Туристский кластер: от Петрозаводска до Кеми ни одного туалета
Может ли обычный карельский пенсионер, проживающий в глубинке, не владеющий навыками пользования интернетом и располагающий среднестатистической, то есть очень скромной, пенсией позволить себе путешествие? Еще недавно я бы сказала, что шансы у пожилых людей, живущих вдали от Петрозаводска, невелики. Но, как выяснилось на круглом столе по вопросам развития туризма, который 8 июня прошел в библиотеке Карельского научного центра РАН, теперь сменить привычную обстановку и совершить поездку по республике пожилым людям значительно легче.
Во всяком случае, пробный вояж пенсионеров из Гирваса доказал, что туристические компании совершенно напрасно сбрасывают со счетов пожилых и малообеспеченных граждан. Просто к ним нужно найти особый подход.
Летом - горные лыжи, зимой - пляжный отдых
Об уникальном опыте отвлечения пенсионеров от телевизора зимой и грядок летом рассказал руководитель проектов АНО «Центр развития социального туризма» Дмитрий Бобров. В марте 2018 года для группы жителей Гирваса Центр развития социального туризма организовал поездку по Приладожью. Идею путешествия поддержали в Министерстве культуры и карельском управлении по туризму. И хоть сам Бобров считает, что далеко не все было идеально, неизбалованные пенсионеры от экскурсии остались в полном восторге.
Изначально идея создания единой площадки, которая объединила бы предложения от туристских компаний, ориентированные на конкретные группы населения, особого интереса у властных структур не вызвала.
Сейчас только 12% пенсионеров могут позволить себе путешествовать. Бобров уверен, что охотой к перемене мест можно «заразить» каждого второго карельского пенсионера. Главное, предложить пожилым людям не только интересный турпродукт, но и адекватный по цене, учитывающий физические возможности старшего поколения. Центр занимается тем, что «шлифует» предложения от туркомпаний под пожелания небогатого карельского пенсионера.
- Что делаем мы? Мы едем в любой удаленный населенный пункт, где нас готовы слушать, и представляем те предложения, которые нам вручает туроператор, - сказал Дмитрий Бобров.
Прежде всего для социального туризма важна адекватная цена. Это, по словам Боброва, достигается тем, что пенсионерам предлагают путешествовать в межсезонье, когда цены максимально падают. Образно говоря, горнолыжные туры нужно предлагать летом, а пляжный отдых – зимой.
Для туроператора лучше работать в ноль, чем в минус, а для пожилого человека сам факт путешествия – это мощнейший стимул к жизни,
- уверен Бобров.
На удешевление экскурсий влияют и другие нюансы. К примеру, жители Гирваса пожелали взять еду с собой, чтобы не тратить деньги на дорогие кафе или рестораны. И хоть выполнить это пожелание, позволившее существенно снизить стоимость поездки, было нелегко, но организаторам тура удалось убедить рестораны предоставить пенсионерам возможность перекусить домашней едой.
- При очень небольшом бюджете поездки она переходит в категорию ВИП по сервису, качеству и уровню обслуживания, - заметил Дмитрий Бобров.
Сейчас центр готовит волонтеров, которые в перспективе будут сопровождать возрастные группы. Проект центра «Доступный туризм для старшего поколения» победил в конкурсе фонда президентских грантов. На его реализацию выделено около 400 тысяч рублей. В ноябре планируется апробировать двухдневный маршрут по Карелии, скорректированный под возможности и запросы пожилых людей.
Опыт путешественников из Гирваса оказался столь удачным, что просьбы организовать подобную поездку поступают от пенсионеров из других поселков и городов республики. Интересно, что, по словам Боброва, идею общественной организации по продвижению туризма, ориентированного на пожилых людей, в карельском Министерстве социальной защиты «отфутболили» в управление по туризму.
- Не все еще у нас органы исполнительной власти адекватно оценивают задачи, которые перед ними стоят,
- не удержался Бобров от шпильки в адрес министерства.
Когда размер имеет значение
В мае 2018 года совершено неожиданно для органов республиканской власти, признался руководитель карельского управления по туризму Денис Максимов, Карелию включили в список из 12 пилотных территорий, где туризм государство решило поддержать материально.
Государство решило заплатить за каждого туриста, который приехал на территорию Республики Карелия, тем туроператорам, которые с этим туристом работают. Но поставлен ряд условий. Турист в Карелии должен находиться не менее пяти дней. Все должно быть документально подтверждено. Сумма компенсации составляет 2 тысячи рублей на человека. Но в том случае, если через этого туроператора прошло 300 человек и более,
- объяснил Максимов условия получения поощрения из бюджета.
Заявки будет принимать Минкультуры РФ до 15 ноября 2018 года. Но стоит поторопиться. Критерием рассмотрения заявок является очередность. Другими словами, чем быстрее туроператор соберет документы и подаст заявку, тем больше шансов получить деньги. В бюджете заложена определенная сумма, и вряд ли стоит рассчитывать на то, что правительство расщедрится сверх лимита.
- Карелия не в очень выгодном положении по сравнению с южными республиками… Нас проинформировали в начале мая о том, что такой проект будет. Мы попытались этот вопрос с коллегами проработать, позвонили, пытались объяснить, что мы не в равных условиях с тем же югом. Что такое триста человек для курортов Краснодарского края? Это один поезд. Но проект пилотный, условия определены, - признался Максимов.
Тем не менее он призвал туристические компании попытать счастье. Хотя понятно, что Карелии тягаться с Москвой или побережьем Черного моря будет тяжело.
Кластер меняем на туалет
Когда карельские чиновники говорят о развитии туризма, они мыслят глобально – кластерами, пилотными территориями, миллиардными инвестициями, инфраструктурными прожектами. В выступлении Максимова слово «кластер» повторялось чуть ли не в каждом предложении. Увы, сегодня карельская реальность в глазах залетного туриста – это бездорожье и хроническое отсутствие туалетов.
Именно об этом говорила директор ООО «Карелика» Елена Багаева:
На первое место вышла грустная некрасивая проблема – туалеты. Наши объекты расположены на расстоянии 300, 400, 500 километров друг от друга. Вы представьте, что от Петрозаводска до Кеми мы не может предложить людям ни одной санитарной остановки. У нас на всю Карелию один автобус с туалетом. Но даже если это один автобус, он не может слить все это на асфальт.
По мнению Багаевой, тормозят развитие туризма необоснованно высокие расходы на дорогу. Самолет из Петрозаводска до Архангельска стоит сейчас 10 тысяч рублей.
- Я вчера за 7,5 тысячи рублей купила билет в Барселону, - сравнила она карельское и испанское направления.
Для того чтобы семье из пяти человек доехать из Москвы в Петрозаводск на поезде и вернуться обратно, нужно вынуть из семейного бюджета 72 тысяч рублей. И это только на дорогу. Понятно, что это безумие. За такие деньги можно отдохнуть за границей, причем не трястись на поезде, а долететь самолетом. Поехать в Карелию дороже, чем съездить в Казань, Таллин, Псков, Новгород.
Отсутствие бюджетных гостиниц не добавляет популярности Карелии в глазах массового туриста.
- Сотовая связь. Это совсем смешная проблема. Карелия – это сплошные «белые пятна», где нет никакой сотовой связи. А туристские маршруты там проходят, - перечисляла директор «Карелики» особенности местного «туристского ландшафта».
Нелегальные перевозчики в сфере водного транспорта не в состоянии гарантировать туристам безопасность. И это еще одна проблема для туриндустрии.
Российские многократные визы иностранным туристам приходится оформлять два с половиной месяца. Их выдают только при наличии приглашения. Разрешение в погранзону тоже оформляют два с половиной месяца. Дошло до полнейшего абсурда.
- Ребенка с этого года иностранец не может вписать в свою визу, потому что нужно свидетельство иностранного ребенка, которого не существует в природе. Это невыполнимое требование. С визами – проблема… Россия – закрытая страна, Россия – сложная страна для посещения,
- считает Елена Багаева.
...Лет двадцать назад, вернувшись с Канарских островов и попав на презентацию какой-то очередной карельской турбазы, я, узнав цены, впала в шок. Выходило, что отдохнуть в Испании вместе с авиаперелетом и питанием дешевле, чем снять в Карелии коттедж без еды и дороги. Тогда я поделилась своим открытием с чиновником карельского правительства, который сострил: мол, богатые едут в Карелию, а бедные – на Канары. С тех пор мало что изменилось. Разве что и богатым на территории нашего «кластера» туалет приходится искать в кустах.