Потайной зуб Успенского собора: реставрация храма почти прекратилась
ВЕРОНИКА ФЕДОТОВА
Плотницкое ремесло примечательно заковыристой лексикой: повалы, гульбища, кокошник, курица, потайной зуб… Словно какой-то «потайной зуб» мешает поморской жемчужине заблистать во всей красе. Так в чем же причина неудач реставраторов? Попробуем разобраться.
Еще в июне 2016 года группа видных экспертов и реставраторов памятников русского деревянного зодчества направила письмо министру культуры России В. Мединскому, предложила тому вмешаться в судьбу уникального Успенского собора в Кеми, отменить результаты проведенного в марте 2016 года аукциона на его реставрацию. Осуществление реставрации на условиях и в сроки, предусмотренные конкурсной документацией, по мнению авторов письма, грозило полной утратой Успенского собора.
…ООО «Готланд» …снизило начальную стоимость на 12 млн рублей, то есть почти на 17 процентов. Известно, что сметы составляются по реставрационным расценкам, что фактически не позволяет снижать цену в таком объеме,
— отмечалось в документе. — Этот факт заставляет предположить, что выигравшая фирма не имеет опыта реставрации деревянных памятников, что подтверждается заключением субподрядного договора с фирмой из Архангельска.
Очевидно, что из оставшихся после торгов 60 млн большая часть останется у генподрядчика, то есть на реставрацию останется в лучшем случае 20 млн. Работы надо сдать к ноябрю 2017 г. Строили собор 7 лет, а на кропотливую работу по реставрации — максимальному сохранению подлинных конструкций и материалов, отводится не более 18 месяцев…"
Письмо было проигнорировано министром, ООО «Готланд» приступило к работе. 4 июля исполнилось 800 дней с начала реставрации Успенского собора в Кеми.
В первых числах июля я побывала на обеих реставрационных площадках. На основной уже собраны нижние венцы сруба, отчетливо прорисовываются очертания величественного храма. На удаленной площадке высятся восьмерики. Разгар лета — лучшая пора для работ под открытым небом. Но удивительное дело: на каждом объекте находилось по два-три работника. Дело вовсе не кипит.
Как удалось выяснить, ход реставрации затормозили возникшие проблемы, в том числе с финансированием. Так, плотники на основной площадке сообщили, что бригадир уехал в Санкт-Петербург в компанию «Готланд» решать финансовые вопросы. А сами они либо будут тесать полы, благо плахи уже заготовлены, либо займутся покрытием, которое сорвало штормовым ветром.
Уехал в Питер решать финансовые проблемы и руководитель работ на удаленной площадке.
Здесь стучат топорами кемские плотники братья Новиковы. Они с первого дня участвуют в восстановлении собора. За три года братья заметно поднаторели в своем ремесле. Они показывают и рассказывают, как собирают восьмерики: «Вот это все — Успенский придел, дальше слева — Никольский!»
Восьмигранный сруб Успенского придела напоминает мне диковинную, внушительных размеров чашу: восемь сторон по пять венцов. Заметно, что старые бревна в этой конструкции преобладают.
Поинтересовалась, много ли времени уходит на один венец?
— Старое бревно хорошо укладывается на старое, а новое приходится подгонять, — сказали молодые мастера.
Братья рубят крыльцо. Бывший бригадир Сергей Волков приехал на несколько дней в Кемь, чтобы его «выставить», и тут же вернулся в родной Псков: у реставраторов много заказов на родной стороне, ждать и догонять они не привыкли.
С начала работ на объекте сменилось несколько бригад реставраторов. Начинали мастера Поморской плотницкой школы из Архангельска. Они разобрали собор, перевезли его на новое место, начали собирать нижние срубы, уложили добрую половину венцов из привезенных с собой бревен и… покинули Кемь. Причиной отъезда стали постоянные задержки с оплатой труда. Мне удалось тогда поговорить с руководителем плотницкой школы Геннадием Васильевичем Петряшевым. В разговоре со мной он сильно нервничал, говорил, что такая организация процесса грозит развалом слаженному коллективу. Спустя некоторое время он все же увез своих именитых плотников из Кеми.
С проблемой оплаты труда столкнулись и псковские мастера. На удаленной площадке мы встретились с Александром Соломатовым (из Москвы). Он рассказал:
— Есть реставраторы, прорабы, я не такая значительная фигура — бригадир.
Мы сейчас на тормозах работаем: поддерживаем, следим, укрываем, какие-то работы выполняем. Процесс приостановлен, хотя фактически сейчас здесь должны быть три или четыре полноценных бригады. За 2-3 месяца мы могли бы закончить все. В таком вялом режиме находимся уже два месяца. Контракт находится в подвешенном состоянии.
Объявлен новый тендер. Пока новый контракт не заключен, мы не можем тут, без оглядки, работать тремя бригадами. А вдруг какой-то шальной подрядчик появится, предложит по тендеру в два раза меньше, выиграет — что тогда?»
Так что есть большие сомнения в том, что псковские реставраторы захотят вернуться в Кемь.
На сайте закупок в рубрикаторе «Недвижимость, строительство и архитектура», «Проектные работы» мне удалось найти следующую информацию:
Разработка научно-проектной документации для завершения реставрационных работ на объекте культурного наследия памятнике истории и культуры Успенский собор деревянный Республика Карелия, Кемский район, г. Кемь, ул. Вицупа. Начальная максимальная цена контракта 5 554 399,10 Дата проведения конкурса: 2018-06-29 - 2018-07-23
Итак, объявлен дополнительный тендер на разработку научно-проектной документации, необходимой для завершения реставрации Успенского собора, значит, деньги закончились, и правы были именитые эксперты, утверждавшие: «поскольку сметы составляются по реставрационным расценкам, фактически невозможно снижать цену в таком объеме»? Вероятно, кому-то это выгодно, но получается, что за эти манипуляции расплачиваются сегодня сам собор и работники, которым задерживают зарплату...
В самую горячую пору для реставрационных работ мастера уходят с объекта. Пока же самыми стойкими перед трудностями оказались те, кто впервые участвует в столь масштабном проекте. Это местные плотники, у которых и заработки поменьше, и трудностей побольше. Алексей Мурачев, который разобрал старые купола, вырезал (впервые в жизни!) новые, мечтает поднять их над церквами Успенского собора. А братья Евгений и Вячеслав Новиковы уже вполне уверенно пользуются не только заковыристым плотницким лексиконом, но и топором.
Вот и выходит, что вся надежда на местных умельцев, для которых родной храм — словно близкий родственник. Но ведь и они бесплатно работать не смогут, жить-то на что-то надо! Так что при существующем подходе к реставрации памятников, когда в ходе конкурсных процедур появляются суммы, на которые невозможно ни при каких условиях провести намеченные работы, мы рискуем не только на долгие годы затянуть реставрацию, но и вообще не сохранить, что пока имеем.
Фото Вероники Федотовой и Александра Новикова.