Нюансы ОДН: граждане мечутся между фактом и нормативом
Размер платы за жилищные услуги превратился в один из главных источников конфликтов между управляющими компаниями, ТСЖ, расчетными центрами - с одной стороны, и гражданами - с другой. Разобраться, где с вас пытаются необоснованно взять лишние деньги, бывает очень трудно. Но еще сложнее заставить вернуть деньги, которые оказались на счетах управляющих организаций. Когда аргументы исчерпаны, а сомнения остаются, граждане идут в госкомитет по строительному, жилищному и дорожному надзору.
Наше издание подробно рассказывало о 85-летней петрозаводчанке, которая заметила неоднократное повышение тарифа на жилищные услуги в обход общего собрания собственников. Женщина добилась проверки компании «Жилой дом +», управляющей домом на Октябрьском проспекте, 8.
Несмотря на то что госкомитет направил в управляющую компанию предписание сделать перерасчет платы по всему дому, компания «Жилой дом +» расставаться с деньгами не спешит. Хотя все сроки, которые предоставили организации для «работы над ошибками», давно прошли. Беседу с начальником отдела надзора и контроля платы госкомитета Ириной Минаковой мы начали с разбора конкретной ситуации.
- Ирина Александровна, управляющая компания упорно не желает выполнять требование госкомитета и делать перерасчет жильцам дома по Октябрьскому проспекту, 8. Что дальше?
- Мы провели проверку, выявили нарушения в части начисления платы за жилищные услуги, предоставили управляющей компании время на устранение нарушений, но УК «Жилой дом +» наше предписание не исполнила. Данная организация имеет лицензию и попадает под действие кодекса об административных правонарушениях. За нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности был составлен протокол и направлен в мировой суд.
Штрафные санкции по данной статье предусмотрены в пределах от 150 до 250 тысяч рублей.
Параллельно мы ведем работу над тем, чтобы добиться от управляющей организации исполнения нашего предписания, то есть перерасчета. Управляющая компания сейчас пытается обжаловать предписание госкомитета в арбитражном суде. Так что мы вынуждены заморозить срок исполнения предписания до вынесения судебного решения. Если решение будет в нашу пользу, а управляющая компания вновь станет тянуть время, то за это также предусмотрены серьезные штрафы.
- Насколько часто управляющие компании грешат тем, что поднимают тарифы, не согласовывая это с собственниками жилья?
- Такие обращения от граждан не редкость, но пик подобных нарушений, надеюсь, мы все же прошли в 2015-2016 годах. Комитетом была проведена серьезная работа с управляющими компаниями. Нам пришлось не раз отстаивать свою позицию в суде, так что сейчас уже можно говорить о сложившейся судебной практике.
Мы столкнулись с тем, что в договоры с управляющими компаниями был включен пункт, разрешающий индексировать размер платы за жилищные услуги. Этим пользовались управляющие компании, ссылаясь на договор с собственниками жилья. Нам удалось отстоять свою позицию, и сложившаяся судебная практика подтверждает то, что индексация платы в одностороннем порядке, без согласия собственников, неправомерна.
Проблема в том, что управляющие компании, поднимая плату, не предоставляют отчетов о своей деятельности, экономических расчетов нового тарифа, не объясняют, в связи с чем необходимо проводить повышение, на какие цели пойдут деньги. Другими словами, тариф остается непрозрачным и люди просто не понимают, за что платят деньги. С другой стороны, плата, конечно, должна пересматриваться, так как объективно цены растут и стоимость услуг дорожает. Ведь случается, что собственники игнорируют любые предложения управляющей компании, наотрез отказываясь повышать тарифы, принятые несколько лет назад.
- Что делать, если диалога не получается и, несмотря на подробное экономическое обоснование тарифа, собственники все же не желают поднимать размер платы?
- Управляющая компания вправе обратиться в органы местного самоуправления с просьбой утвердить тариф для конкретного дома.
В Петрозаводске в 2015 году утверждено постановление об установлении размера платы за содержание жилого помещения, где в зависимости от степени благоустройства здания плата варьируется от 5,41 рубля за квадратный метр для неблагоустроенных деревянных домов с печным отоплением до 21,69 рубля за квадратный метр для благоустроенных домов с лифтом, мусоропроводом, системами дымоудаления.
- В нашу редакцию обратились члены кооператива «Дружба-3», рассказав о конфликте с председателем этого объединения. Речь тоже идет о размере платы за жилищные услуги, которая гражданам кажется завышенной. Насколько я знаю, госкомитет проводил проверку жилищного кооператива. Каковы итоги?
- Нужно понимать, что когда граждане выбирают форму управления в виде ТСЖ или кооператива, то они берут на себя ответственность за все, что происходит с их имуществом. Мы действительно по заявлению граждан проводили проверку кооператива «Дружба-3» и выявили нарушения в порядке начисления платы за содержание и ремонт общего имущества. В частности, у нас возникли сомнения в корректности проведения общего собрания. Мы выдали предписание по устранению нарушений, но сейчас оно обжалуется в суде. Так что об итогах пока говорить рано, но мы будем отстаивать интересы граждан.
- Поступает много вопросов, связанных с начислением ОДН. Люди не понимают, почему расходы на общедомовые нужды уже почти сравнялись с объемами потребления в их квартире. Как проверить корректность начисления ОДН? О чем гражданам следует помнить и на что обратить внимание?
- Согласно изменениям законодательства, ОДН из коммунальной услуги трансформировались в жилищную, так что теперь обязанность по выставлению счетов перешла к управляющим компаниям и ТСЖ. Если возникают вопросы, то первым делом следует обратиться в свою управляющую организацию или ТСЖ с просьбой объяснить, как был произведен расчет.
Нужно помнить, что если в доме не принималось решение о начислении ОДН по фактическому потреблению, то вне зависимости от наличия общедомового прибора учета расчет производится по нормативам, которые в Карелии были утверждены в 2017 году. При этом у собственников есть право принять решение и перейти к начислению ОДН по фактическому потреблению.
Если из месяца в месяц в строке ОДН стоит одна и та же сумма, то нетрудно догадаться, что расчет производится по нормативам. Обычно при изменении самого норматива управляющая организация указывает это в квитанции.
- А как проконтролировать, что управляющая компания не завышает ОДН, если дом платит по фактическому потреблению?
- Прежде всего нужно, чтобы граждане не самоустранялись от проблем, а были готовы разбираться. Возможно, первый месяц будет тяжело, но когда система контроля заработает, то окажется, что не так уж много на это нужно времени. Известно, что сведения с общедомового прибора учета снимаются с 23-го по 26-е число. В этот же период нужно собрать показания с индивидуальных приборов учета. Собственники по-разному решают эту проблему. В некоторых домах назначают главного по подъезду, который в определенный день собирает со всех показания счетчиков. Либо в подъезде вывешивают ведомость, которую граждане заполняют. Корректные данные по ОДН можно получить только в случае, когда показания одновременно снимают и с общедомового, и с индивидуальных приборов учета. А дальше эти сведения передают в управляющую компанию, которая распределяет между собственниками разницу между индивидуальным и фактически потребленным ресурсом.
- Наметились ли какие-то новые тенденции в поступающих от граждан жалобах?
- Два года назад граждане постоянно жаловались на высокие суммы по ОДН, которые выставляли исходя из фактического потребления. Как правило, это были жители деревянных двухэтажных домов, где фиксировался высокий уровень фактического потребления. После того как на законодательном уровне произошли изменения и ОДН чаще стали начислять по нормативу, с жалобами пошли жители благоустроенных многоквартирных домов, у которых вырос размер платы за общедомовые нужды. В 2017 году, когда выстраивалась новая система расчета ОДН, мы активно проверяли управляющие компании. Случалось, что норматив неверно применяли, фиксировались и другие нарушения. Надо сказать, что управляющие организации оперативно устраняли ошибки и до судов дело не доходило. Хотя тема ОДН до сих пор актуальна.