«Город во мраке». Мэрию Петрозаводска ругают за темень на улицах и рост дорожных аварий
Взяли и замерили
О плохой освещенности городских дорог в столице Карелии кто только не говорил в последние месяцы. Дело оставалось за малым — измерить ее уровень и обратиться с претензией и фактурой к городским властям. Именно этим и занялись активисты карельского «Народного фронта».
Вместе с ГИБДД и Роспотребнадзором 10 декабря они вышли в совместный рейд по самым оживленным магистралям Петрозаводска. Побывали на основных проспектах — Октябрьском и Первомайском, Ленина и Александра Невского. Заехали на Ключевую и Кукковку и осмотрели здешние улицы. С люксметром в руках несколько часов замеряли освещенность дорожного полотна.
Полную картину замеров Роспотребнадзор обещал предоставить позднее. Однако уже предварительные результаты, как и ожидалось, показали несоответствие освещения нормам — в два раза.
Этой проверкой ОНФ и надзорные органы еще раз подтвердили правоту водителей, которые жалуются, что пешеходы почти не заметны в темноте петрозаводских улиц. Об этом же на заседании правительственной комиссии по безопасности дорожного движения эмоционально рассказала правозащитница Лариса Бойченко.
— Я, будучи автолюбителем, на собственном опыте убеждаюсь в плохой видимости на дорогах, — посетовала она. — Сколько еще должно погибнуть людей в Петрозаводске, чтобы хоть что-нибудь кто-нибудь стал делать?
На плохую освещенность улиц обращают внимание и в ГИБДД Карелии. Ведомство регулярно проверяет состояние городских дорог. Во время последней такой проверки 2-13 декабря госавтоинспекторы выявили 43 пешеходных перехода (из 136), где или нет освещения вообще, или оно явно недостаточное.
Также тревожит ГИБДД и рост смертности на дорогах — в этом году, по данным ведомства, в ДТП на территории Петрозаводска уже погибли 10 человек, причем трое из них — от наезда на пешеходных переходах. Для сравнения в прошлом году число погибших было меньше на двух человек, а смертельных случаев на «пешеходниках» и вовсе не было.
Меньше освещать, больше экономить
О погибших под колесами авто вспомнили и на планерке в администрации Петрозаводска в этот понедельник. Едва представитель МВД доложил об оперативной обстановке в городе, как к микрофону пробились депутаты Петросовета. Павел Сандберг сходу предложил привлечь к ответственности должностных лиц и дать оценку заключенному по их инициативе энергосервисному контракту — ведь новые фонари, как не раз отмечали горожане, освещают только себя. Не смог не затронуть народный избранник и экономическую подоплеку этой проблемы.
Энергосервисный контракт, поведал Сандбрег, был заключен на 6 лет с фирмой «Балтэнергосервис». Компания за свой счет заменила 80% старых светильников на новые — энергосберегающие. Взамен городские чиновники согласились отдавать «Балтэнергосервису» деньги от экономии электроэнергии. Сумма, которую к концу контракта должна получить фирма, составляет 285 млн рублей.
Павел Сандберг
— Город во мраке, — упрекнул мэрию депутат. — Количество аварий в городе увеличилось. Особенно плохо освещены переходы на светофорах. Понятно, что энергосервисная компания заинтересована. Компании выгодно как можно меньше освещать и как можно большей делать экономию. Здесь интересы горожан и энергосервисной компании абсолютно не совпадают.
С коллегой по Петросовету согласился депутат от Зареки Алексей Яблоков. Его возмутила не только ситуация на городских дорогах, но и во дворах, которые, как считает депутат, тоже тонут во мраке. Чтобы улучшить ситуацию, Яблоков предложил администрации как-то повлиять и на управляющие компании, поскольку за ними закреплена придомовая территория.
Асфальт виноват
С позицией Петросовета, однако, категорически не согласна мэр Петрозаводска Галина Ширшина. Тут же на планерке она заявила, что подрядчик готов устранять претензии, а энергосервисный контракт — единственный способ модернизировать освещение при отсутствии денег. На рост же аварийности на городских дорогах, как считает мэр, повлиял не столько плохой свет на дорогах, сколько целый комплекс причин.
— Иногда это отсутствие дорожного ограждения, иногда ямочные ремонты, иногда отсутствие разметки. Вам это, безусловно, известно, — пыталась парировать Ширшина упреки депутатов.
На претензии по освещению градоначальница предложила отвечать своему подчиненному — начальнику управления ЖКХ Александру Исакову. Чиновник долго и обстоятельно пытался объяснить, что у мэрии есть свои данные замеров. И они-де вовсе не говорят о том, что проблема настолько страшна, как это кому-то кажется. Ведь «Балтэнергосервис» устанавливал энергосберегающие лампы, которые аналогичны прежним по освещенности.
— Была проведена экспертиза улиц, проверена освещенность, а также яркость. Как показала экспертиза, освещенность соответствует требованиям, — уверял Исаков. — Что касается яркости — это отражение света от поверхности асфальта. Так вот — яркость в некоторых местах не соответствует нормам, но это связано не со светильниками, а с асфальтом. Эту информацию подтвердил институт в Москве, который и осуществлял экспертизу.
Исаков попытался выбить и еще один аргумент из рук депутатов — объем средств, который, как уверяют народные избранники, получит фирма за некачественную услугу. По словам чиновника, «Балтэнергосервис» смог подтвердить экономию пока лишь на 3-3,5 млн рублей и вдобавок к этому заплатит неустойку на 300-350 тысяч.
Никакого консенсуса
Уже отданные подрядчику миллионы, говорят в мэрии, город все равно потратил бы на свет, а тут и фонари заменил и электроэнергию сэкономил. И все же представители Петросовета остались при своем мнении — ведь жизнь и здоровье горожан куда важнее сомнительной модернизации и ничего не освещающих фонарей.
Народные избранники так и заявили, что считают энергосервисный контракт слишком дорогой забавой, которая выгодна лишь частной фирме. Ведь мэрия не говорит, кто будет возмещать ущерб автомобилистам от ДТП и оплачивать лечение пострадавших.
Тем не менее глава города пообещала вернуться к теме еще раз и специально проанализировать энергосервисный контракт на одной из будущих планерок. Правда, станет ли к этому времени светлее на городских дорогах и кто понесет ответственность, если случится что-то непоправимое, до сих пор не ясно. Проблема по-прежнему не решается и еще неизвестно, когда будет решена.