10 февраля 2015, 15:43

"Я узнала, на что я буду жить на пенсии через интернет"

<p>Корреспондент газеты «П» попыталась разобраться, как работает сайт Пенсионного фонда, разрекламированный как уникальный источник информации о наших будущих пенсиях.</p>

Пенсионный фонд обзавелся новой версией своего сайта. По идее, теперь каждый житель России может получить массу пенсионных удовольствий, не отходя от монитора рабочего компьютера. Мне о пенсии всерьез задумываться еще рано, но я решила выступить в роли подопытного кролика и попытаться разобраться с новыми сервисами, призванными облегчить жизнь.

Признаю сразу, справляться с бумажными документами мне проще, чем с электронными в любой форме. Даже регистрация на сайтах интернет-магазинов способна привести меня в бешенство, загнать в ступор и заставить ненавидеть все человечество.

Вход в личный кабинет Пенсионного фонда — через портал госуслуг или через регистрацию в единой системе идентификации и аутентификации. Благо, на госуслугах аккаунт уже есть. Поэтому особых сложностей с процедура входа не возникло. А вот дальше началось самое интересное.

Битый час я краснела, потела ладонями и использовала все непарламентские выражения, пытаясь выполнить указания редактора. Редактор был неумолим. Он требовал, чтобы я самостоятельно узнала, какую пенсию буду получать, сколько пенсионных баллов получу, и вообще — разобралась со своим личным кабинетом.
Очень хотелось обратиться за помощью к более продвинутым в пенсионных вопросах коллегам.

С пенсионными баллами удалось справиться только после визита в бухгалтерию, где мне выдали тайну моей зарплаты до вычета НДФЛ. Особенно придирчивый читатель может даже усмехнуться и неодобрительно выразиться в том смысле, что такие данные надо бы знать. Видимо, я какой-то не слишком сознательный будущий получатель пенсии.

На полученный балловый показатель я смотрела как на формулу из высшей математики. Эта самая жалкая циферка мне ни о чем не говорит. То есть, можно приложить усилия, освободить голову и вдумчиво ознакомиться с пояснениями на сайте ПФР — что это за баллы и зачем они нужны. А можно спросить у всезнающего гугла. И будет гораздо проще. Потому что в любом поисковике информация разбита на какие-то удобочитаемые главки, текст не выглядит «слепым», и в нем можно легко сориентироваться (если это не постановления какой-нибудь госструктуры, но у таких документов и цели другие, и читают их обученные люди).

Следующим заданием было выяснить, какую я буду получать пенсию. С этим оказалось немного проще. Раздел «Пенсионный калькулятор», как ни странно, расположен не наверху, а где-то внизу и немножечко сбоку.

Необходимо ответить на вопросы, которые способны повеселить и вывести из состояния равновесия любого трезвомыслящего человека.

Итак — пол, год рождения. Вы серьезно? Это же мой «личный кабинет». Все данные — есть чуть выше. То есть, ими фонд располагает. Или подразумевается, что я захочу рассчитать чужую пенсию?

А вот мои любимые вопросы - «Сколько детей Вы планируете иметь? (с учётом уже имеющихся)». Планирую или мечтаю? Это разные вещи.

«Сколько лет Вы предполагаете ухаживать за нетрудоспособными гражданами:  инвалидами 1 группы, ребёнком-инвалидом, гражданином, достигшим возраста 80 лет и при этом не работать? (с учётом уже имеющихся периодов ухода за нетрудоспособными гражданами)». Где вариант ответа «Типун вам на язык»? Как такие вещи вообще можно планировать? О них можно задумываться, но планировать, пожалуй, можно только в определенных случаях.

«Сколько лет после возникновения права на страховую пенсию Вы готовы не обращаться за её назначением?». Как в еврейском анекдоте - «И не мечтайте».

На самом деле — вдруг мой будущий ребенок решит стать дауншифтером или, упаси боже, хипстером? Мне тогда до смерти работать придется. Или, наоборот, я завтра, идя за подорожавшей белокочанной капустой, встречу олигарха своей мечты. И пенсия эта мне будет — так, на булавки?

Все это буйное веселье перечеркивает конечный результат. Сумма пенсии получается такой скромной по нынешним меркам, что доживать до нее как-то уже и не хочется.

При этом, естественно, при расчетах используются показатели 2015 года. А насколько они окажутся стабильны и верны уже в следующем году — неизвестно.

Задача третья оказалась самой простой. Мне вдруг зачем-то понадобилось «письмо счастья». Скачать его оказалось действительно легко. Соответствующий сервис расположен таким образом, что сразу бросается в глаза.

Дальше я пробовала записаться на прием в Пенсионный фонд с помощью электронного сервиса. Порадовало то, что вбивать свои ФИО вручную не пришлось. Зато искать Карелию предложено в огромном списке субъектов РФ. Почему, ну почему нельзя устранить этот изъян? Почему нельзя, как в привычной соцсети, нажать несколько кнопок на клавиатуре и выбрать по первым буквам название региона? Может быть, я очень-очень тороплюсь?

Свободных дат в феврале не оказалось. В марте — всего три дня. И время все такое неудобное — то полдень, то час до конца рабочего дня... Впрочем, не будем привередничать.

Заказать какой-нибудь документ после этого показалось совсем просто. Алгоритм сходный. Вот она — сила повторения!

А вот узнать, сколько и когда платили за меня работодатели, не удалось, хотя такую функцию анонсировали. Гораздо проще сделать это на портале госуслуг.

В общем и целом мой новый «электронный кабинет застрахованного» произвел двоякое впечатление. С одной стороны, понимать, что ПФР обо мне лично так заботится, очень приятно. С другой стороны, отделочка в кабинете могла быть и посимпатичней. Не в том смысле, что мне цвет не нравится. А в том, что все это — только для очень дотошных и опытных пользователей. У которых много времени и дар Ванги в запасе.