19 февраля 2019, 07:00

«Нас возит кто и как угодно»: правда о работе в такси Петрозаводска

Лицензированный таксист рассказал об изнанке своей профессии и о том, что ездить на такси в Карелии намного опаснее, чем мы думаем.

В январе «Петрозаводск говорит» поднимал тему детских кресел в такси. Речь шла о том, каково ездить пассажирам с детьми и обязаны ли водители иметь в машине удерживающие устройства. На публикацию откликнулся таксист Иван (имя изменено), который согласился рассказать, каково работается в этой профессии самим водителям.

Иван — один из немногих в Петрозаводске лицензированных таксистов. Он индивидуальный предприниматель, имеет разрешение на перевозку пассажиров на легковом транспорте, работает легально на рынке такси уже 12 лет и исправно платит налоги. Таких, как Иван, очень мало. По его словам, больше 80 процентов петрозаводских таксистов — нелегалы, и ездить с ними намного опаснее, чем мы можем предположить.

Чтобы работать в такси в Петрозаводске, необходимо получить разрешение (лицензию) на перевозки от комитета по транспорту мэрии, которое выдается на какую-либо организацию или индивидуального предпринимателя. Но многие работают вообще без какого-либо разрешения.

— В такси ведь идут не от хорошей жизни. Там работает кто угодно, чтобы заработать хоть какие-то деньги, — те, кого на какую-то другую работу просто не берут. Водителем такси может оказаться человек, только что вышедший из мест лишения свободы, алкоголик или наркоман. Никто не проверяет личность водителя, если он не устраивается на работу официально. Никто не смотрит на его машину: на какой резине он ездит зимой, пройден ли у него техосмотр и есть ли вообще права. Приложение службы такси может установить, по большому счету, кто угодно,

— рассказал Иван.

Почему так происходит? Столицу Карелии наводнили агрегаторы (диспетчерские службы) — это компании, которые разрабатывают специальные приложения для смартфонов, но фактически никого не перевозят, а лишь выступают посредниками между пассажирами и таксистами. Они принимают заказы и передают их исполнителям.

Есть еще таксомоторные компании — это компании транспортного обслуживания, самостоятельно обслуживающие полный цикл исполнения заказов такси, от приема заказов через собственный диспетчерский центр до подачи автомобиля. У них есть свой таксопарк, штат водителей, ремонтные мастерские. Они обязаны следить за состоянием машин и проводить техосмотры. Их водители имеют разрешение на перевозку пассажиров и ежедневно проходят предрейсовый осмотр. Так вот, в Петрозаводске, по данным отдела пропаганды УГИБДД МВД по Республике Карелия, только одно такое предприятие. Все остальные — агрегаторы.

Агрегаторы не проверяют ни личность водителя, ни состояние его автомобиля, ни знание языка, города, наличие судимостей и так далее. В погоне за пассажирами агрегаторы снижают цены на поездки до минимума (в Петрозаводске — от 70 рублей). И сервису, по большому счету, без разницы, кому передать заказ — официально существующей таксомоторной компании или нелегальному извозчику. Процент от заказа они получат в любом случае. А кто и на чем повезет пассажиров, в каких условиях и довезет ли вообще — эти вопросы мало кого интересуют.

А ведь многие люди, особенно это касается представителей старшего поколения, не понимают разницы между агрегатором и официальным предприятием. Например, мои родственники всегда вызывают самое дешевое такси. Едва ли они задумываются, легально ли работает водитель, который будет сидеть за рулем. Больше того, когда они видят машину, обклеенную рекламой той или иной службы такси, они думают, что это самая что ни на есть «настоящая» машина такси, то бишь работающая по всем буквам закона. Но так ли это на самом деле?

Конечно, нет. Обклеить машину рекламой может любой. Законно ли это? Нет, не законно. По идее, за это должны штрафовать. Делают ли это представители ГИБДД в Петрозаводке? По их словам, делают.

— При осуществлении ежедневного надзора за безопасностью дорожного движения, а также в ходе профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности пассажирских перевозок, в случае нарушения водителями такси требований по нанесению цветографических схем (п. 5 Основных положений по допуску ТС к эксплуатации ПДД РФ) сотрудники ГИБДД возбуждают дело об административном правонарушении, предусмотренное ч. 7 ст. 12.5 КоАП РФ. За последнее время составлено 5 материалов,

— прокомментировали в отделе органалитической работы и пропаганды БДД
УГИБДД МВД по Республике Карелия.

Однако число обклеенных машин в городе почему-то не уменьшается. И этому есть объяснение. Рекламу наносят не только для того, чтобы вызвать доверие людей. Водители, которые ездят на таких машинах, имеют преференции. Им заказ оплачивается значительно выше, чем остальным, и «прилетает» он им в первую очередь, тогда как другие водители могут долго ждать хороший заказ.

Почему сетевые агрегаторы такси приходят в регионы? Да потому, что так проще передавать заказы нелегалам. Никаких штрафов для агрегаторов на сегодняшний день законом не предусмотрено. Предполагается, что эти сервисы оказывают населению лишь информационные услуги. Потому предъявить им какие-либо претензии за испорченную поездку крайне сложно.

Чтобы заработать на жизнь, водителю-нелегалу зачастую приходится работать по 12 часов в сутки, без больничных и отпусков. Если он будет работать по 8 часов — он попросту ничего не заработает. Водителей много, а ценник в Петрозаводске маленький. Таксисты торопятся, нередко ездят как попало и попадают в ДТП. Причем в официальной статистике не будет значиться, что это ДТП с таксистом, если человек не работает в такси официально.

Отсюда и хамство, и озлобленность, и высокий риск попасть в аварию — таксисты чувствуют свою безнаказанность. Много случаев, когда таксисты присваивают забытые вещи пассажиров, а когда те звонят, говорят им, что ничего не находили. Случись что, нужно очень сильно заморочиться, чтобы найти и наказать виновника. У нас в стране есть и закон о такси, и соответствующие пункты в Кодексе об административных правонарушениях, но за соблюдением закона никто не следит.

По словам Ивана, чтобы заработать сколько-нибудь приличные деньги, ему приходится трудиться в 11 службах такси, работать по ночам и по 12 часов. Как легальный таксист, он имеет определенные приоритеты и берет только выгодные заказы. За годы работы бывало всякое: и пистолет доставали, и ножи, и обмануть пытались. Зато теперь Иван научился «видеть клиентов насквозь».

Есть очень большая вероятность того, что скоро ситуация на рынке такси изменится и нелегалы с него уйдут. Много лет говорят о внесении поправок в закон «О такси», но теперь наконец-таки «пахнет» его принятием. Законопроект № 481004-7 «О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси» в декабре 2018 года принят в первом чтении.

Самое главное изменение: по новому закону, все службы, и агрегаторы в том числе, будут обязаны передавать базу заказов в онлайн доступ государству. Чиновник, не вставая с кресла, сможет проверять, есть ли у организации разрешение на перевозки, уплачивает ли она налоги, и тут же выписывать штрафы. Депутаты Госдумы предлагают штрафовать юрлиц-владельцев такси в размере до 200 тысяч рублей за передачу заказа такси лицам, не имеющим разрешения на такие перевозки, а при повторном нарушении закона штраф составит до 500 тысяч рублей. Штрафовать будут и самих водителей.

Закон довольно объемный и, судя по всему, будет еще корректироваться. Если его примут, ценник на такси возрастет, и, скорее всего, ощутимо. Но может ли цена поездки быть важнее нашей безопасности? Лично мне кажется, что не может. А вам?

Валентина Платонова's picture
Автор:

В журналистике с 2008 года. Писала для газет «Всё», «ТВР-Панорама», журнала «Ваш досуг», была редактором журнала «Телепульт». Любит искать грибы и интересные темы.