Шестой этаж: зачем музыкантам спортзал?
Реконструкция, о необходимости которой говорили в консерватории, завершилась!
Учебный корпус подрос на этаж и несколько раздался в боках. И это его не только не портит, но, напротив, добавляет привлекательности. В боковых пристройках расположились два лифта, в одном из которых мы с ректором консерватории Владимиром Соловьевым плавно поднимаемся на новенький шестой этаж.
Движение — наше достижение
Здесь мы сделали научную библиотеку! — с гордостью показывает он просторное помещение. — Конечно, библиотека у нас была и раньше - с хорошим фондом, квалифицированными сотрудниками, но места не хватало, теперь же есть большой читальный зал.
А еще и маленькая «музыкальная гостиная» с роялем, и стеклянный стеллаж с раритетными изданиями, и стайка первокурсников, которые записываются в библиотеку. Столы пока пустые, но скоро на них установят компьютеры. Консерваторией в рамках реконструкции было приобретено 50 процессоров. Сегодня никакому студенту без них не обойтись.
Мимо небольшой зоны отдыха проходим в оперную студию.
Слышите, какая здесь акустика?! — хлопает в ладоши проректор, и звук заполняет помещение. Тут можно будет устраивать и небольшие концерты и мастер-классы... Она рассчитана на 40 слушателей.
Идем дальше и попадаем в спортивный зал: тренажеры, спортивные снаряды. Вряд ли музыканты будут играть в волейбол, рискуя своими руками, но нарастить мышцы, растянуться, подвигаться — пожалуйста, хоть до седьмого пота, благо рядом душевые кабинки.
Спортзал нам особенно важен, — улыбается Владимир Александрович. — Консерватория располагается в приспособленном помещении. Еще в середине прошлого века был разработан проект учебного корпуса — шестиэтажное здание в форме шестигранника должно было стоять на месте нынешней «Ленты».
Но, к сожалению, прежнему руководству не удалось осуществить этот проект. В 2002 году мы с проректором Виктором Портным обратились к бывшему тогда главе республики Сергею Катанандову. «Нет, нового здания вам не построить, — охладил он наш пыл. — Давайте реконструкцию».
Но что можно было сделать из этого? Было принято решение пристроить концертный зал... И это мы успешно осуществили в 2011 году. Большой концертный зал консерватории получился не только лучшим в Петрозаводске, но и на всем Северо-Западе. Артисты неизменно отмечают хорошую акустику.
Да и чего же залу не звучать, если для него даже специальные акустические кресла закупили в Финляндии. А какие инструменты! Два рояля Steinway, американский орган, правда, электронный, но звучит не хуже духового. В течение 5-7 лет мы закупили новые фортепиано, духовые, народные инструменты.
Провели и реконструкцию малого зала в учебном корпусе, убрали лишнее на стенах и потолке, установили новые кресла, и там все зазвучало. Приобрели два рояля, Steinway и Bechstein, и новый голландский духовой орган в барочном стиле. Так что студентам стало, где демонстрировать свое крепнущее мастерство. Но площадей для нормального осуществления учебного процесса по-прежнему не хватало.
Как-то приехал в Петрозаводск председатель правительства России Дмитрий Медведев и, встречаясь с руководителями города, учащимися колледжей и вузов, отметил, что каждое учебное учреждение должно иметь свой спортзал.
Предложенная идея стала реализовываться в 2015 году. На строительство выделено финансирование из федерального бюджета.
Так возникла идея с надстройкой шестого этажа. Обследовали фундамент, специалисты подтвердили — выдержит, можно укрепить оконные проемы, сделать стяжки... Проект был готов к 2016 году, фирма «Атлант» из Санкт- Петербурга выиграла конкурс и приступила к работе.
Думали завершить все за год, но потребовалось почти два, чтобы завершить реконструкцию учебного корпуса с надстройкой шестого этажа. Появилась новая входная зона, сделали светлые стены в коридорах корпуса, на полы настелили широкую плитку — все это зрительно расширило помещения. И не говорите, что спортзал — дело второстепенное... Спортзал — это движение к новым достижениям музыкантов.
Корни, которые питают
Мы ведь начинали как филиал Ленинградской консерватории им. Римского-Корсакова. В семидесятые годы прошлого века оттуда в Петрозаводск приезжали авторитетные профессора, помогали нам, еще молодым преподавателям, осваивать педагогическую профессию. Прошло время, и сейчас на смену приходит новое поколение, — рассказывает Владимир Александрович. — Но заданный профессиональный уровень стараемся держать.
Одна из традиций консерватории — проведение научно-практических конференций и фестивалей. Сегодня практически каждая кафедра проводит свой конкурс. На «Серебряные звуки», конкурс исполнителей на духовых инструментах, со всей России приезжают большое количество участников — учащихся музыкальных школ и училищ. Конкурс имени Шопена пианисты организуют совместно с консульством Польши в Санкт-Петербурге...
Есть конкурсы струнников, хоровиков, «Кубок Севера» им. Репникова... Один из масштабных фестивалей — это фестиваль искусств «Белые ночи Карелии», который в этом году пройдет в пятнадцатый раз. Он собирает настоящих звезд. Студенты могут не только слушать, но и учиться у них. Преподаватели до сих пор вспоминают, как преобразились, сконцентрировались оркестранты-студены на репетициях с дирижером Саулюсом Сондецкисом, как зазвучал студенческий оркестр. После такой работы они уже не смогут играть по-другому. Вот это школа!
Уровень подготовки в консерватории таков, что ее выпускники работают не только в России, но и в Америке, Франции, Норвегии, Финляндии... Певица Юлия Маточкина стала обладательницей Первой премии Международного конкурса им. П.И.Чайковского. Сейчас она солистка Мариинского театра. Пианист Александр Лубянцев — лауреат этого престижного конкурса. Надежда Павлова, солистка Пермской оперы, лауреат высшей театральной премии «Золотая маска», заслуженная артистка России...
На вопрос, есть ли какие-то секретные методы отбора талантливых учеников, Владимир Александрович только улыбнулся.
- Неоднократно обращались в Минкультуры России, чтобы приобрести микроавтобус. Старый автобус пришел в негодность. Хотим купить хороший автобус, чтобы преподаватели и студенты могли ездить по музыкальным школам Карелии с концертами, мастер-классами, оказывали методическую помощь. Когда-то была такая практика: Минкульт республики организовывал такие поездки, но в последнее время все свернулось.
Между тем администрации музыкальных школ не могут нас пригласить — у них средств на это нет. Мы на своем транспорте могли бы поехать. Такая работа очень важна, ведь музыкальные школы — первый этап подготовки будущих музыкантов, без него, как без обучения ремеслу в музыкальном училище, в консерваторию не поступить.
Прием в консерваторию каждый год проходит по-разному. Приезжают абитуриенты не только с Северо-Запада, но и с юга и даже с востока. Мы заключили договор с Шанхайским университетом, и сейчас у нас учатся 80 китайских студентов, — рассказывает Владимир Александрович. — было организовано подготовительное отделение для китайских абитуриентов. Такое же отделение открыто при университете в Шанхае, наши выпускники там готовят для нас будущих пианистов, вокалистов, струнников, баянистов.
Есть у консерватории пределы?
- Петрозаводская консерватория им. А.К. Глазунова достигла зрелого возраста, а значит следует говорить о стратегии развития музыкального искусства, делиться педагогическими, научными, творческими достижениями, - считает Владимир Александрович. - Вуз имеет большой опыт современного подхода к подготовке и обучению специалистов в области искусства. В начавшемся учебном году у нас появились и финские граждане. Это студенты театрального отделения.
Русская театральная школа пользуется на Западе, и в частности в Финляндии, большой популярностью, вот председатель общества «Карелия — Финляндия», театральный режиссер Александр Пронин и предложил открыть студию для финнов, благо опыт обучения актерскому мастерству у консерватории есть: уже было четыре выпуска, которые ушли работать в Национальный театр, в «Творческую мастерскую».
Консерватория в перспективе должна включать в себя все сферы искусства, — считает Владимир Соловьев. — Мы бы открыли здесь художественное отделение, но для этого необходимо новые площади, которыми консерватория не располагает.
- Значит, то, что вы уже построили — еще не завершение реконструкции?
- На сегодня это максимум, но все идет вперед.
- Трудно руководить таким большим творческим коллективом?
- Знаете, творческий человек по природе очень самолюбив. Но надо любить свою профессию, слышать всех, со всеми разговаривать ... А радость ректора — выполненная работа, чтобы студентам было хорошо учиться, а преподавателям — работать. Это главное. Надо жить и надо бороться.
Ничего не меняется: жизнь — это борьба, в случае с консерваторией — за лучшее, совершенное и гармоничное! И шестой этаж с его спортзалом, оперной студией, научной библиотекой стал воплощением этой простой истины. Все для Музыки!