28 ноября 2019, 09:40

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ КАРЕЛИИ В ИЗРАИЛЕ: ЧАСТЬ II, МИРНАЯ

Не бомбой единой жили карельские туристы на святой земле. Увидели и святыни, и мафию, чуть не попали в долговое рабство и побыли поплавками

В Израиле наша компания из четырех друзей провела в общей сложности 10 дней. О том, как на старте нашего отпуска мы нарвались на бомбежку со стороны Палестины, во всех деталях написано здесь. Война, как ни крути, оказалась самым сильным впечатлением этого отпуска, но далеко не единственным.

Юг Израиля мы выбрали исключительно с надеждой на то, что море будет там потеплей и даст нам возможность купаться. Ашкелон — потому, что там нашлась чудесная квартирка по приемлемой цене с большой террасой у самого моря.

По соседству - марина и большой яхт-клуб, маяк, куда ведет бетонка с любопытной формы конструкциями, укрепляющими берег. Памятник строителю марины. Памятник большому пальцу.

Пляжи — песчаные, ухоженные, лишь кое-где вскопанные мелким хулиганьем - крабами. Море теплое и чистое, правда иногда обжигало страстью какой-то невидимой владычицы морской (нет, не медузы). Кого она одаривала вниманием, тому жгло кожу пару часов как от соприкосновения с крапивой. Одарила нас всех четверых. Небось засланная, палестинская.

Ашкелон — чуть меньше Петрозаводска по численности и, если верить Википедии, на 70% заселен выходцами из СССР.  По-русски действительно говорит очень много людей. Дружелюбность, готовность помочь — исключительная. Много кошек — практически под каждым кустом, много рыбаков — практически на каждом моле.

Транспортная система в Ашкелоне хорошо развита, дороги идеальные, автобусы цивильные, современные. Правда приезжают они на автовокзал, который пестрит самым разным контингентом, и местами похож на гетто маргиналов. И это никого не смущает. Более того, пока бомж спит на лавке, укрывшись одеялом, кто-то добрый ставит ему в ноги еду и воду. 

Автовокзал Ашкелона. Когда человек проснется, его ждет недочитанная книга на русском "Похоронный марш марионеток" и подаренная кем-то еда и вода.

 

Израиль вообще очень разный и очень смешанный. Учитывая историю, наверное он и не может быть другим, но эта неоднородность культур и традиций, смешение востока и запада, прошлого и современности, бросались в глаза практически везде и всегда. Иногда это сбивало с толку и множило приключения.

Мы еще в России удаленно арендовали машину в соседнем с нашим городе – Ашдоде. В назначенный день вытряхнули всю мелочь, чтобы хотя бы одному из нас добраться туда: автобусы принимают только наличку, а обменники в бомбежку были закрыты. В итоге, Гоша с ваучером прибыл по адресу. А прокатной конторы там…нет. Метался по городу часа два. Вернулся ни с чем. Потом оказалось, переехали ребята, а предупредить забыли.

На следующий день обратились в контору уже в нашем городе: машин хватает, но… нет навигаторов. А навигационная программа, которую можно скачать в смартфон, почему-то через некоторое время патриотично переходит с английского на иврит. То есть по задумке, нормальный европейский сервис, по воплощению - вспоминается Черномырдин.

Впрочем, отсутствие машины не помешало нам попутешествовать по стране. Мы успели побывать в Хайфе, Акко, Тель-Авиве, Иерусалиме и на Мертвом море.

Хайфа запомнилась волшебной панорамой города и веселыми посиделками у подруги и коллеги, бывшей петрозаводчанки Натальи Турчинской, уехавшей два года назад на ПМЖ в Израиль.

Неслабая история, между прочим, решиться под сороковник уехать одной с двумя детьми жить в другую страну. Израиль по-прежнему охотно принимает репатриантов, но помогая на старте, потом отправляет в свободное плавание. Поэтому кто-то усердно учит язык, законы, встраивается в социум, кто-то не хочет перестраиваться, но тогда довольствуется неквалифицированным трудом. Наталье пришлось потрудиться и уборщицей, и работником детсада, но она быстро освоила язык, завела знакомства, и сейчас работает в агентстве по недвижимости. Получает пособие как мать-одиночка. 

Подход к дому, где она снимает квартиру, муниципалитет никак не может привести в порядок, поэтому аренда жилья там значительно ниже средней. Вместе с налогами и коммуналкой на это уходит порядка трети дохода. Что-то уходит еще на дополнительное обучение дочери-школьницы, старшего сына и содержание мамы, но сальдо все равно положительное. Жить можно.

И жить порой весело, как мы прочувствовали на себе. На террасе подъезда (да, именно подъезда, дом очень необычной конструкции) мы большой международной компанией ели русскую солянку, пили израильскую водку, чуть не передрались из-за Путина и, пока мужчины отвлеклись, обсудили последние новинки среди секс-игрушек. (По секрету скажу, израильские девушки очень продвинуты в этом вопросе, нам было стыдно за свое невежество).

Изумились тому, что в Израиле возможен только религиозный брак, светского заключить невозможно.

И еще умилялись тому, по поводу чего гневаются в Хайфе мамочки и пишут в мэрию. Там в центр города с горы Хермон свозят снег и всех горожан зовут играть в снежки. И вот, в +18 градусов, почти в летней одежде, но и в варежках (ну а как) семьи несутся играть со снегом. Но начало действа со снежками в 15.00 часов, пока родители после работы доберутся, снег уже растаял. Что за дела? Мэра в отставку!

Тель-Авив увидели по диагонали, основательно погуляли только по старому городу – Яффо.

Маленькие узкие улочки и тупички – моя страсть со времен знакомства с Венецией. Особенно, когда они уводят с туристических троп и обнажают уклад живущих тут людей.

И ты рассматриваешь подворотни, двери, окна, белье, вывешенное на сушку (смотри, кажется, здесь любят ходить только в белом!). Да что белье. В старой части городка Акко из окон одной квартиры торчало множество одеял, причем — со всех окон!

Любая нормальная фантазия немедленно нарисует картину, как в одной маленькой квартирке большая еврейская мафия хранит в одеялах трупы врагов, которых так много, что они буквально готовы выпасть из окон. А нельзя их вывезти, потому что шаббат – святое время, когда ничего нельзя делать с заката пятницы до заката субботы. (Если верить интернету, то там даже лифты автоматически ходят в шаббат на каждый этаж, чтобы человек не трудился нажимать на кнопку нужного этажа).

Все знают поговорку «не понос, так золотуха», но немногие знают, что переводится она с русского на русский в Израиле как «не ракеты, так шаббат». Нам пришлось поломать голову, как путешествовать, учитывая, что общественный транспорт не ходит целые сутки, а дней осталось мало. Конечно, таксистам шаббат не указ, но, например одолеть сто с небольшим километров от Хайфы до Ашкелона нам бы стоило 14 тысяч рублей (и то по дружбе, потому что любой пассажир такси – дорогой друг). Повезло, что Наташа нас приютила на ночь, повезло, что Хайфа ведет себя своенравно в плане шаббата – и магазины работают, и большинство транспорта ходит. (Второй косячок после снежков, да-да).

В общем старый Тель-Авив был прекрасен своей чудной архитектурой, уличными музыкантами, задающими особую атмосферу, лавочками со всякой всячиной, галереями, где мы встретили Путина на кружке и Высоцкого с Шагалом в литье.

Поискали себя в зодиакальных проулках (найдешь свой знак, прикоснись к табличке и будет счастье). Я не нашла свою табличку, и беда не заставила себя ждать. Мы вспомнили, что уехали из дома часов шесть назад, а на плите варится говядина.

Варилась говядина.

Потом тушилась.

Потом жарилась.

Потом жарился дом.

Какая разница, что в него не попала ракета при обстреле? Если все равно он сгорел. А мы, хоть и живы, до конца бренных дней будем работать на возмещение ущерба.

Вечер перестал быть томным. Мы присели в кафе, купив только воды, заранее экономя средства для пожизненных выплат в пользу хозяина апартаментов. Позвонили ему и поблеяли, не посмотрит ли он, как там что дома. Полчаса, пока он не перезванивал, мы скорбно пили воду. Он перезвонил и сказал, что все в порядке.

Мы немедленно затребовали меню и сделали выручку этому кафе за неделю. Приехав домой, мы обнаружили кастрюлю с говядиной на той же конфорке, на которой ее оставили, но она была выключена. Возможно индукционные плиты в Израиле 80-уровня и сами понимают, когда говядина сварилась и следует отключиться. Может нам довелось соприкоснуться с системой «умный дом» нового поколения, технологиями, которые Европе пока и не снились. А может конфорку выключил таракан. Так или иначе, он внимательно смотрел на нас из раковины мойки. Да, это тоже про город контрастов.

Прелести Иерусалима несомненны, если обладать настойчивостью к ним пробиться и их рассмотреть. Туристов не просто много, а бесконечное множество: только с одной стороны подъезда к старому Иерусалиму очередь из экскурсионных автобусов составляет несколько километров.

Храм гроба Господня внешне не выглядит чем-то ярким и внушительным, внутри кажется куда интересней, но свободы маневра у туриста - бесконечная малость.

Кувуклия, где находится гробница Христа, была обвита очередью человек из пятисот. Нужна крепкая вера, чтобы выстоять туда несколько часов. У нас не нашлось.

Считается, что храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви, но на самом деле он разделен между ловкими поводырями-экскурсоводами, на всех языках вещающими истину и покрикивающими на паству, чтоб не отставали. Иногда так эпичненько:

"Быстро сфоткались и на Голгофу!"

Мы смогли увидеть пуп земли, Голгофу, камень, который растирают люди куртками и платками, собирая масло миропомазания и неожиданно узнать, что тут помимо Христа был захоронен и Адам, на которого пролилась кровь первого, в силу чего произошло искупление первородного греха.

А Гоше повезло больше всех: его неожиданно остановил и помолился за него священник храма.

Любопытно, что в главную христианскую святыню мира можно зайти безо всякого досмотра. Наверное считается, что никто не посмеет зайти сюда со злым умыслом. (А вот умысел покурить рядышком будет стоить штрафа в 1000 шекелей, что есть 20 тысяч рублей).

Еще одно место массового паломничества в Иерусалиме - Стена Плача, имеет гендерное разделение, мужчины и женщины плачут каждый на своей половине.

Мужчин просят надеть гостевую кипу (на Гошину хорошенько какнула птичка, святой знак, повезло дважды), на их территории свободно. На женской части паломников у стены в три ряда, везет тем, у кого руки длинные. (К стене прикасаются ладонью).

Многие плачут в прямом смысле. Многие читают молитвы. Многие привозят записочки от родных и близких. Сосредоточиться на таинстве общения с местом силы мешает то, как эти записочки пытаются впихнуть в расщелины стены. Они неглубокие, а записочки порой в полтетради. И так одни записочки выдавливают чужие. И вот стоишь и думаешь, что это как-то не по-божески. 

Удивило, как много в старом городе Иерусалима базара (как и в старых частях других городов).

Буквально из его лабиринтов и выныриваешь то в Храм воскресения Христа, то к Стене Плача. Или не выныриваешь, заблудиться не вопрос. Очень много мусульман. Очень громко зовет муэдзин, собирая на молитву. Между тем, в главную мечеть Иерусалима туристу не попасть: у каждого входа по четверо с автоматами. Ну и стоило тогда так надрываться? Свои и так соберутся.

Заключительной частью нашего путешествия было Мертвое море. Любопытно стало уже на полпути, когда начали спускаться по пустыне и горам вниз (Мертвое море — самое низкое в мире, минус 430 метров относительно мирового океана). Винтовые горные дороги — моя вторая страсть после маленьких узких улочек. На минус 177 метрах остановились на смотровой площадке. Отсюда ММ вовсе не похоже на море, а скорее на голубую плантацию, поделенную на сектора.

Неожиданный и неизвестный для нас еврейский праздник на смотровой площадке, где минус 177 от уровня моря. Приехали автобусом, выгрузили столы, столья, торты, напитки...

 

Не похоже оно на море в привычном понимании, и когда в него входишь. Содержание соли там настолько высокое, что вода кажется маслянистой и очень плотной. Поплыть на животе практически нереально, неверное движение - и вода переворачивает тебя на бок или на спину.

На спине и комфортней всего. Усилий, чтобы держаться на воде никаких не нужно, как в гамаке, лежи, хоть газету читай. Словно поплавок. Правда встать на ноги трудно. Невозможно утонуть, если только захлебнуться. Купаться можно минут 15-20, иначе риск обезвоживания. Ни в коем случае нельзя нырять, попадание соли в рот, нос, а уж тем более глаза чревато и требует немедленного обильного промывания.

Правда водитель, который нас вез, своими глазами видел, как китайцы, например, ныряли и хоть бы хны. Кто-то из нас предположил, что у них разрез глаз такой, защитный. Но мыться под душем после купания требуется обязательно, иначе превращаешься в этакий соляной столб.

Мы были на городском бесплатном пляже, но рядом пляжи отелей. Место фешенебельное: Мертвое море самый дорогой курорт Израиля. Зонтики от солнца вкопаны даже в само море. Это видимо, чтобы, когда, лежа в море, читаешь газету, не отсвечивало.

Можно было воспользоваться различными спа-процедурами, лечебными грязями и прочими средствами оздоровления. Но денег уже было мало, чтобы из грязи выбиться в князи.

В общем, рай. Его в Израиле вообще много, правда на нашу долю выпало и немного ада. Но это неплохо, чтобы в конце концов уметь отличать одно от другого и истинно ценить жизнь.

*Ценник для тех, кто подумывает наведаться на святую землю. Нас предупреждали, что Израиль достаточно дорогая страна и российские цены надо умножать на два-три. Так и есть. Избранные позиции:

Проезд внутри Ашкелона - 3, 8 шекеля = 76 рублей (в крупных городах - около 6 шекелей, =120 рублей)

Между городами в среднем -  21, 5 шек или 430 рублей

Килограмм говядины - 55 шек или 1110 рублей

Сосиски, курица в упаковках - в районе 30-40 шекелей (600-800 рублей).

Сыр – от 45 шек за кг (900 рублей)

Банка пива в среднем - около 10 шекелей (если холодное, то дороже) — 200 рублей.

Бутылку вина мы находили и за 20-30 шекелей, но если не напрягаться, то от 40-50 шекелей (800-1000 рублей).

Анисовая водка – Арак (0,7) — 70 шек (1400 рублей)

Пакет сока – 6 шек (120 рублей)

Йогурты от 1,5 до 5 шекелей

Овощи и фрукты в зависимости от сезона от 4 до 8 шекелей за кг (80-160 рублей).

Кстати, в маленьких магазинах ценники не всегда обозначены. Но это не значит, что цена «свободная»: товар имеет штрих-код и конкретную цену, но пока не принесешь на кассу, не узнаешь.

Елена Гульшина's picture
Автор:

Шеф-редактор раздела «Интересно». В качестве журналиста и редактора работала в карельских и федеральных СМИ с 1999 года. Любит авторскую журналистику (за проект «Телетузики» была удостоена специальной премии СЖ РК). На портале «Петрозаводск говорит» является автором большинства спецпроектов, особенно греет ее душу «Пол-лимона или штука». Жить не может без юмора и шампанского брют.