем, а перекрестие у основания – руками.

Красивым резным вальком, расписанным яркой краской, девице жалко было и работать… В Национальном музее есть валек, по которому видно – владелица берегла его и в работу не пускала.

Любая ответственная хозяйка знает: стирка – это еще полдела, надо еще выгладить то, что отбелили заботливые руки. Но об этом в следующий раз.

Национальный музей Карелии

Подписи к фото:

1. Горшок металлический «чугун». 19 век. Россия. Поступил в музей до 1918 г. Национальный музей РК.
2. Ухват и каток.
3. Ушат ( korvoi). Конец 19 века. Д. Вокнаволок, Калевальский район. Национальный музей РК.
4. Стирка. Северная Карелия. 1894 г. Фотография Конрада Инха.
5. Ступа для бучения белья, холста. Первая половина 20 века. Деревня Пряжа, Пряжинский район. Национальный музей РК.
6. Валёк. Вторая половина 19 века. Олонецкая губерния. Поступил в музей до 1918 года. Национальный музей РК.
7. Валёк (pualikku). Начало 20 века. д. Толларека, Калевальский район. Национальный музей РК.
8. Валек. 1893 г. Олонецкая губерния. Национальный музей РК.
9. Валек. На предмете тщательно вырезаны дата и инициалы «1893 г. 15 июня. А.К.Ф.». Национальный музей РК.

Календарь-Викторина:

16 октября (по старому стилю 3 октября) в народном календаре отмечались Денисы или Денис Позимний. Считалось, что в этот день происходит шабаш нечисти, и людям стоит читать заговоры и оберегать себя, нося при себе кусочек или кору дерева. Какое дерево помогало людям в этот страшный день?

Присылайте свои варианты ответов на наш адрес viktorina@vedkar.ru и вы сможете выиграть приз из коллекции уникальных круп и бобовых со всего мира от компании «Ярмарка»!

Чего там у них только не бывает: и традиционный турецкий булгур, и марокканский кускус, и итальянский рис Нероне, растущий в единственном месте на Земле, и перуанская киноа, и азиатский красный рис и многое другое. Также есть вкусные рецепты народов мира; есть и первое, и второе; различные ризотто и супы.

Победитель предыдущей викторины

А самый полный (он же первый) ответ на вопрос викторины, объявленной в предыдущем конкурсе, прислала нам Татьяна Сиренко: «7 октября по народному календарю Фекла Заревница. «Фекла-заревница — сердце сердцу открывается».

Девушки гадали, спрашивали у домового о суженом. Если кто-либо не трогал руки девичьей, не брал принесённый девицей калач, то девушка решала: сидеть ей в девках, мыкаться у печи, у квашни не хозяйкой быть. Коли холодная зыбь руки касалась, было поверье, что идти девице за бедного. А тёплым, лохматым покажется прикосновение — возьмёт в жены человек состоятельный. В старину верили: в этот день всё, что завяжешь, — не развязать, то есть крепким счастье будет, а свадьба — доброй»

Именно Татьяне Сиренко мы и вручаем приз от компании «Ярмарка»!

Обсудить
20673