15 сентября 2016, 00:15

«Левая» водка: как она попадает в Карелию и где на нее легче нарваться

Контрольный комитет снял с карельских прилавков более 18 тысяч сомнительных бутылок.   

Администрация: 
СРОЧНО !!!! СНЯТЬ ПОРТВЕЙН 1,5 С ПРОДАЖИ !!!! УБРАТЬ НА СКЛАД !!!! 
НА ВСЕ ВОПРОСЫ ОТВЕЧАТЬ, ЧТО ПОРТВЕЙНА НЕТ И НЕ БЫЛО!!!!!! (И ПОКУПАТЕЛЯМ ТОЖЕ) 
портвейн 0,7 !!!! ТОЖЕ СНИМАЕМ !!!!!! ЦЕННИК СНИМАЕМ !!!!! И У ВАС ЕГО НЕТ !!!!!!!
Администрация (на следующий день, - прим. автора):
- Портвейн 0,7 и 1,5 выкинуть СЕЙЧАС на помойку!!!!! чтобы в магазине не было ни одной бутылки!!!!
Продавец: 
- Это ШУТКА !!!!!!!!!!!!!!!
Администрация: 
- только количество запишите
Продавец: 
- куда я выкину 185 бут по 1,5 л
Администрация: 
- чтобы в магазине его не было!!!!
Продавец: 
- хотите, что-бы меня расстреляли здесь в районе? или посадили?????? ВЫВОЗИТЕ 

Эту переписку (мы не стали менять ни пунктуацию, ни орфографию) сотрудники государственного контрольного комитета РК обнаружили на мониторе компьютера, когда нагрянули с проверкой в одну из организаций, работающей под вывеской «Торговый дом Бородинский» в Олонецком районе.

Проверять легальность происхождения горячительных напитков, которые поступают на прилавки магазинов, комитет вплотную начал с апреля 2016 года.

С этого времени было изъято более 18 тысяч бутылок (свыше 12 тысяч литров) контрафактного алкоголя на сумму более 3 миллионов рублей. 

Слава впереди героев   

Что же мы пьем и насколько велик риск приобрести подделку? Мы встретились с руководителем контрольного комитета Виталием Галкиным, который откровенно рассказал об изнанке алкогольного бизнеса. И хоть он не раз повторял, что контроль за оборотом алкогольной продукции – только одно из направлений работы комитета, нас не удалось «сбить с пути», ведь это направление куда важнее многих других.

Итак, за пять месяцев визитов в магазины было изъято более 18 тысяч бутылок фальсифицированного алкоголя. Много это или мало? Руководитель комитета уверен, что если сравнивать с реальными объемами контрафакта, гуляющего по алкогольным морям республики,  это немного.

По самым скромным подсчетам, в Карелии в течение полугода на рынок гарантированно попадает не менее 120 тысяч бутылок фальсифицированных водки и портвейна. 

На первых порах комитет решил сконцентрироваться только на портвейне и водке. Поддельные коньяки, виски, вина, наливки и настойки – это отдельная, пока не освоенная тема. Не исключено, что если копнуть глубже, то можно сделать немало неприятных открытий.  

Пока «под лупу» попал самый ходовой товар. Дело в том, что у госкомитета весьма ограничены силы — всего семь человек, чтобы проводить регулярные полномасштабные проверки по всей республике. Да и специфика контрольных мероприятий заключается в том, что, как выразился Виталий Галкин, «слава идет впереди героев». Активная деятельность комитета по выявлению контрафакта заставила тех, кто промышляет нелегальным бизнесом, тщательнее прятать «концы в воду».

Конечно, Галкин не питает иллюзий относительно того, что комитет сможет полностью очистить рынок от фальсификата. 

Когда у нас в магазинах продается алкоголь с откровенно поддельными акцизными марками, нарисованными на компьютере, вообще без сопроводительных, пусть поддельных, документов, оставлять это в магазине категорически нельзя. Люди могут просто отравиться. Нередко подделка настолько очевидна, что даже экспертизы никакой не требуется,

- сказал Виталий Галкин. 

Пока в Карелии не было зафиксировано смертельных случаев отравления алкогольным суррогатом, но понятно, что даже качественные водка, вино, коньяк постепенно подтачивают здоровье. Что уж говорить о крепких напитках неизвестного происхождения.   

От «Спецназа» до «Глухаря»

В основном алкогольный суррогат везут из Питера и Москвы, оттуда, где легко затеряться подпольному заводу и нелегальному складу. 

- Очевидно, что и на территории республики есть склады, где хранится контрафактная алкогольная продукция. У нас есть информация, что частично фальсификат доставляется через официальных поставщиков, - сказал руководитель комитета.
По его словам, помимо откровенного суррогата, существует более качественный контрафакт с поддельными сопроводительными документами и федеральными марками. 

Сотрудники комитета изъяли более 50 наименований поддельной водки. «Finmar», «Глухарь», «Белая береза», «Шамбала», «Тысяча озер», «Беленькая», «Кедровая», «Спецназ» - перечислять можно долго. 

Специалисты контрольного комитета проехали практически по всем районам республики и везде обнаружили нарушения. Виталий Галкин рассказал, что сначала одни наименования «левого» алкоголя поставляют в Карелию, а другие, к примеру, – в Мурманскую область, а затем меняют ассортимент контрафакта между регионами. Фактически речь идет о развитом и хорошо организованном нелегальном бизнесе, бороться с которым можно в том числе и с помощью более полной и доступной для каждого информации.    

Скоро на официальном сайте контрольного комитета должен появиться так называемый стоп-лист, где будет указана не только изъятая продукция, нелегальность происхождения которой уже доказана экспертами, но и вся цепочка поставок с указанием фирм, промышляющих фальсификатом. 

Траектория мнимых закупок

Руководители торговых предприятий, которые попались на контрафакте, нередко жалуются: дескать, как же отличить подделку от легальной продукции? Виталий Галкин уверен, что предприниматели лукавят и левую продукцию можно вычислить, руководствуясь просто здравым смыслом.

Самый главный признак подделки – это, конечно, цена. Минимальная цена в розничной сети пол-литровой бутылки водки 190 рублей, из которых на акциз приходится 130 рублей. Оптовая цена не может быть ниже 174 рублей.  

А теперь представьте, что вам предлагают водку за 175 рублей. По документам водку произвели в Липецке, затем отправили в Тюмень, потом она возвращается в Липецк уже другой организации, едет в Москву, из Москвы – в Свердловскую область, дальше опять в Москву и наконец - в Карелию,

- привел Галкин конкретный пример «метаний» по стране фальшивой партии водки. 

Он подсчитал, что маршрут составляет 6824 километра, и если бы водка действительно совершила подобный вояж, то на подступах к Карелии сравнялась бы по цене с "Хеннесси". Но на прилавках карельских магазинов водку с подобным шлейфом сомнительных путешествий предлагали по самой низкой цене – 190 рублей за бутылку. 

- Очевидно, что за шесть тысяч километров водку никто не возил. Чтобы это понять, не нужно специального экономического образования, достаточно простой человеческой смекалки, - сказал Галкин. 

Для сравнения: продукция ПЛВЗ «Петровский» с доставкой на расстояние от 10 до 300 километров отпускается по цене 181-190 рублей за бутылку. В магазине ее можно приобрести минимум за 240 рублей. Принципиальная разница в том, что с продукции завода «Петровский» акцизы попадают в бюджет, а с «левого» алкоголя весь навар распределяется по карманам предприимчивых граждан. Случается, что водку оптовики продают и вовсе за 90-130 рублей за бутылку, что значительно ниже установленного государством минимума в 174 рубля.  

- Конечно, для предпринимателей велик соблазн взять водку за 90 рублей, а потом продать ее за 190 рублей и получить 100 рублей с каждой бутылки. Причем человек, который приходит в магазин, понимает, что дешевле он нигде не купит, - заметил Галкин.  

Он рассказал, что, по его прикидкам, только за июль и август этого года три крупных поставщика завезли в республику более 20 тысяч бутылок сомнительного происхождения. 

- У меня есть основание утверждать, что это контрафактная продукция, потому что в их перечне присутствуют наименования продукции, которую мы уже изымали на других объектах, - сказал руководитель госкомитета. 

Для тех, кто предпочитает качество 

Рынок фальсифицированного алкоголя Виталий Галкин сравнил с гидрой, у которой на месте отрубленной головы вырастают две. Что же делать обычному среднестатистическому россиянину, который, зайдя в торговый зал, надеется приобрести легально произведенные водку, вино или коньяк? 

Самое безопасное место для покупок алкоголя – федеральные торговые сети. Это легко объяснить экономическими мотивами. Дело в том, что организация приобретает одну лицензию на продажу алкоголя (в год 65 тысяч рублей) вне зависимости от того, сколько у нее торговых точек. Но если будет обнаружено нарушение и приостановлена лицензия, то все магазины сети должны будут разом прекратить продавать алкоголь.

Фальшивую акцизную марку приклеили прямо на этикетку

Перспектива колоссальных убытков заставляет федеральные сети проверять через ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота алкогольной продукции) буквально каждую бутылку и работать только с проверенными поставщиками или напрямую с заводами-производителями. При столь жестком контроле примерно 6% поставляемой продукции сетевые компании «забраковывают» и возвращают поставщику. 

- На прилавках остается продукция, соответствующая всем параметрам, - уверен Галкин.  

«Грешат» в основном небольшие торговые предприятия, не имеющие разветвленной торговой сети. В этом году было возбуждено 36 административных дел за нарушение лицензионных требований, по результатам рассмотрения которых решается вопрос об аннулировании лицензии. Еще 174 административных дела связаны с вопросами декларирования. Штрафные санкции по делам, связанным с нарушением декларирования, составили более 3 миллионов рублей. 

ООО «Руалко» и ООО «Экзит», которые нарушили лицензионные требования, не стали ждать судебного решения и добровольно прекратили действие лицензий. Эти организации осуществляли торговлю под вывеской «Торговый дом Бородинский». 

Некоторые региональные торговые сети, в отличие от федеральных, имеют несколько юридических лиц, что позволяет продолжать торговлю спиртными напитками, если у какой-то организации приостановили или отозвали лицензию. Для этого достаточно включить магазин, где были выявлены нарушения, в лицензию другого юрлица. Цена вопроса — всего 3,5 тысячи рублей. 

Там, где репутацией не дорожат

Правда, рассказал руководитель комитета, есть немало небольших торговых предприятий, где дорожат репутацией и тщательно проверяют алкогольную продукцию.

Другой способ избежать фальсифицированной продукции, считает Галкин, - ограничить свой выбор продукцией местных заводов. Кому этот совет не по вкусу, может, конечно, внимательно изучить федеральную акцизную марку, которую вы обязательно найдете на бутылке. Грубые подделки видны, что называется, невооруженным взглядом. Лучше приобретать продукцию с новой акцизной маркой. Специалисты утверждают, что как минимум год ее не смогут подделать. 

И, конечно, не стоит слишком уж сильно гнаться за дешевизной. Помните: это вдвойне вредно для здоровья. 

Антонина Кябелева's picture
Автор:

В прошлом веке защитила кандидатскую диссертацию по философии. Правда, не может философски смотреть на вранье, продажность и  «распил» денежных средств. Эмоциональна, слишком часто говорит то, что думает. Очень любит путешествовать, особенно за границу. После поездок добреет и не столь остро реагирует на язвы общества. Но очень недолго. Мечтает уйти с головой в туризм и обрести душевное равновесие.