Любо-дорого!
Такое ощущение, что российским властям всех уровней и ветвей дана какая-то единая универсальная инструкция. Если власть сталкивается с некой проблемой, которую она не в состоянии решить или даже хотя бы понять, то ей надлежит действовать двумя способами. Первый – запретить, второй – сделать платным. Что, кстати, в большинстве случаев – одно и то же. Запрещать и вводить плату – это легкие, простые и приятные для чиновников действия. Запрещать гораздо проще, чем решать проблему. Потому что ни день – рождаются новые запреты. А то, что еще вчера было бесплатно и доступно – сегодня уже стоит денег…
Вот на прошлой неделе в Петрозаводске прошло заседание «рабочей группы». Собрались депутаты Петросовета и Законодательного собрания, представители мэрии и правительства Карелии. Обсуждали «организацию парковочного пространства в Петрозаводске. В переводе с чиновничьего на русский – говорили о создании платных парковок в городе. С такой инициативой выступила администрация Петрозаводска. Все собравшиеся горячо поддержали проект. Сегодня он уже был одобрен на комиссии горсовета. Решение о введении платных парковок будет внесено уже на ближайшую сессию городского совета.
Разумеется, все это делается «по многочисленным просьбам трудящихся» и с целью «нормализовать обстановку на загруженных транспортом центральных улицах города». А прибыль (прибыль!) от деятельности платных парковок предполагается направить на благоустройство тротуаров и газонов с цветочками. Такие вот прекрасные мечты.
На какие исследования, какие расчеты опираются авторы этой сказки, сказать трудно. Ни на какие. Просто им показалось, что так будет лучше и напряженная транспортная ситуация волшебным образом «нормализуется». Ну так давайте посмотрим хотя бы на прошлый опыт – а ведь в Петрозаводске имеется опыт организации платной парковки!
Много лет на привокзальной площади Гагарина действовала платная парковка – совершенно, кстати, незаконно действовала. Некая коммерческая компания непонятно на каком основании взяла кусочек города, установила знаки и стала брать деньги за парковку, выдавая взамен какие-то подозрительные квитанции. Но сейчас – не о законности. Сейчас – о «нормализации». За много лет деятельности платной парковки транспортная ситуация на площади Гагарина хоть чуть-чуть нормализовалась? Да ни на минуту! Ни на миллиметр! Площадь задавлена транспортными потоками. Прилегающие улицы Ленина, Шотмана, Красноармейская в часы пик становятся просто непроезжими. И сделай тут еще хоть двадцать платных парковок – ничего не изменится. Потому что настоящее решение транспортных проблем лежит совсем в другой плоскости.
А есть и опыт Москвы, где весь расширенный центр, по сути, стал зоной платной парковки. И что? Где та самая «нормализация»? Расскажите о ней миллионам человек, которые часами стоят в глухих пробках на внутренних транспортных кольцах и радиусах.
Кстати, а что там, вокруг платной парковки на площади Гагарина, с газонами, тротуарами и цветочками? Да более загаженного, неубранного и неблагоустроенного места в городе не найти! По-видимому, ни одна копейка из прибыли компании-парковщика не пошла на уборку и благоустройство прилегающей территории. Совершенно непонятно, что заставляет прекраснодушных мечтателей из «рабочей группы» думать, что с другими платными парковками все будет иначе. В очередной раз лакомые кусочки городских улиц будут розданы частным компаниям для организации платных парковок. Возможно, эти частные компании даже будут платить какие-то налоги и аренду. Но эти деньги, попав в бюджет, обезличатся и растворятся в нем. И ни на какие газоны и цветочки не пойдут. Кто-то рассчитывает, что эти компании добровольно поделятся с городом частью прибыли? Это даже не смешно. Вы сначала заставьте их эти прибыли показать.
При этом, честно говоря, лично я ничуть не удивлюсь, если вскоре мы узнаем, что все эти частные компании-парковщики принадлежат тем же депутатам и чиновникам, которые сегодня голосуют за платные парковки.
Так или иначе, власть вступила на очень соблазнительный путь решения городских проблем. Его можно распространить и на другие сферы. Ну, например, не можем мы заделывать дырки и ямы на дорогах – так давайте введем для водителей плату за попадание в яму. Порвал колесо в яме – плати! Ситуация сразу «нормализуется»: водители будут тщательно и аккуратно объезжать ямы. И необходимость ремонта дорог отпадет сама собой.
Можно сделать платными и республиканские дороги, которые находятся в аварийном состоянии. Например, сделать платной дорогу на Суоярви. А плату поставить такую, чтоб непосильно платить было. Вот вам и решение! Никто не поедет по дороге – некому будет и жаловаться на ее состояние.
Если население недовольно качеством уборки дворов и тротуаров – давайте «нормализуем» ситуацию. Введем плату за проход по тротуару. Или за вход во двор. Все эти склочники, жители города, будут тихо сидеть по домам, а гулять по тротуарам будут бизнесмены, чиновники и депутаты. А эти сами на себя себе самим жаловаться не станут.
Я знаю также верный путь свести на нет недовольство населения бесплатной медициной. Надо сделать ее всю платной! Ходить к врачам будут только те, у кого есть деньги – то есть те же бизнесмены, чиновники и депутаты. А остальным и жаловаться будет не на что.
А очереди на запись в школы? «Нормализуются» немедленно – надо только сделать школы платными…
Чувствуете, какой простор для деятельности разных «рабочих групп» и комиссий?.. Любо-дорого!