11 апреля 2017, 09:09

Книги вместо "Синих китов". Какой литературой увлечь ребенка

«Петрозаводск говорит» выяснил у библиотекарей, какие литературные предпочтения есть у подрастающего поколения и что интересного хранят фонды.

Гаджеты, «Синие киты», прочие опасности Интернета... Если послушать экспертов в СМИ, то можно увериться, что молодое поколение пропало в социальных сетях, а их детство находится в большой опасности. Тенденции таковы, что миссия «оградить» незаметно может перейти в план «запретить».

Куда более продуктивным способом уберечь детей от любого пагубного влияния может стать чтение книг. Многие сейчас возразят, что «молодняк» не читает и сесть за книгу может только под угрозой наказания, но детская книга сейчас настолько яркая и многообразная, что найти что-то для себя сможет каждый. Задача родителей лишь подсказать подходящую и направить в нужном направлении: ближайший книжный или в библиотеку.

Сделать это самостоятельно далеко не каждому взрослому под силу. Пять представителей детских библиотек Карелии рассказали порталу «Петрозаводск говорит», какие произведения пользуются популярностью у их читателей, а также составили список книг, которые дети пропускают совершенно напрасно.

Валерия Сакина

Директор Детской библиотеки Карелии имени Морозова

– Приятно, что дети читают лучшее из лучшего. Большой популярностью среди учеников старшего звена пользуется творчество Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Их книги «Время всегда хорошее», «Правдивая история Деда Мороза», «Охота на Василиска» часто спрашивают. Мы их тоже рекомендуем нашим читателям.

Спрашивают произведения Тамары Крюковой. Она пишет в жанре фантастики, есть в ее творчестве и современные повести, школьные рассказы, написанные с хорошим чувством юмора. Михаил Самарский - «Радуга для друга», «Формула добра», «Фукусима, или История про собачью дружбу». Эти нравоучительные, но хорошие вещи тоже попадут в список популярных книг в нашей библиотеке.

Из зарубежных авторов наши старшие читатели спрашивают Роальда Даля: его книга «Чарли и шоколадная фабрика» по-прежнему любима подростками.

Если говорить про детей в начальной школе, то ребятки спрашивают приключенческую литературу. Например, серию книг Эрин Хантер «Коты-воители»,  или «Школа в Дедморозовке» Андрея Усачева, книги Кати Матюшкиной.

В рейтинге всегда остаются классики детской литературы - Николай Носов и Астрид Линдгрен. 

Эти книги есть у нас в наличии, правда практически вся новая литература в единственном экземпляре. К сожалению, нет такой возможности, как была раньше, покупать одну книгу по 20 штук и раздавать почти на целый класс. Есть такое понятие «запись на очередь книги», и никакой беды в этом нет. Главное, чтобы книга была и чтобы она дошла до читателя.

– Я бы не согласилась с тем, что дети сегодня не читают. Просто у них появилось очень много форм другого досуга, причем как платных, так и бесплатных. Но книга все равно остается в жизни, привычка читать остается. Причем маленькие дети в основном пока пользуются именно печатной книгой, а не электронной. Никто не отменит радости полистать книгу, ощутить ее тактильно и посмотреть прекрасные иллюстрации.

Что почитать:

Старшеклассники: Тварк Мэн «Козел», Андрей Максимов «Не стреляйте в сочинителя историй», Бьянка Питцорно «Послушай мое сердце», книги Екатерины Мурашовой, а также победителей российских премий «Заветная мечта», имени Сергея Михалкова Дины Сабитовой, Рины Эльф, книги Льюиса Стивенсона.

В начальной школе и для дошкольников: серия шведского писателя Свена Нурдквиста про Петсона и Финдуса, Татьяна Михеева: «Шумсы – хранители деревьев. Истории из жизни шумсов обыкновенных», Мария Парр: «Вафельное сердце», серия Марии Бершадской «Большая маленькая девочка», приключенческие книги Светланы Лавровой «С лягушками не расставайтесь» и другие.

Елена Кузова

Заведующая центральной детской библиотекой Кеми

– Учащиеся с 1 по 4 класс в основном просят книги и журналы, написанные про героев популярных мультфильмов: «Джинглики», «Фиксики», «Смешарики». Те, кто постарше, предпочитают фэнтези: серию о «Гарри Поттере» Джоан Роулинг, «Мефодий Буслаев» Дмитрия Емца. Очень интересуются книгами Валерия Воскобойника. Девочки любят брать школьные и любовные истории для детей, книги по рукоделию, бисероплетению. 

Дети больше берут художественную литературу, хотя во многом это связано с комплектованием нашей библиотеки. Хочется, чтобы было побольше познавательных книг о домашних любимцах. 

Хорошо, если бы дети уделяли больше внимания проверенной многими поколениями литературе. Наши читатели предпочитают этим книгам современные. За классикой приходят только летом, когда приходится читать по спискам к новому учебному году.

Сейчас у нас в библиотеке очень мало постоянных читателей. Когда начинаешь работать с ребятами, то после мероприятий кто-то задержится в зале, а так мало кто ходит. Детей приходится подгонять, работать с ними, приглашать.

Что почитать: 

Произведения классиков детской литературы: Эдуарда Успенского, Сергея Михалкова, Алексея Толстого, Михаила Пришвина и других.

Наталья Тихонович и Марина Лукина

Заведующие детской библиотекой №15 и городской детской библиотекой имени Владимира Данилова

– Чтением дошкольников, конечно, руководят родители. От них в большей степени зависит, что будет читать ребенок, точнее, что они будут ему читать.

Совсем небольшой процент детей-дошкольников умеет читать сам, и тут выбор книги зависит в большей степени от оформления и величины шрифта.

Есть такая серия книг Алексея Шевченко про деревню Понарошкино и её обитателей. В этой деревне на улице Гоголя в доме номер 4 живёт бабушка. У неё есть внучка Даша, приезжающая погостить на каникулы из города. Из домашних питомцев есть говорящие щенок Фантик, кот Гаврила, Коза Люська, ёжик Фыр. Только на территории этого двора они могут разговаривать между собой и понимать друг друга. В нашей библиотеке есть 10 книг, которые постоянно находятся на руках у читателей.

Еще один пример устойчивого внимания детей – книги Иордана Кефалиди «Катерок в гостях у дедушки», «Самолетик находит друга» и т.п. из серии «Книжки-мальчишки». Эти книги мы всегда рекомендуем родителям мальчиков дошкольного возраста, которые явно транслируют интерес к технике: машинкам, самолетикам, паровозикам...

У ребят из начальной школы популярна серия из 12 книг английской писательницы Холли Вебб. Трогательные, добрые и поучительные истории о щенках и котятах  предназначены вроде бы для девочек, но их с удовольствием читают и мальчики. В этом случае срабатывает 100% принцип «сарафанного радио» – прочитал сам, поделился восторгом с товарищем, товарищ бежит в библиотеку или просит родителей купить такую книгу. А после того как ребенок прочитает все книги Вебб, можно спокойно предлагать книги Пола Гэллико или в процессе чтения серии – как полноценную замену.

Читая Михаила Барановского «Я воспитываю папу» и взрослый, и ребенок будет хохотать до слез. После этой книги можно смело читать  Франсуазу Буше «Книга о том, кто такие родители, откуда они взялись и почему заставляют тебя есть овощи и делать множество других ненужных вещей». А там и Александра Раскина «Как папа был маленьким», Олега Кургузова «Рассказы маленького мальчика», необыкновенно смешную и очень современную книгу в форме дневника дошкольника «Ветер делает деревья» Станислава Востокова.

Подростковое чтение самое сложное. Но здесь абсолютный лидер – серия книг «Коты-воители». Конечно, мальчишки продолжают по-прежнему, как и 10 лет назад, читать детский детектив, а девочки романы о первой любви и первых проблемах в подростковой среде.

Почти никогда не найти на книжных полках в нашей библиотеке «Пираты кошачьего моря. Остров забытых сокровищ» Ани Амосовой, «Детективное бюро Фу-Фу и Кис-Кис идут по следу» Кати Матюшкиной, Дэвида Гловера «Пещера загадок»«Музей тайн», «Планета головоломок».

В идеале родителям нужно начинать читать как можно раньше, до 1 года. Заинтересованные родители начинают с самого простого – коротких детских стихов. Рифмованные строчки воспринимаются малышами легче, чем самая простая прозаическая речь. Родители выбирают своим детям насыщенные иллюстрациями книги для самых маленьких: стихи Агнии Барто, Владимира Степанова, русские народные сказки «Репка», «Курочка Ряба» и т.п.

Что касается внеклассного чтения, то, к сожалению, школьная программа составлена таким образом, что вынуждает детей читать все, невзирая на гендерные и иные предпочтения ребят. О перспективной цели полюбить чтение речь не идет. Да и «читать все» – это громко сказано.

Понятно, что не все дети читают то, что им задано. Здесь есть определенная проблема. Родители еще продолжают руководить чтением детей, они контролируют этот процесс, имеются в виду интересующиеся учебным процессом родители. А учителя, составляя, например, список для внеклассного чтения, требуют неукоснительно его соблюдать, вносить записи в читательский дневник.

Есть случаи, когда учитель ругает, ставит плохую оценку ребенку за то, что он прочитал книгу, которой не было в этом списке. Недопустимая вещь. Учителя из года в год составляют одни и те же списки, многие совершенно незнакомы с современной литературой, сами не бывают в детских библиотеках, не успевают знакомиться с новинками, но при этом не доверяют выбор книги самому ребенку, а по факту специалисту – библиотекарю детской библиотеки.

Если же в этих списках есть новая книга, то это опять проблема – такая книга одна в библиотеке, где ребенку ее достать – учителя не волнует. А проблемы бы не было, если бы эти списки допускали вариативность – книги подобные обозначенной.

Что почитать:

Дошкольникам: Эдуард Успенский «Про Веру и Анфису», Тамара Крюкова «Озорные истории», Елена Хрусталева «Летяево. Город самолетов», Игорь Востряков «Быть здоровым – здорово!».

Младшим школьникам: Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома», Владимир Данилов «Мишуткины проказы», Александр Волков - цикл повестей об Изумрудном городе, Татьяна Александрова «Домовёнок Кузя».

Среднему школьному возрасту: Анатолий Алексин «Мой брат играет на кларнете», Вениамин Каверин «Два капитана».

Елена Костина

Заведующая библиотекой № 3 имени Николая Клюева, более 10 лет проработала в школьной библиотеке

Как правило, дети-дошкольники читают, или им читают, только те книги, о которых знают родители. И если родители не интересуются современной литературой, то чаще всего это классики, на которых выросли они сами, – Агния Барто, Сергей Михалков, Самуил Маршак, Александр Пушкин, Елена Благинина, Корней Чуковский, Валентина Осеева и др. Могут быть русские народные сказки, в Карелии дома у многих есть карельские сказки (их тоже читают), затем подключаются сказки братьев Гримм, Андерсена. Но начинать чтение лучше со стихов, а потом уже подключать рассказы и сказки.

Выбор младших школьников очень часто зависит от того, какая библиотека есть у него дома и какие произведения рекомендуют учителя, родители. Большой популярностью пользуются книги Андрея Усачева, Григория Остера, Эдуарда Успенского, Николая Носова, Бориса Заходера, Кати Матюшкиной, серия книг Эрин Хантер о котах-воителях, книги о животных Холли Вебб. Не перестают читать и серию книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг. 

Ребята в среднем возрасте уже считают себя очень взрослыми с большим читательским багажом. Учителя и родители постепенно теряют у них авторитет в качестве советчиков по чтению, чаще прислушиваются к своим друзьям. Девчонки с удовольствием читают романы о подростках Жаклин Уилсон, мальчишки берут приключенческие книги о пиратах, детективные истории Екатерины Вильмонт, Валерия Роньшина, с интересом читают «Эрагона» Кристофера Паолини. Большим спросом пользуются книги молодого писателя Михаила Самарского, писателя из Швеции Ульфа Старка. Часто берут книги из серии «Лучшая новая книжка» издательства «Самокат», книги для подростков серии «Поколение WWW» издательства «КомпасГид». 

Сейчас рынок детской литературы необычайно широк, в нем много новых авторов, имен, открытий. Много переводной литературы. Стало неплохо развиваться направление рекомендательной библиографии. Крупные детские библиотеки ведут свои сайты с рекомендацией книг, делают подборки из новых книг, публикуют дайджесты, списки литературы, чтобы сориентировать читателя. 

Так, например, существует каталог лучших книг «100 лучших книг для детей и подростков», ежегодно издаваемый Центральной городской детской библиотекой имени Гайдара (Москва). Выпуски с 2007 года можно найти на сайте Детской библиотеки Республики Карелия имени Морозова. 

Российская государственная детская библиотека ведет свой сайт «БиблиоГид» с 2002 года, где рассказывает о новых хороших детских книгах, отобранных профессионалами. Там же можно найти множество разных тематических подборок.

Еще один интересный интернет-проект, рассказывающий о современных книгах, позволяет даже послушать некоторые из них в исполнении авторов – «Папмамбук». Многие родители, желающие развивать своих детей, ищут группы в соцсетях. Например, есть сообщество Любимые детские книги: новинки и старинки

Что почитать:

Дошкольникам: детские поэты Дина Бурачевская, Галина Дядина, Рената Муха, Марина Бородицкая, Андрей Сметанин. 

Младшим школьникам: Мария Парр «Вафельное сердце», книги Свена Нурдквиста о замечательном котенке Финдусе и его хозяине Петсоне.

Для школьников среднего звена: тетралогию современной шведской писательницы Анники Тор «Остров в море», «Пруд белых лилий», «Глубина моря», «Открытое море»; Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский «Время всегда хорошее», «Я хочу в школу!», «52 февраля».

Ася Кошелева's picture
Автор:

Выпускница филологического факультета ПетрГУ. Любит писать о людях в культуре и культуре в людях. Мечтает дочитать все начатые книги (а их постоянно скапливается до десятка штук одновременно), побывать в Риме, научиться не принимать все близко к сердцу и создать что-нибудь стоящее в профессиональном плане. Не любит бестактных людей.