26 января 2017, 09:14

К юбилею Галины Москалевой. «Только б не пришла ко мне усталость»

27 января свою круглую дату заслуженная артистка Карелии, актриса театра «Творческая мастерская» отпразднует на сцене.

Она не готовит ни специальной праздничной программы для зрителей, ни особенной встречи, просто выйдет на сцену в своей роли бабы Раи в спектакле «Про мою маму и про меня». В постановке, которая неожиданно даже для самого театра стала бестселлером прошлого и позапрошлого сезонов.

– Я вообще праздновать юбилеи не люблю, – признается Галина Михайловна. – Мне кажется, лучше я выйду на сцену и скажу, а зритель услышит.

И, честно говоря, ей есть что сказать и как сделать, чтобы мы услышали.

Родом из детства. Золушка-принцесса

– Вся моя жизнь связана с Карелией, хоть и родилась я в Новосибирске, когда бревенчатый дом трещал от сорокапятиградусного мороза и мама на печке за занавеской грела меня под одеялом. Но потом мои родители поехали на другой конец страны – на Белое море в Кемский район, в Поньгому.

Из всех детских впечатлений того времени, как признается Галина Михайловна, самое яркое – как мама плавала в реке, а папа на высоком берегу удил рыбу. Они шутили, хохотали так, что отец от смеха упал в воду, что еще добавило всеобщего веселья.

Перед тем как девочке пойти в школу, родители Гали переехали в Кондопогу.

– Время непростое, послевоенное, за продуктами – очереди. Я – самая старшая и еще шестеро детей. А еще мама разыскала в детском доме и взяла к себе свою младшую сестру… У нас 15-метровая комната и  крошечная кухня с печкой. Родители спали на лавке, подставляя на ночь козлы, четверо детей – на кровати с панцирной сеткой... Самое лучшее место было на полу под большим столом, за которым мама шила. Она была великолепной портнихой, обшивала всю округу. Из лоскутков, которые ей оставляли, придумывала очень красивые платья, недаром про нее говорили, что сошьет платье и из галстука, – вспоминает моя собеседница.

Она рассказывает о родителях, о своем и о том, как на каком-то представлении в Доме культуры была Золушкой. Мама сшила ей красивое длинное платье из марли, украсила его битыми елочными игрушками, папа сделал специальные обручи, чтобы юбка держала форму.

Детские впечатления всегда с нами. Времена же в нашей стране всегда трудные. Но это вовсе не оправдывает невнимания к детям. Их надо любить всегда, тогда из них вырастают талантливые взрослые, а Золушки обязательно превращаются в принцесс.

Путь на сцену

Сколько себя помнит, Галина всегда занималась в кружках, в том числе и драматическом. Ее приглашали вести концерты, читать стихи на праздниках, так что сцена была ей знакома, и ничего удивительного, что после школы она поехала в Петрозаводск в культпросветшколу, как тогда назывался колледж культуры, чтобы стать клубным работником, а точнее руководителем народного театра.

– Мне безумно повезло с преподавателями, это были профессионалы. Актриса МХАТа  Шабельская преподавала сценическую речь. Мучила так со словом, расставляя паузы, логические ударения в каком-то рассказе, что я возненавидела его. Но я ей благодарна, потому что она научила меня говорить, дышать. Историю театра вел профессиональный театровед. Сценическое движение – Виола Мальми…  Не говоря о том, что народный артист СССР, знаменитый режиссер, профессор Щукинского училища Борис Захава курировал наш курс. Он приезжал  в Петрозаводск, смотрел студенческий спектакль «Таня» по пьесе Арбузова, где я играла главную роль, а после предложил меня в музыкально-драматический театр: «Вот вам готовая актриса». 

Впрочем, об этом она узнала позднее от директора театра Сергея Звездина. А пока  продолжала учебу. Сотрудничала на общественных началах с радиоредакцией, где вела «Пионерскую зорьку». Актер и радиорежиссер Борис Хотянов позвал ее в свою радиопостановку «Пушкинский вальс». Она была самой молодой участницей. Премьеру слушала в селе Шелтозеро, где была на практике. Сидела на пригорке возле Дома культуры, а динамик, установленный на столбе, вещал на всю округу.

– Сейчас нашла бы массу ошибок, а тогда мне все понравилось: и сам радиоспектакль, и я в нем, – говорит Галина Михайловна.

Но ей было не до звездной болезни, предстояло организовывать вечера с ветеранами, детские, тематические, проводить и политинформации.

Пока училась в культпросветшколе, объездила полреспублики. Дипломный спектакль ее отправили ставить в сортавальский Дом культуры. На премьеру должна была приехать комиссия, но в это время исполнительницу роли главной героини отправили в командировку. Пришлось Галине самой вводиться в спектакль.

– У моей актрисы был настоящий хороший голос, и она пела. В ходе спектакля это нужно было. Но я не была певицей как таковой. И тогда я нашла выход: вместо песни прочитала стихотворение молодого поэта Евгения Евтушенко «Блиндаж». Это попало в точку, зал аплодировал, – вспоминает Галина.

«Какая ты, оказывается…»

Пока Галина несколько месяцев работала в Сортавале, существовавший там в те годы разъездной театр, который со своими постановками колесил по республике, позвал ее к себе в труппу. И она уже была готова согласиться, как вдруг девушку пригласил Музыкально-драматический поехать на гастроли. Надо было сыграть мальчишку в спектакле «Бывшие мальчики», и она помчалась в Петрозаводск. Эта роль на многие годы определила ее творческую судьбу. Она играла в постановках мальчишек и девчонок, разных зверушек. Даже как травести, так называется это амплуа, вышла на пенсию в сорок с небольшим.

– Это как у балетных: проработал 15-20 лет - и гуляй, Вася. Но кто же в таком возрасте оставляет сцену? И я мечтала о других  ролях, – говорит Галина. 

И она вышла в спектакле «Ищу правую руку» по пьесе Псафаса. В одной из сцен ее героиня  Пица-Кица должна раздеться.

– Первая роль после всех пионерок, белоснежек, так что весь театр вышел смотреть, даже директор сидел в ложе.

Однажды на гастролях в Иваново в утреннем спектакле она играла Белоснежку, а в вечернем Пицу-Кицу. Одна из зрительниц, которая побывала на обоих представлениях,  встретила ее:

– Ах ты…  Да я матери-то сообщу, какая ты, оказывается… 

Можно, конечно, посмеяться над непосредственной реакцией женщины, но ведь это потому, что актриса была органична и в том, и в другом образе. И роли пошли, и играла она много, а в 50 лет решила уйти из театра, стала методистом в  Доме актера, но очень скучала по сцене. В «Творческую мастерскую» ее пригласил  режиссер Иван Петров.

– Была занята во многих спектаклях, но для Ивана Петровича, с которым я практически начинала работать еще в Музыкально-драматическом театре, я до последнего оставалась девочкой Галочкой. Так и звал меня – Галочка.

Сложных драматических ролей он не предлагал. Но однажды случилось так, что ей пришлось срочно ввестись в роль Ады Ульской в спектакле «Вдовий пароход», да еще в Москве на гастролях – ни больше ни меньше. И она сыграла!

– Именно после этой роли режиссер стал звать меня Галиной Михайловной. Он  поверил. Мы с ним разговаривали, когда он уезжал, он признался, что никак не мог представить меня иной, – вспоминает актриса.

«От себя не уйдешь. И не нужно»

Спектакль «Про мою маму и про меня», который вы будете играть  в свой юбилей, для вас какой-то особенный?

– Нет. И вообще, я с трудом принимала пьесу. Мне казалось, что Елена Исаева хоть писала вроде как по жизни, но есть во всем какая-то надуманность, хотя она уловила точки соприкосновения с залом. Моя героиня баба Рая - ветеран войны, многое пережившая, но не сломившаяся… Автор ее представляет: у нее астма, говорит басом… На читке нарочно прочла режиссеру голосом, какой предлагает автор. Это совсем не то, поэтому я полностью переделала образ. 

Меня тронула ее судьба, я поняла ее, мне было интересно прочувствовать ситуации, в  которых она оказывается. Я сделала этот образ более сдержанным, потому что так вижу. У автора, конечно, есть свой замысел, он в героев вкладывает свое, но актерская индивидуальность не даст соврать. От себя не уйдешь. И не нужно. Мы и так все разные, зачем нам еще кривляться. Надо суметь все прожить и зрителя заставить в это поверить и посочувствовать. Я так это представляю. 

А как режиссер на это смотрит?

– В данном случае режиссера устроило все. Мы доверяли друг другу. И меня очень устроило то, что он не давил. С другим режиссером я бы не могла работать, потому что когда мне навязывают, срабатывает внутренний ступор, я так не могу. Вы мне скажите что, а уж как сделать – это моя задача, это я сделаю, как сама представляю. Я могу спорить,  ссориться, ругаться, чтобы сделать так, как нужно.

Практически всю свою жизнь Галина Москалева  работает в театре.

– Даже не представляю, что делать, когда выйду  на пенсию… Время подошло, лучше бы уйти, старухи в театре (имею в виду амплуа) есть, да и не так интересно все время их играть. Но так устроен организм, если не выложился, то тяжело… Да еще энергия зала – мощный жизненный заряд, – рассуждает  Галина Михайловна. – У моего любимого, созвучного мне поэта Андрея Дементьева есть хорошие строки: «Я не знаю, сколько мне осталось, только б не пришла ко мне усталость, от друзей, от жизни, от работы, чтоб еще  всегда хотелось что-то». Мне хочется играть, надеяться, что зрители будут думать, переживать, «над вымыслом слезами обливаться».

Ольга Малышева's picture
Автор:

Уже двадцать лет работает в «ТВР-Панораме», которая на сегодня плавно влилась в редакцию портала «Петрозаводск говорит». Ей нравится работать с молодыми, креативными, энергичными и умными коллегами. Правда, они считают ее неким мастодонтом, а потому периодически спрашивают о событиях 1917 или 1812 годов... Но она не возражает, потому что  любит историю. А еще любит ездить в командировки и писать о том, чем и как живут земляки.