02 июля 2014, 12:19

Чего не хватает в Петрозаводске туристам?

<p>Туристический потенциал столицы Карелии глазами замдиректора Института экономики КНЦ РАН Евгения Жирнеля</p>

Петрозаводск – своеобразная общереспубликанская прихожая. От того, каким покажется путешественникам столица Карелии, зависит туристическая привлекательность всего региона. Чем успешней окажется город в борьбе за внимание туристов, тем выгодней это для республики. Однако, несмотря на многотысячные толпы туристов, которые вот-вот должны нагрянуть в Петрозаводск, по мнению республиканских властей, путешественники не могут найти в городе того, в чем нуждаются. Чего именно не хватает путешественникам? Об этом газете «П» рассказал карельский эксперт, заместитель директора Института экономики Карельского научного центра РАН Евгений Жирнель.

В течение нескольких лет Петрозаводск принимал участие в международных проектах, посвященных развитию туризма. Среди мероприятий, проведенных в рамках проектов – опросы местного бизнеса и туристов, представителей музейного сообщества.
Как выяснилось, более 90 процентов карельских турфирм искренне верят в то, что потенциал города в профильной сфере велик. Но для того, чтобы реализовать возможности максимально эффективно, необходимы серьезные усилия.

На экскурсию с телефоном

Туристы стали более самостоятельны, теперь зачастую путешественники предпочитают свободу перемещений стандартным фирменным турпакетам, и требуют большего разнообразия услуг. Одной-двумя обзорными экскурсиями по городу путешественников не заманить. «Туров должно быть не два, а 20», - подчеркнул карельский эксперт. Кроме того, сейчас туристов больше интересует не пляжный отдых, а познавательный, все больше внимание сосредотачивается на колорите конкретной местности, истории, архитектуре.

Кроме того, теперь охотники за впечатлениями не расстаются с многочисленными гаджетами даже на отдыхе. И эту особенность, по словам Евгения Жирнеля, тоже нужно использовать, создавая мобильные гиды, которые расскажут владельцу планшета или смартфона о любом памятнике, здании или сквере.

Также немаловажно, какую информацию о городе могут найти современные путешественники в сети. По результатам многочисленных опросов выяснилось, что большая часть туристов узнает о Петрозаводске не благодаря сайту города, а благодаря «сарафанному радио» - знакомым, родственникам.

У столицы Карелии своего сайта, на котором была бы собрана вся информация, необходимая путешественнику – от списка гостиниц до адресов больниц и расписания автовокзала, нет. В то же время у многих городов, популярных среди туристов, такие страницы во всемирной паутине есть. По информации нашего собеседника, о Петрозаводске из сети Интернет узнало менее 14 процентов всех гостей города.

По мнению турфирм, заняться созданием городского сайта должны чиновники из местной администрации. Мэрия недавно обновила собственное место в сети. На это чиновникам не было жалко четырех миллионов рублей, хотя создание стандартной страницы обходится в разы дешевле.

Петрозаводск мог бы стать одним из первых в России городов, где установлены интерактивные информационные киоски. Сейчас такие уличные компьютеры, с которых можно отправить электронное письмо или фотографию себя на фоне достопримечательностей своим друзьям, а также получить нужные сведения о территории, очень популярны в мире. Правда, пока их немного. В финском Оулу такие киоски с защитой от вандалов есть. Пользоваться ими можно бесплатно, и поток любопытствующих не иссякает.

Первый шаг в Петрозаводске на пути к созданию комфортных условия для туристов, не мыслящих себя без гаджета в руках, уже сделан. И это немного повышает популярность города. Во всяком случае, вай-фай на набережной пользуется популярностью. И у гостей, и у жителей города.

Не уходи, побудь со мною…

Администрация Петрозаводска должна в ближайшее время заняться и другими важными вещами, связанными с путешествиями. В частности, созданием стратегии развития туризма. Специалисты довольно долго и скрупулезно собирали данные, которые могут потребоваться чиновникам при составлении стратегии. «Задача стратегии — сделать Петрозаводск не транзитным городом, а местом, где турист останется хотя бы на две-три ночи», — пояснил замдиректора Института экономики.

Дело в том, что во всех развитых странах количество туристов измеряется не в пересечениях границы, а в ночевках. Если человек переночевал в одной из гостиниц, поужинал и хотя бы один раз прокатился на такси или общественном транспорте, он уже пополнил городской бюджет.

Самым популярным остается экскурсионный туризм, однако качество и разнообразие тех продуктов, которые могут предложить путешественникам профессиональные гостеприимцы, оставляет желать лучшего.

— Исторический потенциал велик, но реализуется он пока не слишком эффективно, - пояснил Евгений Жирнель. — Перед сотрудниками музеев нет задачи придумывать продукты, а турфирмы не стремятся к сотрудничеству друг с другом, не желают продвигать не свой продукт, а город. И не очень хотят вводить новые пакеты. Легче сплавить туристов по Шуе, накормить обедом, чем изобретать что-то новое. Пока есть то, что продается, желания изобретать что-то новое не возникает. Но конкуренция на этом рынке очень сильна. Турфирм становится больше. И скоро создание новых продуктов будет необходимым условием успешной конкурентной борьбы.

Весьма полезным мог бы стать для Карелии опыт соседней Финляндии, где помимо сайтов, рекламирующих тот или иной регион и услуги, приезжим раздают буклеты, в которых сведена вся полезная информация: карта, режим работы всех музеев, адреса ресторанов и кафе, телефоны гостиниц и хостелов.

Кстати, хостелов Петрозаводску тоже недостает. Большая часть туристов, которые сейчас приезжают в наш город – питерцы и москвичи. Даже жители Златоглавой признают – ночевать в гостиницах столицы Карелии – дорогое удовольствие.

Несомненно, в Петрозаводске есть вполне приличные гостиничные комплексы, которые высоко оценивают финны. Однако скромных хостелов и отелей, где можно переночевать не за несколько тысяч, а за несколько сотен рублей, остро не хватает.

По этой причине город теряет немалое количество путешественников-студентов, которым не по карману выложить за «койко-место» круглую сумму.

Вода сквозь пальцы

Одно из несомненных преимуществ Петрозаводска по сравнению с другими городами – географическое положение. Онежское озеро, второе по величине в Европе, на которое можно посмотреть во время прогулки по городу, должно было стать «фишкой» уже несколько лет назад.

Однако акватория используется крайне мало и редко, несколько раз в году. Морской центр «Полярный Одиссей» пытается изменить ситуацию, однако петрозаводчане знают о действующей верфи еще меньше, чем приезжие.

Практически так же складывается ситуация и с другими «изюминками», которые могли бы принести Петрозаводску славу, а городскому бюджету – дополнительные поступления. Помимо экскурсионного, популярны среди тех, кто посещает столицу Карелии, и другие виды туризма. В том числе, экологического и промышленного.

Воздух в городе гораздо чище, чем в мегаполисах. Кроме того, прямо в городе – вполне приличных размеров лесная зона, в которой даже выстроен лыжно-биатлонный центр «Курган» На него сразу же был приклеен ярлык «уникальный», хотя в чем уникальность проявляется — неясно. Во всяком случае, олимпийские спортсмены к нам тренироваться ехать не спешат.

Кроме того, могли бы привлечь туристов и экскурсии на действующие или уже остановившие работу предприятия. Полюбопытствовать, как готовят варенье на «Ягоде Карелии», и прогуляться по цехам Онежского тракторного завода были бы не против особенно туристы-иностранцы.

По сути, получается, что все свои возможности Петрозаводск фактически не использует. Или использует не по назначению.

Город есть, а центра нет

Не лучше складывается, по мнению эксперта, ситуация и с архитектурой в столице Карелии.

— Архитектурный вопрос в Петрозаводске – скандальный. У нас есть какие-то отдельные островки, которые не соответствуют современным требованиям безопасности. Но это не значит, что старые деревянные здания необходимо снести, и на их месте построить стандартную кирпичную коробку, — объяснил Евгений Жирнель. — Это только превратит город в стандартную провинцию. Сейчас Петрозаводск выглядит более европейским в глазах путешественников. В Финляндии, к примеру, исторический стиль и его элементы в архитектуре вписаны в современный дизайн зданий. Петрозаводск пока потерял не всю свою архитектуру».

Однако городу необходим исторический центр, в котором туристы смогут остаться не на полчаса, а на более продолжительный срок. И программа не должна ограничиться прогулкой по набережной с посещением парка аттракционов или квартала исторической застройки.

Петрозаводск – город небольшой. С одной стороны – это несомненный плюс. Для того, чтобы добраться от одной достопримечательности к другой – не нужно тратить часы на дорогу. Но с другой стороны, отсутствие исторического «ядра» вынуждает туристов осматривать не только «лицо» города, но и его «тылы» — с разбитыми дорогами, неустроенными дворами, аварийными домами и пробками, спровоцированными закрытием Гоголевского моста. Пожалуй, пока инфраструктура города не настолько хороша, чтобы с гордостью демонстрировать ее гостям.

Туристическая инфраструктура пока тоже не на высоте. Евгений Жирнель предположил, что Петрозаводску не хватает указателей, информационных стендов и табло, которые «вели» бы путешественника от самого вокзала. Нет путеводителей, буклетов. Хотя, возможно, указатели в ближайшем будущем все-таки появятся, в рамках проекта «Современный старый город». Нет доступа к информации, которая сейчас, как известно, означает не все, но многое.

Эксперты уже сделали некоторые выводы по поводу того, чего именно не хватает Петрозаводску для того, чтобы «греметь» на всю Россию не скандальными результатами выборов или странными законами о продаже алкоголя в 10 метрах от школ, а своими достопримечательностями, «изюминками», «фишками» и прочими составляющими туристических «деликатесов». Дело за малым – воплотить предложения в жизнь.