12 апреля 2019, 07:00

"У моего деда в хлеву чище, чем в автобусе"

Водитель с многолетним стажем рассуждает о судьбе такси и муниципального транспорта в карельской столице.

«Яндекс.Такси» впервые обязали выплатить пассажиру компенсацию за аварию. Мосгорсуд взыскал с сервиса 300 тысяч рублей в пользу правозащитницы Елены Гращенковой, которая в 2016 году попала в аварию на автомобиле, вызванном через приложение.

Новость получила большой общественный резонанс. Не удивительно, ведь компании-агрегаторы наводнили многие российские города и чувствуют себя полноправными хозяевами. Нанимают водителей, но за перевозки ответственности не несут: мол, «мы всего лишь посредники».

Для Петрозаводска проблема очень актуальна, об этом наш портал писал в феврале. Лицензированный таксист Иван рассказал в материале об изнанке своей профессии и о том, что все может измениться с принятием поправок в закон «О такси». Согласно документу, все службы, и агрегаторы в том числе, будут обязаны передавать базу заказов в онлайн-доступ государству, которое сможет штрафовать юрлиц - владельцев такси.

Публикация вызвала много откликов. Один из читателей, петрозаводчанин Роман, водитель со стажем около трех десятков лет, попросил о возможности высказаться на сайте «Петрозаводск говорит» и в газете «ТВР-Панорама». По его мнению, принятие поправок в закон не исправит ситуацию на рынке такси в городе.

Роман вспоминает, как обстояли дела с пассажирскими перевозками в советские времена:

— В советское время в такси водителей брали после трех лет безаварийной работы. Инженер по безопасности при приеме на работу проверял Правила дорожного движения и знание города. Машину давали сначала «несвежую»: смотрели, как человек ездит. Чтобы получить новую машину и денежные заказы, нужно было себя зарекомендовать. Так же было и с автобусами. После автошколы следовало отъездить определенное время по городу на «ЛиАЗе» или «ЛАЗе». Если водитель хорошо себя показывал, его при наличии мест переводили в пригород или на междугородние рейсы. Особенно ценилась работа на «Икарусах» междугородних перевозок, где работала только «элита»: первый класс, безаварийная работа, большой опыт.

Водители муниципальных таксопарков, а такие существовали и для автобусов, и для такси, обязательно проходили предрейсовый медицинский осмотр, машину осматривал механик. И только в случае если и с человеком, и с «конем» все было в порядке, водитель выходил на линию:

— Таксисты в советское время работали на «Волгах». У них и салон просторный, и для багажа места достаточно, и подвеска более крепкая. Не то что сейчас: накупят машин эконом-класса, а через год на них уже невозможно ездить. Таксист никуда не спешил, поскольку знал, что, так или иначе, получит зарплату, в случае болезни сможет выйти на больничный и каждый год — в отпуск.

Все изменилось с приходом новой власти. По словам Романа, Петрозаводск сегодня — единственный город на Северо-Западе, где нет своей автоколонны. В Карелии, по мнению водителя, с пассажирскими перевозками все в порядке только в Медвежьегорске. Там частник приобрел новые автобусы, возит людей в Повенец, Пиндуши и другие населенные пункты. Рейсы не срываются, водители довольны. Но, как говорит водитель, все это в любой момент может прекратиться. По закону ФЗ № 44 «О госзакупках» в конкурсе на право перевозить пассажиров выигрывает тот, кто предлагает наименьшую цену. Победителем запросто может стать какая-нибудь контора «Рога и копыта» с захудалыми машинами и неумелыми водителями. И наступит бардак.

В Петрозаводске он уже наступил. Разве можно поездки в такси и маршрутках назвать безопасными? Не зря ведь придумали шутку: «Пять минут страха — и ты дома». Хорошо, если доедешь. Вот, например, в 2014 году на объездной дороге в групповом ДТП с участием такси «Каретный двор» погибли три человека. В декабре 2016 года таксист сбил девушку на пешеходном переходе в Петрозаводске. В марте 2017 года оштрафовали таксиста, едва не сбившего пешехода на перекрестке «Правды» - Невского. Сколько еще подобных примеров?

Страшная авария 12 мая 2014 года

— В вашем прошлом материале таксист говорил, что нужно всем получать лицензии, и тогда жизнь наладится. Давайте посчитаем. Если открывать ИП, нужно заплатить 36 тысяч рублей за год. Лицензия на пять лет — еще 4 тысячи. Каждый рабочий день нужно проходить врача (100-150 рублей), столько же стоит пройти механика. Чтобы заработать, к примеру, 2 тысячи рублей в день (для этого надо очень постараться), нужно проехать 150-160 километров, а это 16 литров бензина. Если литр стоит 40 рублей, это 640-650 рублей. Еще нужно выплатить процент диспетчерам, рублей 200. Получается, 1100-1200 нужно отдать «просто так». В самом лучшем случае водителю останется 800 рублей,

— загибает пальцы Роман.

В эти расходы не включены траты на резину, масло, амортизацию автомобиля, возможный ремонт. Все это водитель должен оплатить из собственного кошелька. А жить-то на что? Да и как это повлияет на безопасность пассажиров?

Немного цифр. Для сравнения: сейчас в Петрозаводске стоимость поездки из центра до Древлянки составляет 110-115 рублей, раньше было 150–160 рублей. И бензин сегодня стоит 40-45 рублей, а тогда — 20-22. Получается, что цена на бензин выросла в два раза, а цена на перевозку пассажира упала в 1,5 раза.

На взгляд опытного водителя, проблему с засильем таксистов-нелегалов в Петрозаводске могло бы решить создание муниципального предприятия. Такого, какое было во времена СССР: стабильно работающего и гарантирующего сотрудникам больничный, отпуск и уверенность в завтрашнем дне.

Роман убежден:

— Лицензия — это обыкновенная ширма. Я могу стать индивидуальным предпринимателем, получить лицензию, платить налоги. А кто проверит, мою ли я машину, чисто ли у меня в салоне и в каком состоянии я сажусь за руль? Вы посмотрите на наши маршрутные автобусы: это же трасса «Формулы-1». В каком состоянии находятся машины? За ними же никто не ухаживает, никто не моет, я уж молчу про техническое состояние. То же можно сказать и о машинах такси. У моего деда в хлеву было чище, чем сегодня в автобусах и такси. И возят людей, как известно, все кому не лень.

Безусловно, Роман прав: у нас все пущено на самотек. Но действительно ли создание муниципального предприятия может решить проблему с перевозками? Пока транспортным миром правят агрегаторы, проблема никуда не денется. А они правят. И хоть говорят о внесении поправок в закон «О такси», разговоры эти ведутся много лет, а воз и ныне там. Агрегаторы приходят в города и мешают работать легальным таксопаркам.

Власть делает вид, что борется. Придумывает законопроекты, рассматривает их в нескольких чтениях, отправляет на доработку, снова рассматривает, снова отправляет. И так до бесконечности. Зато законы о наказании за неуважение к власти и распространение недостоверных сведений в интернете были приняты очень быстро. Ни о какой критике, даже конструктивной, руководство страны даже слышать не хочет. В утешение остается пресловутое «денег нет, но вы держитесь». Как-нибудь там передвигайтесь на каком-нибудь транспорте, а уж если авария какая, обращайтесь в суд. Есть шанс выиграть деньги. Со службой «Яндекс.Такси» вот целый один такой случай произошел...

Валентина Платонова's picture
Автор:

В журналистике с 2008 года. Писала для газет «Всё», «ТВР-Панорама», журнала «Ваш досуг», была редактором журнала «Телепульт». Любит искать грибы и интересные темы.