09 июля 2011, 21:56

«Час прошел, но все горит зеленый...»

Водители и пешеходы недовольны действиями ГИБДД и чиновников. Газета «П» выяснила, кому мешают или не мешают новые «зебры» и светофоры на улицах Петрозаводска.

Пока городские дворы стонут в ожидании ремонтной техники, улицы и дороги потихоньку обрастают новыми пешеходными переходами, светофорами и ограждениями. Пора летняя: самое время специалистам (и нам с вами) разобраться в петрозаводском пассажиропотоке. За подробностями в первую очередь мы обратились к начальнику отдела транспорта городской мэрии Роману ВАНЬКО.

Кто ставит-то?


За все, что связано с городскими дорогами, отвечает петрозаводская администрация. Так и со светофорами и переходами: выслушав рекомендации ГИБДД (они, как минимум, ежемесячно анализируют городские ДТП и обращения горожан), только чиновники ставят подпись под документом на установку любого дорожного оборудования. Конкретное место установки того же светофора определяется с учетом нескольких требований. Это — аварийность, уровень пассажиропотока, наличие рядом социальных учреждений (школ, детских садов и т. д.). Интересно, что пожелания граждан учитываются явно не в первую очередь. По логике чиновников, зачем, к примеру, полноценный светофор (стоимость которого, кстати, варьируется от 750 тысяч до 2,5 миллиона рублей) на улице Мичуринской? Вроде не магистраль. Что было в этом году? Петрозаводск одним из первых попал в федеральную программу повышения безопасности дорожного движения. Поэтому в последние годы мы получали солидную
сумму из федерального бюджета на нужды дорожного «спокойствия». В этом году к 25 миллионам рублей субсидий город добавил своих 20 (итого 45 миллионов). Правда, как грустно шутит Роман Ванько, в следующем году денег будет гораздо меньше. Количество ДТП снизилось вдвое, и потому в Москве вроде бы резонно спрашивают: зачем вам столько денег, если ситуация улучшилась? Такой вот порочный круг... Тем не менее за первые кварталы 2011 года реконструкция и установка нового оборудования велась достаточно активно:

— появился светофорный объект на перекрестке улиц Кирова и Вольной, неподалеку реконструировали светофоры у БСМП;

— на проспекте Лесном напротив гипермаркета установили пешеходно-вызывное устройство;

— на пересечении проспекта Лесного и Суоярвского шоссе тоже появились светофоры с «зеброй».

Правда, не обошлось без конфуза. После их установки на Лесном образовалась огромная очередь вплоть до Радиозавода. Эта объездная дорога пользуется бешеной популярностью у дачников, отдыхающих и тем более у водителей фур, которым нужно доставить груз в другой город. Светофоры в спешном порядке перевели на «желтый режим». Сейчас ошибка проектировщика и администрации исправляется;

— на Октябрьском проспекте напротив начальной школы №40 тоже установили светофорный объект;

— наконец, самый необычный эксперимент. На перекрестке улиц «Правды» и Промышленной за счет питерского инвестора (читай: для города бесплатно) появился пешеходный переход нового типа с «подушками безопасности» и сигнальными светоотражающими столбиками, которые не позволяют водителям обгонять других, выезжая на полосу встречного движения. До следующей весны его планируют оставить в нынешнем виде, чтобы проанализировать дорожную ситуацию и решить, стоит ли частично что-либо убрать. Водители и таксисты, в отличие от пешеходов, нововведением недовольны: один из них, с 20-летним стажем, представившийся Олегом, матерясь, заявил, что скоро по городу быстрее передвигаться будет пешком.

Что будет в этом году?

1) Реконструкция в июле-августе 10 светофорных объектов (замена линз на светодиодные, установка временных контроллеров и т.д.): ул. Шотмана — ул. Чапаева, пр. Первомайский, 82, ул. Ровио — ул. Сортавальская, пр. Первомайский — ул. Железнодорожная, ул. Чапаева — ул. Муезерская, ул. Чапаева — ул. Ватутина, ул. Чапаева — ул. Пархоменко, пр. Лесной — ул. Древлянка, ул. Горького — ул. Красноармейская, ул. Лыжная — ул. Ровио;

2) установка в июле 71 табло обратного отсчета на светофорные объекты (для водителей): Невский пр., Октябрьский пр., Первомайский пр., пр. Ленина;

3) подготовка проекта установки в следующем году пары светофорных объектов на ул. «Правды». С недавних пор улица очень оживленная: по пути находятся популярная автозаправка, торговый центр, пожарная часть, большой новый жилой комплекс;

4) реконструкция к сентябрю светофорного объекта на перекрестке ул. Мелентьевой — пр. Первомайского (у танка). Старый пешеходный переход у остановки в город снесут (как и лежачих полицейских), а на перекрестке появится новый, сейчас пешеходные светофоры и ограждения уже установлены. Мотивировка простая: по ГОСТам вообще запрещено располагать «зебры» на остановках общественного транспорта. На наш взгляд, перенос перехода прямо к перекрестку ул. Мелентьевой — пр. Первомайский только усугубит ситуацию. Этот своеобразный «узел» состоит сразу из трех крупных магистралей (включая улицу Шотмана). Не исключены заторы;

5) на 15 перекрестках будут установлены пешеходные ограждения общей протяженностью 5600 (!) погонных метров. Больше всего новеньких заборчиков появится на пр. Первомайском, пр. А. Невского и ул. Чапаева.

Есть проблема?

Количество автомобилей в Петрозаводске увеличивается на десятки тысяч единиц в год. По статистике, у нас 320 машин приходится на тысячу человек. В Европе — где-то 620. Количество светофорных объектов в карельской столице на данный момент — 61 при населении в 270 тысяч человек. А в немецком городе Киль — 250 объектов на 240 тысяч жителей. Но Петрозаводск уже «задыхается».

Может, проблема все-таки не в местах установки светофоров и их количестве, а в их слаженной работе? Все-таки один-два новых светофора в год погоды не делают. Да и ломаются они не так часто, как раньше. По словам госинспектора отделения дорожной инспекции и организации движения ОГИБДД УВД Петрозаводска Ирины КРЮКОВОЙ, они с нового года не выдали ни одного предписания на устранение неполадок с каким-нибудь светофором.

Просто оказывается, что проектировщики не всегда правы в своих расчетах (вспомним вышеупомянутый случай на объездной дороге). Так называемый режим «зеленой волны», когда водитель может не останавливаясь пролететь несколько перекрестков по одной магистрали, срабатывает далеко не всегда, да и не всегда уместен. Логистика, теория массового обслуживания... Интересно, проектировщики, равно как и наши власти, знакомы с этими науками?

Все еще сложнее

— Попробуй поставь у нас «зеленую волну» на той же улице Ровио, где аж пять светофоров, — рассуждает водитель Николай Николаевич, за его плечами сотни тысяч километров по всей России и зарубежью. — Водители со стажем-то довольны будут, а новички? «Втопят» под 90 км/ч и довольны. Нет, дело опасное, гонщиков развелось, культура вождения никакая. Впрочем,
пешеходы тоже хороши. В Прибалтике ведь как происходит: встал пешеход и ждет группу других людей. Все вместе дорогу переходят. В Петрозаводске такого в помине нет. Идет себе один, даже по сторонам не смотрит, перед тем как выйти на «зебру». Видимо, родители в детстве не научили. Почему ГИБДД не работает, куда чиновники смотрят?


НАРОДНОЕ МНЕНИЕ

Павел Левшук, таксист

— Самый проблемный перекресток — это пересечение ул. Гоголя и Красноармейской. Там постоянно пробки и часты аварии. Очень не хватает светофора со стрелками — указателями направления движения. На пересечении ул. Красноармейской и Горького ситуация немногим лучше. Хорошо бы расширить полосы движения. На Октябрьском проспекте много пешеходных переходов, а так как дорога разделена кустами, то раньше часто не было видно выходящих из-за них людей. Сейчас эта проблема решена. Вообще же, больше огорчает состояние самих дорог, особенно во дворах.

 



Рудольф, таксист

— Думаю, самый неудобный, но нужный светофор на улице Кирова, при выезде с улицы Вольной. Там очень большой поток транспорта, водители двигаются в объезд, чтобы не стоять в пробках на проспекте Ленина. Легче по ул. Куйбышева проехать. Неудобный этот светофор потому, что транспортный поток не разгружает. Автомобили, наоборот, скапливаются. Хотя, повторюсь, необходим. Уж больно много водителей там «бились», сами знаете, как сейчас многие «правильно» ездят. Зато пешеходные переходы, на мой взгляд, все стоят там, где необходимо.


 

Максим, таксист

— В нашем городе много проблем и с пешеходными переходами, и со светофорами. Например, два светофора подряд у Республиканской поликлиники создают аварийную ситуацию на Лососинском шоссе. Люди не успевают перейти две дороги и зачастую оказываются на проезжей части, когда загорается красный свет. Про зиму вообще молчу: абсолютно все переходы в нашем городе являются проблемными. Снег не счищают, и людей не увидишь, пока они не перегородят тебе дорогу.