18 мая 2018, 07:00

«Ритм NON STOP»: барабань на всю планету!

Карельской публике представляют уникальные концерты современной музыки, написанной специально для ударных инструментов.
Автор:  Редакция

Валерий Бобков – директор и ведущий перкуссионист Симфонического оркестра Карельской филармонии, хорошо известен меломанам не только в Карелии, но и за ее пределами. Но популярность артиста стала ощутимо расти последние два года и, вот почему: в конце мая, в музейную ночь на сцене филармонии проходят концерты «Ритм non stop», где царят ударные инструменты. И ни для кого не секрет, что идейным вдохновителем и автором программ необычных концертов является Валерий Бобков.

Позволю себе маленькое лирическое отступление, родившееся в связи с подслушанным мною в стенах филармонии разговором. Поздний вечер, группа ударных под управлением Бобкова репетирует, звучат вместе и поврозь то барабаны, то маримба, то ксилофон… Проходящие мимо работники филармонии: «Зачем столько работать? Ведь и так играют лучше всех…» А для артистов это, похоже, не работа, а образ жизни. Впрочем, обратимся с этим вопросом непосредственно к заслуженному артисту Карелии Валерию Бобкову.

- Как говорили великие музыканты, если остановиться на достигнутом, то уже не догонишь.

- Чего ждать от «Ритм non stop» в этом году?

- Если предыдущие два концерта мы делали в одном большом отделении, где традиционно звучали пять больших номеров, то в этом году, к счастью, «пришел» Стив Райх (Американский композитор, один из родоначальников минимализма. – Авт.), и из-за него нам потребуется антракт, причем по двум причинам. Во-первых, после часа «нон-стопа» без Стива Райха слушателям наверняка захочется «глотнуть воздуха». А во-вторых, само название «Музыка для 18 исполнителей» (По секрету: на сцене филармонии будет 20 исполнителей. – Авт.) говорит о том, что это в постановочном плане сложное произведение, и надо будет подготовить сцену. Второе отделение будет более привычным по музыке и вдвое короче по времени, чем первое, в котором мы с Ольгой Косыревой сыграем дуэт для маримбы и вибрафона, а потом вчетвером с Марией Телятниковой и Василием Катановым повторим «Бразильские мифы» из концерта 2016 года.

- Два года подряд – переаншлаг, и интерес публики все возрастает. Но ведь и плановые концерты Симфонического оркестра никто не отменял… Не тяжела жизнь «non stop»?

- Надо признаться, в нашей команде не так много людей, кто снова пошел на этот подвиг без раздумий и с радостью, на некоторых пришлось «оказывать силовое давление». И это понятно: для артистов усилия по такому концерту огромны, а в конце сезона все заняты: не только недели - дни расписаны по минутам.

- Как появилась идея вывести ударные на авансцену филармонии?

- Подобные концерты ударных уже были когда-то давно. Пусть не так структурировано и не так глобально, но были. И ребята предлагали: «Давай что-нибудь такое сделаем». Но не было времени сосредоточиться, подумать, как это может быть, да и музыки достойной под руками не было. А играть то, что играли 10-15 лет назад - старый советский формат с переложениями симфоний Прокофьева – это уже неинтересно. Мы давно выросли из тех «коротких штанишек», и не только хотим, но и можем показать публике музыку современную, специально написанную для ударных.

Потом были поездки по конкурсам, выходы «в свет», обмен нотами, я познакомился с Живковичем… (Небойша Живкович – сербский композитор и перкуссионист-виртуоз; его произведения звучали в предыдущих концертах. – Авт.). Стало понятно: вот теперь можно играть то, что нам самим интересно, что немногие могут исполнить.

- А сомнения не мучили, что публика не примет концепцию, что концерт ударных инструментов – это клубный формат?

- Честно говоря, не мучили. Была даже определенная уверенность в успехе. Нам казалось, что поскольку эта музыка диковинна, грандиозна и акустически необычна, она в любом случае должна привлечь внимание публики. Расчет был такой: грамотно написанная, профессиональная, хорошо сыгранная музыка в любом случае будет интересна.

К счастью, мы не ошиблись, и на двух предыдущих выступлениях публика была предельно довольна. Филармония смогла поразить всех не только ударным концертом, но и интерактивной выставкой. Где и когда еще можно увидеть столько разных и непонятных инструментов!

- Ради чего все это?

- «Ритм non stop» – это как выстрел стартового пистолета: нужно бежать, останавливаться нельзя, а финиш - он всегда где-то вдали, у горизонта. Такой концерт позволяет утвердиться в мысли, что руки еще помнят, глаза видят, а голова соображает.

- Есть риск «не попасть» в ожидания публики?

- Не знаю, как публика воспримет Райха. С другой стороны – все мы, и артисты, и публика – люди, поэтому наше дело это сыграть, задача звукорежиссера Андрея Здорова раскрасить картинку так, чтобы все звучало ярко и соответственно партитуре - чтобы «нить» в музыке не рвалась, а дело публики – прийти и получить удовольствие. Думаю, все так и будет.

- Кому принадлежит идея исполнить «Музыку для 18 музыкантов»?

- Идея принадлежит Андрею Дикоеву. (Андрей Дикоев – баянист, педагог, дирижер, декан исполнительского факультета и руководитель культурных программ концертного зала Петрозаводской государственной консерватории им. А. К. Глазунова. – Авт.). Это произведение планировалось сыграть, тоже с нашим участием, на открытие консерватории после ремонта, но ремонт затянулся, исполнение несколько раз откладывалось, и я предложил исполнить Райха на «Ритм non stop». Жаль только, что вместо четырех роялей, у нас будет один и три синтезатора...

- Зато Райх идеально вписывается в название Ритм Non Stop, согласны?

- Да, и это символично. Бог любит троицу, и в третьем концерте, наконец, будет исполнено произведение «большого калибра», которое «догнало» концепцию.

- Рядом с «матерыми» профессионалами играют и совсем молодые ребята. Чувствуете ли вы себя наставником, промоутером, который через организацию выступлений может дать старт карьере карельских ударников?

- Нет, наставником я себя не чувствую, но рад, что, благодаря случаю, «учащийся народ» расширит понимание жизни, получит новый опыт. Сидеть в классе – это одно, а научиться слышать – это огромный навык, который не каждому удается заполучить. Я чувствую себя, скорее, руководителем лаборатории, где цель не научить младшего научного сотрудника правильно делать укол мышке, а создать такую атмосферу, в которой каждый обязательно чему-то научится.

Беседовала Наталья Горбунова