17 июля 2019, 07:00

Почему учителя в Карелии получают, как уборщицы?

Размер должностного оклада учителя в Кемском районе составляет менее 1 МРОТ — 9464 рубля.

Вы хотите, чтобы вашего ребенка учила и готовила к ЕГЭ школьная уборщица? Администрация Кемского района и республиканские власти не видят в этом ничего из ряда вон выходящего. По крайней мере, то, что учитель и техничка получают каждый за свою ставку одинаковые зарплаты, никого не волнует. Это ведь только наши московские руководители живут в сладкой иллюзии, что учителя в России получают по сорок тысяч и ни в чем себе не отказывают. Эту иллюзию подогревает официальная статистика, непонятно откуда черпающая данные. Учителя же давно вслух смеются над этим. И просят уже не денег - просят хотя бы перестать врать.

Раскроем страшную государственную тайну: преподаватель русского языка и литературы в Кеми, специалист высшей категории Нина Васильевна Кузнецова, имея повышенную нагрузку —20 часов в неделю, классное руководство, получает зарплату чуть больше 26 тысяч рублей — почти столько же, что и школьная уборщица. Обидно и непонятно, почему квалифицированный труд учителя с подготовкой к урокам, проверкой школьных тетрадей, ответственностью за готовность детей к ЕГЭ по русскому языку, который, кстати, сдают абсолютно все одиннадцатиклассники, приравнен к мытью пола шваброй.

55 педагогов СОШ № 1 Кеми, отдавая должное правильной и своевременной уборке школы, задались вопросом: какими принципами руководствуются администрация учебного заведения, местная власть, устанавливая оклады ниже МРОТ? В начале января этого года они написали коллективное письмо с предложением приравнять оклад учителей к МРОТу, а также повысить зарплату социальных педагогов, педагогов-психологов, логопедов, школьных библиотекарей, вожатых.

Вообще, учительская зарплата состоит из трех компонентов: должностной оклад, компенсационные выплаты (северные надбавки) и стимулирующие выплаты (за квалификацию, достижение высоких результатов в работе, классное руководство и т.д.). Районная администрация воспользовалась правом, которое дает закон, и установила оклад для учителей в 9464 рубля. При основной ставке 18 часов с учетом районной и северной надбавки (120 %) заработная плата составляет 20820,8 рубля. В соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст. 129) она доводится до 24816 рублей (МРОТ - 11280).

Районная администрация откликнулась на письмо оперативно. Во-первых, похвалила себя: мы трудимся в поте лица, «подняли вопрос об изменении нормативов выделения межбюджетных трансфертов на исполнение государственных полномочий по обеспечению гарантий на образование для малокомплектных сельских школ на уровне ЗС РК». Ура! Но к школе № 1 это практически не имеет никакого отношения: ее никак малокомплектной не назовешь: 800 учеников, 20 уборщиц убирают школьные помещения, у директора пять заместителей...

Во-вторых, тогдашний глава администрации Кемского поселения Ю. Разумейчик объяснил педагогам ситуацию:

Бюджет Кемского района является дефицитным и полностью зависит от финансовой помощи республики, "поэтому повышение уровня окладов до МРОТ или выше практически невозможно. В 2019 году не планируется повышение уровня окладов работникам общеобразовательных учреждений до уровня МРОТ, данное повышение возможно только при установлении финансовой стабильности бюджета Кемского муниципального района».

Словом, учитывая нашу экономическую ситуацию, никаких перспектив...

Может быть, увеличить зарплату учителю, работающему на ставку, за счет стимулирующих выплат, тем более что их распределение в компетенции школьной администрации? Но и тут незадача. Как написали педагоги уже в письмах на имя главы республики и в адрес республиканской прокуратуры, в этом учебном году к их учебному заведению была присоединена Кемская вечерняя школа, «фонд оплаты должен был увеличиться на 3 млн рублей, но СОШ №1 получила только 1 млн рублей. Таким образом, Министерство образования РК и администрация Кемского района занизили фонд оплаты труда начиная с 2019 года. По этой причине в связи с доплатами до МРОТ не остается средств на стимулирующие выплаты учителям».

Республиканское Министерство образования в лице тогдашнего министра Морозова тоже не заставило себя ждать. В ответном послании между строк явно читалось: зачем волноваться? Все отлично! Президент «поручил в 2012 году довести уровень средней заработной платы педагогических работников... до средней заработной платы в соответствующем регионе». И вообще, по данным Карелиястата, в 2018 году средняя зарплата (начисленная до уплаты налога на доходы физических лиц), включая поощрения, оплату стоимости (полностью или частично) жилых помещений, коммунальных услуг, в Кемском муниципальном районе составила 37769,6 рубля, что на 3,8 % больше целевого показателя и на 9,8 выше средней заработной платы по Карелии. Ну а в средней школе № 1 Кеми средняя зарплата составила 37195 рублей, в том числе учителей — 36724 рубля, что тоже выше всяких средних.

Возглавлявший в начале года министерство начальник почему-то ничего не написал о том, почему после слияния школ фонд оплаты был увеличен только на миллион, и стыдливо умолчал, что сейчас, согласно указу президента, стоит задача довести среднюю зарплату учителей до средней зарплаты в промышленном секторе региона. Ну да ладно: маленькая ложь...

Тем более что республиканская прокуратура, изучив письмо кемских учителей, вынесла вердикт: «Оснований для принятия мер прокурорского реагирования при таких обстоятельствах не имеется».

Все чудесно, но где же потерялись более 12 тысяч, которые не позволяют дотянуться до среднего значения зарплате Нины Васильевны Кузнецовой, педагогу высшей квалификации, имеющей полную, и даже чуть больше, нагрузку?

«Чиновники, называя среднюю зарплату педагогических работников Кемского района — 37769,6 рубля, не учитывают, что эта цифра соответствует учебной нагрузке в полторы и более ставки при выполнении дополнительных обязанностей, таких как классное руководство, руководство методическим объединением и других, и при высоком качестве и хороших результатах труда, — пишут учителя. — При этом получается, что если учитель не имеет дополнительных обязанностей и работает на ставку, он получает доплату до МРОТ. Зарплата учителя, который работает сверх ставки, дотягивает до минимального размера оплаты труда и превышает ее за счет сверхнагрузки. Поскольку педагогических кадров не хватает, то большинство учителей именно так и работают, отсюда и такой показатель средней зарплаты».

Как написано в ответе министра финансов РК, на 2019 год целевое значение средней зарплаты педагогических работников общеобразовательных организаций Кемского района увеличено до 37 855 рублей. Надо понимать, если базовая часть зарплаты — оклад — расти не будет, то все дальнейшее повышение заработной платы будет обеспечено только за счет сверхэксплуатации учителей. Будет ли это способствовать повышению качества образования? Очевидно, что нет. Видимо, такая задача перед карельскими чиновниками и не стоит.

Теперь учителя Кеми написали письмо депутатам и президенту с предложением на законодательном уровне установить оклад учителя при 18-часовой нагрузке и других педагогических работников не менее одного МРОТа. Депутат Госдумы Валентина Пивненко, депутат ЗС РК от Кемского района Н. Зайков ничего им не ответили: не заметили, не обратили внимания, не посчитали достойным внимания? Но с этой законодательной инициативой выступил депутат совсем от другого региона, видимо, более дальновидный. В Карелии таких нет, у нас предпочитают ждать, когда бюджет сам собой станет профицитным, а учителя либо загнутся от непосильной работы, либо махнут на все рукой. И тогда готовить школьников к ЕГЭ будут уборщицы. И не говорите, что это абсурд. Это наша реальность.

От редакции. Мы очень просим всех педагогов Карелии в порядке продолжения этого материала поделиться с нами данными о своей реальной зарплате: пишите нам, присылайте копии своих расчетных листков. Давайте попытаемся вместе разорвать круг чиновничьего вранья - может, что-то дойдет и до Путина с Медведевым?..

Ольга Малышева's picture
Автор:

Уже двадцать лет работает в «ТВР-Панораме», которая на сегодня плавно влилась в редакцию портала «Петрозаводск говорит». Ей нравится работать с молодыми, креативными, энергичными и умными коллегами. Правда, они считают ее неким мастодонтом, а потому периодически спрашивают о событиях 1917 или 1812 годов... Но она не возражает, потому что  любит историю. А еще любит ездить в командировки и писать о том, чем и как живут земляки.