22 марта 2018, 07:00

Закон о столичном статусе Петрозаводска: гора родила мышь

Карельский парламент рассматривает законопроект, который ничего не решает?

Глава Карелии Артур Парфенчиков и председатель Законодательного собрания Элиссан Шандалович внесли в ЗС законопроект «О статусе столицы Республики Карелия». Сегодня парламентарии рассмотрят его в первом чтении. Историческое, пожалуй, событие: идея такого документа муссируется с 2006 года, но до Заксобрания он еще не добирался.

Несмотря на долгую историю вопроса, тему эту в последние годы использовали только в предвыборных целях. В 2013 году о столичном статусе Петрозаводска говорил мэр Николай Левин, хотевший избрания на второй срок. В 2017 году шумиху вокруг столичного статуса создали для подтягивания явки на губернаторских выборах. Как только они кончились, бурная деятельность всевозможных общественников и политиков заглохла – но, как выяснилось, не до конца.

До Вологды недотянули

Сам документ, направленный в Законодательное собрание, занимает ровно одну страницу. Примерно половина его, кажется, надиктована Капитаном Очевидность. Впрочем, судите сами.

В пояснительной записке к документу говорится, что реализация закона не потребует дополнительных расходов из бюджета Карелии. И вот это самое интересное.

Дело в том, что, вообще-то, «столичность» Петрозаводска никто не оспаривает – она действительно прописана в Конституции республики. Зачем же тогда нужен отдельный закон? На этот вопрос с самого начала предельно четко отвечали его инициаторы: закон о столичном статусе нужен для того, чтобы Петрозаводск получал больше денег на выполнение столичных функций.

Только так, и никак иначе.

Этот законопроект должен был решить одну из ключевых проблем нашего города: он гарантировал и регламентировал выделение Петрозаводску дополнительных средств из республиканского бюджета на выполнение столичных функций… Я рассчитываю и надеюсь на поддержку  этой инициативы со стороны республиканского руководства,

– приводятся слова Геннадия Боднарчука на сайте Петросовета.

Эту же позицию спикер Петросовета изложил в большом интервью, которое он дал правительственному информагентству «Республика».

– Для республиканского правительства закон о столичном статусе прежде всего обеспечивает механизм работы с федеральным бюджетом. Статья расходов на столичный статус в республиканском бюджете позволит Карелии вести с федеральным центром переговоры о возможности дополнительного финансирования.

Фото: ИА "Республика"

О необходимости дополнительных ассигнований говорила и мэр Петрозаводска в интервью тому же изданию.

Я бы не хотела сейчас называть конкретных сумм. Просто для того, чтобы не втягивать город в заочный торг с республикой и не делать горожан его заложниками… Ведь речь идет не о разовом финансировании, а о ежегодных стабильных деньгах. Они позволят городу планировать будущее на много лет вперед...

Но позвольте, может, это частная позиция конкретных людей? Да, наделенных властью, да, руководящих городом, но всего лишь конкретных людей?.. Нет. Рабочая группа Петросовета, готовившая свой вариант законопроекта летом 2017 года, четко указала, сколько именно дополнительных средств из региональной казны нужно на выполнение столичных функций.

«Депутаты и сотрудники горадминистрации одобрили законопроект, в котором прописаны столичные функции Петрозаводска и механизм их финансирования… Финансирование органов местного самоуправления в связи с осуществлением столичных функций будет проводиться за счет субсидии из регионального бюджета.

Объем субсидии ежегодно утверждается республиканским законом о бюджете и высчитывается исходя из количества жителей города, которое умножается на норматив (400 рублей на человека)…

При определении этого норматива члены рабочей группы учитывали опыт соседних регионов, где уже приняты законы о столичном статусе. Один из примеров – Вологда, получающая из областного бюджета субсидию на уровне 400 рублей на человека», – говорится в релизе Петросовета.

Очевидно, что положено Вологде, не положено Петрозаводску.

Программа, которой нет

Про финансирование в законопроекте Артура Парфенчикова и Элиссана Шандаловича всё же говорится. Деньги должны поступать в виде межбюджетных трансфертов на выполнение мероприятий, предусмотренных программой развития столицы Карелии. То есть изначально городские власти намеревались предусмотреть стабильное финансирование, заложенное в бюджет региона. А теперь речь идет о некой программе, в рамках которой средства будут давать на отдельные проекты. Или не будут.

– Первый вариант законопроекта, представленный властями Петрозаводска, я отправила обратно, потому что там указывались вещи, которые органы местного самоуправления должны выполнять в рамках своих полномочий: благоустройство, содержание дорог и так далее. Сейчас речь идет о том, что это будут конкретные объекты, в том числе в рамках Федеральной целевой программы, чтобы не обидеть районы и не отрывать лишние деньги, – рассказала председатель парламентского комитета по государственному устройству Анна Лопаткина. – У нас есть два месяца (после первого чтения. – Ред.) до внесения поправок, мы хотим, чтобы к этому сроку был готов и проект программы.

Программу развития карельской столицы будет готовить рабочая группа в правительстве Карелии. Возник вопрос о примерных объемах финансирования, но Анна Лопаткина заявила, что они будут зависеть исключительно от перечня мероприятий, которые войдут в итоговый документ.

Сначала будут определены потребности, затем уже источники финансирования. То есть республика получает деньги и понимает, что есть закон о статусе столицы и есть проекты, которые должны поддерживаться из этих денег,

– объяснил представитель главы Карелии в ЗС Юрий Шабанов.

Что же получается? Законопроект о столичном статусе Петрозаводска – рамочный. Исполнение его целиком будет зависеть от некой программы, которой, с одной стороны, еще нет, а с другой – она будет пересекаться с Федеральной целевой программой развития Карелии. Объемы обеспечения этой пока не существующей программы абсолютно неясны. Вспомним судьбу ФЦП, подписанной, на минутку, премьер-министром страны Дмитрием Медведевым. В первые же два года Минфин России бестрепетной рукой откромсал от нее пять миллиардов рублей, и проекты стали вылетать из амбициозного документа, как орлята из родительского гнезда.

Никаких реальных обязательств законопроект о столичном статусе ни на кого не накладывает: нет программы – нет финансирования; не согласовали какой-либо объект – нет финансирования; нет денег в казне на всю программу или ее часть… Ну, вы поняли. Возникает вопрос: а зачем вообще нужен этот закон? Может, проще ограничиться программой, а потом изыскивать деньги на ее реализацию?..

Конкретного ответа на этот вопрос мы, конечно, не услышим. Геннадий Боднарчук уже поблагодарил Артура Парфенчикова и спикера ЗС Элиссана Шандаловича за внесенный законопроект и выказал уверенность, что депутаты «примут решение, которое придаст новый импульс развитию нашего города». Неужели он забыл, как выглядел первоначальный вариант документа, забыл про «400 рублей на человека» и «вологодский опыт»?

И все же есть конкретный ответ на вопрос, зачем государственная машина с такими адскими потугами – опросами горожан, инициативными группами, бесконечными совещаниями, километрами интервью и всенародным голосованием – родила этот пустой одностраничный закон. Ответ кроется в дате. Законопроект о столичном статусе Петрозаводска был внесен в Заксобрание 12 марта. Аккурат перед выборами президента России.

Ведь власть всегда держит свои обещания.

Георгий Чентемиров's picture
Автор:

Журналистикой занимаюсь с 2007 года. Работал в "Молодежной газете", журнале "Ваш досуг", газете "Губернiя", на ГТРК "Карелия", в информационном агентстве "Республика".