«Журналист посчитал необходимым ввести читателей в заблуждение»
Необходимое предисловие
редактора
По причинам, о которых я не хочу говорить, мы вынуждены опубликовать этот текст. Его прислали к нам в редакцию как «ответ» на статью Антонины Кябелевой «Как власть в Карелии надрала малоимущих пенсионеров», которую «Петрозаводск говорит» опубликовал 14 января. В этой статье рассказывается, как государственные органы социальной защиты в Карелии, обязанные по определению защищать обездоленных, путем «ловкости рук» и нехитрых манипуляций вытащили из карманов этих самых обездоленных кругленькие суммы. В статье содержатся конкретные факты, данные, цифры. Автор статьи и я как редактор сайта несем полную ответственность за достоверность каждой цифры и каждого факта, в том числе мы готовы ответить за это в любом суде, в котором кто-либо попытается эти сведения опровергнуть.
Нам казалось, что именно так в правовом государстве и должны решаться информационные споры. Если кто-то считает, что опубликованные нами сведения не соответствуют действительности, то на этот случай есть суд, который во всем разберется и обяжет редакцию опубликовать опровержение. Как видим, это «не наш» метод. В результате появляются вот такие опусы, цель которых, видимо, заболтать тему и напустить туману, вместо того чтобы опровергать цифры и факты. Но не тот ли это случай, когда на воре шапка горит?
Особое внимание обращаю на то, что этот текст никем не подписан. По сути, анонимка. Пусть читателя не обманут хитрые обороты типа «мы решили…» и «мы спросили…». Кто это «мы»? Во всяком случае, это не журналисты редакции «Петрозаводск говорит». Обо всем, о чем мы хотели спросить чиновников, мы спросили до публикации статьи.
К нам этот материал поступил из Министерства социальной защиты Карелии. Видимо, во всем министерстве не нашлось человека, который согласился бы поставить под этим текстом свою подпись. А раз так, то, надо полагать, за содержание опубликованного ниже несет личную ответственность министр социальной защиты Ольга Александровна Соколова как высшее должностное лицо министерства. К ней просим и адресовать свое возмущение всех тех пенсионеров Карелии, которые считают себя обманутыми при начислении региональной и федеральной социальных доплат к пенсиям.
Ниже публикую текст полностью, в том виде, в каком он ко мне поступил, не меняя ни единой буквы или запятой. Просто потому, что не считаю для себя возможным даже прикасаться к подобным текстам.
Максим ТИХОНОВ,
редактор интернет-издания «Петрозаводск говорит»
«Пожелали сэкономить?
На сайте «Птз говорит» 14 января вышла статья под названием «Как власть в Карелии надрала малоимущих пенсионеров» - о доплатах, положенных малообеспеченным пожилым людям. «Ради экономии бюджетных средств самых обездоленных пожилых граждан, чьи доходы не дотягивают до прожиточного минимума, обвели вокруг пальца», - уверяет автор материала.
Мы решили дать слово непосредственно представителям власти и выяснить, почему они хотят сэкономить.
Два минимума
Напомним, что социальная доплата к пенсии была установлена федеральным законодательством еще в 2010 году. Тогда одна из гражданок России обратилась в Конституционный суд в связи с тем, что ее пенсионное обеспечение ниже, чем прожиточный минимум. Суд с ее доводами согласился и принял решение в ее пользу: так быть не должно.
Отметим, что само понятие «прожиточный минимум» подразумевает две нормы. Первая устанавливается для различных социальных групп ежеквартально и основывается на четкой методике, которая анализирует цены на различные категории товаров и услуг, необходимых для минимального жизнеобеспечения граждан.
Кроме того, в 2010 году была введена норма прожиточного минимума для пенсионеров - в целях определения социальной доплаты к пенсии, которая, в отличие от первой нормы, устанавливается не ежеквартально, а один раз в год. Возникает вопрос: почему, озвучивая в статье величину прожиточного минимума в период с 2017 по 2020 год, автор не апеллирует к тому факту, что прожиточный минимум за год меняется не единожды?
До нынешнего года каждый субъект самостоятельно определял величину прожиточного минимума. В апреле 2019 года в 178 федеральный закон были внесены изменения, которые предусмотрели право Правительству Российской Федерации определять методику расчета прожиточного минимума для установления доплаты к пенсии. В июле эта методика была принята на уровне постановления Правительства России. В связи с этим все субъекты страны должны были на основании методики пересчитать величину прожиточного минимума и подготовить проекты законов, закрепляющие эту величину. В Карелии, в соответствии формулой, эта величина составила 11 836 рублей. И здесь автор статьи, говоря о том, что «карельскому правительству пришлось представить на утверждение депутатам прожиточный минимум на 2020 год в размере 11 836 рублей, то есть повысить его на 33 процента!» несколько лукавит: решение было принято на уровне федерации, и власти республики действовали исключительно в соответствии с законом. Заметим, что утвердить величину по новой методике «пришлось» всем субъектам.
25 тысяч доплат
Величина прожиточного минимума по России на 2020 год составляет 9314 рублей, что на 2522 рубля меньше, чем по Карелии. Поэтому в республике устанавливается своя – региональная - доплата. Суть ее в том, чтобы материальное обеспечение каждого неработающего пенсионера не могло быть меньше определенной величины.
До 2020 года карельские неработающие малоимущие пенсионеры получали федеральную социальную доплату из Пенсионного фонда. И таких получателей насчитывалось порядка 13 тысяч человек.
- Когда совместно с Пенсионным фондом мы готовились к введению в республике с 1 января 2020 года региональной социальной доплаты, то определили, что получателей будет порядка 25 тысяч, - сказала министр соцзащиты республики Ольга Соколова. – Конкретное их число сложится уже по факту. Сама эта выплата производится не только когда сама пенсия составляет меньше 11 836 рублей. Мы должны учитывать и размер пенсии, и иные материальные доходы гражданина, в которые включаются срочные пенсионные выплаты, дополнительное пенсионное или материальное обеспечение, а также выплаты по законодательству, установленные каждым субъектом, в том числе – меры социальной поддержки, например, ежемесячные денежные выплаты ветеранам труди и иным категориям граждан (по 827 закону), ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилищно-коммунальных услуг, выплату по капремонту. Только если эта общая сумма – пенсия плюс выплаты – ниже прожиточного минимума, человек получает право на региональную социальную доплату.
Отметим, что доплата будет пересчитываться ежемесячно, ведь доходы пенсионеров могут складываться каждый месяц по-разному. Так, потратил человек меньше воды, получил меньшую компенсацию на оплату услуг ЖКХ и, соответственно, получил другую региональную доплату.
- Это сложная технологическая процедура, - говорит министр соцзащиты. – Если с ежемесячной выплатой ветеранам труда все понятно и им доплачивается по 700 рублей, то здесь нам совместно с Пенсионным фондом, с которым у нас заключено соответствующее соглашение, придется проводить ежемесячный анализ материального обеспечения всех 25 тысяч получателей: работал или не работал конкретный человек, какова сумма его пенсионного обеспечения, какую доплату получил за услуги ЖКХ и т.д.
Чьи деньги, Зин?
Важный вопрос – сколько это будет стоить бюджету Республики Карелия. До 2020 года финансирование этих расходов осуществлялось за счет федерального и республиканского бюджета, и поддержка федерации («иной межбюджетный трансферт») составляла не более 75 процентов. С 2019 года софинансирование (а поддержка предусмотрена уже не в виде трансферта, а в виде субсидии) для Карелии следующее: 99 процентов – федеральный бюджет, 1 процент – республиканский. Общий объем средств,
предусмотренных на выплату региональной социальной доплаты, составляет порядка 800 миллионов рублей (а не 279, как указано в статье).
- Так прав ли журналист, говорящий в своей статье о том, что республиканская власть «обвела вокруг пальца малообеспеченных пенсионеров ради экономии бюджетных средств»? Безусловный ответ: нет! – констатирует Ольга Соколова. – Здесь фигурируют федеральные деньги, да и сами правила выплат установлены Федеральным законом № 178, который (и об этом я неоднократно говорила журналисту издания) четко прописывает основания и порядок выплат.
В соответствии с законом
А порядок таков: социальная доплата к пенсии, как федеральная, так и региональная, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и всеми необходимыми документами. При этом доплата может быть установлена не ранее, чем со дня возникновения права на нее, а именно – с 1 января 2020 года. Таким образом, карельские законодатели продублировали федеральную норму и не вышли за пределы установленных полномочий.
Кроме того, прописанная законом норма подразумевает обращение с заявлением в органы соцзащиты именно после возникновения права на доплату. То есть органы соцзащиты просто не могли принимать заявления от населения в декабре 2019 года.
- Мы были обязаны рассказать об этом гражданам и провели мощную информационную кампанию, - говорит Ольга Соколова. – Был разработан большой медиаплан, включающий выступления на телевидении, радио, в социальных сетях. Было проведено два совместных с Пенсионным фондом брифинга для журналистов. Сведения, указанные в статье на сайте «Птз говорит», мы сейчас проверить не можем: к кому именно обращалась героиня материала Светлана Тарасенко, кто ее перенаправлял, какие специалисты отвечали на ее вопросы – неизвестно. Наша позиция состояла в том, чтобы максимально широко проинформировать граждан, когда и куда им обращаться за доплатой, и мы это сделали. Напомню, что тем, кто уже получает доплату, никуда обращаться не надо, мы сделаем все автоматически, в беззаявительном порядке, им выплата уже назначена в январе. Те, кто обратится за выплатой впервые, получат ее в феврале. Сейчас мы должны сделать так, чтобы максимальное количество граждан подало заявления именно в январе и уже с февраля получало доплату. Кстати, заявление от Светланы Тарасенко уже принято.
Министерство социальной защиты обратилось за информацией в другие регионы страны. В Пскове, Курске, Севастополе, Санкт-Петербурге заявления на выплату принимаются, как и в нашей республике, только с января 2020 года. В конце прошлого года в этих субъектах так же, как и в Карелии, проводилась предварительная информационная работа, но, подчеркнем, не прием заявлений. И здесь слова журналиста о том, что только в Карелии не принимали заявления в декабре, не соответствуют действительности.
Еще один важный момент. В 178 федеральном законе установлено, что при определении размера социальной доплаты к пенсии в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включается размер пенсионного обеспечения с учетом индексации (корректировки), произведенной в предыдущем году. Поэтому в течение 2020 года расчет размера региональной доплаты в Карелии будет производиться исходя из размера пенсии декабря 2019 года, а не проиндексированной с 1 января 2020 года.
- Уважаемый журналист, видимо, не досконально вникнул в механизм расчета доплаты, но посчитал необходимым ввести читателей в заблуждение, ссылаясь на слова министра, который абсолютно верно отметил: «с учетом индексации», - заключила Ольга Соколова. - Но вот только это не индексация с 1 января 2020 года, а индексация 2019 года.
Таким образом, если вглядеться в детали «ЧП далеко не республиканского масштаба», вряд ли можно увидеть злой умысел карельских властей и желание ободрать малоимущих, как липку. Закон есть закон, и его должны знать и соблюдать и чиновники, и граждане.»