Евгений Кустов: «Профессии будущего наступают нам на пятки»
Впервые за многие годы победителем республиканского этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» стал педагог-мужчина — Евгений Кустов, преподаватель информатики школы поселка Рабочеостровск Кемского района и школы № 3 Кеми. Евгений Валерьевич будет представлять Карелию на Всероссийском этапе конкурса «Учитель года-2019», который состоится в сентябре текущего года в Грозном. Журналисту портала «Петрозаводск говорит» удалось пообщаться с лучшим учителем года по телефону.
Созвониться с Евгением Валерьевичем оказалось делом непростым. Днем — уроки, вечером — подготовка к мероприятиям. Часам к 10 вечера, когда он освобождался, беседовать было уже не совсем удобно. Интервью организовали на выходных.
— Евгений Валерьевич, первый вопрос у меня сам собой напрашивается. Почему так много работаете? Вы, можно сказать, живете в школе.
— Май традиционно — загруженный месяц, это подготовка к экзаменам, летним каникулам и мероприятиям, связанным с ними. Моя жизнь, вообще, так устроена, что каждый день богат на какие-то события, учебные либо творческие. Смысл моей жизни — не терять ни минуты даром. И я не то чтобы специально загружаю себя какими-то делами, а стараюсь все свое время проводить с пользой.
Для меня быть допоздна на работе — не ужас-ужас. Если брать дни, когда мы с вами созванивались, мне нужно было помочь бывшим ученикам, выпускникам 2013 года, подготовиться к проведению мастер-класса по новым технологиям, подготовить материалы к традиционному школьному мероприятию «День науки и знаний». Лучше уж все это сделать на работе, чем дома, поэтому иногда приходится задерживаться надолго. Когда я готовился к конкурсу, бывало, что и до 12, и до часу ночи. Но я ни разу не ночевал на работе (смеется).
— На награждении конкурса «Учитель года» тогдашний и.о. министра образования Карелии Роман Голубев (теперь уже официально — министр) предложил, чтобы отныне победитель на год становился советником министра. Такая традиция существует в федеральном конкурсе, теперь и Карелия присоединилась к этой инициативе. Что вы посоветуете министру как советник?
— Советовать, наверное, пока рано. Я знаю, что Роман Геннадьевич открыт для общения, мы уже беседовали на разные темы. В частности, обсуждали введение электронных дневников и «цифровизацию» образования в целом. Обсуждали и проблемы малокомплектных школ.
— Вы сами заговорили о малокомплектных школах. Наш портал много пишет о закрытии школ, детских садов в республике, так называемой оптимизации. Как вы относитесь к тому, что в Карелии закрывают школы в небольших населенных пунктах?
— Когда-то я сам работал в малокомплектной школе. Классы по 5-7 человек предполагают совсем другой уровень преподавания. И в нем довольно много плюсов: это возможность составить для каждого ученика свой маршрут обучения, сохранить к каждому индивидуальный подход.
Я убежден, что такие школы закрывать нельзя. Пока есть достаточное количество учеников, которых нужно обучать, а у директора школы есть возможность распределять бюджет так, чтобы не ущемлять учителей, делать это необходимо. Уверен, что Министерство образования найдет возможность сохранить такие школы, ведь именно образовательные учреждения, находящиеся в глубинке, учат детей сохранять историю и культуру родного района.
Маленькие школы и небольшие поселения, где они находятся, я считаю, вообще нуждаются в особенной поддержке государства. Школы — главный центр поселений, связующее звено между детьми, родителями и педагогами. Их закрытие способно со временем лишить нас истории нашей малой Родины.
— Какие проблемы в образовании, по вашему мнению, требуют решения в первую очередь: низкие зарплаты, недостаток педагогов в школах и самих школ, медленный интернет в сельской местности или какие-то другие?
— Для меня как для учителя, который старается оптимально использовать свое время, остро стоит проблема двойного ведения дневников и журналов. Придерживаясь закона, мы доложны вести дневники и журналы в электронном виде, и при этом приходится дублировать то же самое в бумажном варианте, что занимает довольно много времени. Очень рад за те школы, которые смогли безболезненно перейти только на электронное ведение документов. И в Рабочеостровской, и в Кемской школах, где я работаю, пока приходится вести два журнала.
— На награждении вы также сказали, что уже думаете о подготовке к российскому этапу конкурса. Чем хотите удивить? В чем особенность ваших уроков?
— Не буду раскрывать карты. Но действительно сразу после победы в конкурсе «Учитель года», когда мне все говорили, что надо отдохнуть, в голове уже вертелись какие-то идеи. Заранее продумать уроки сейчас невозможно. Многое зависит от даты проведения конкурса, тематического планирования — все эти нюансы еще будут обговариваться на установочном семинаре в Москве. Сейчас я готовлюсь к первому этапу — эссе.
— В финале конкурса мужчин-учителей было всего двое. Что можете сказать тем, кто считает профессию учителя недостаточно мужской?
— Я не склонен разделять профессии на женские и мужские. Вот, например, врач — это мужская профессия или женская? По-моему, гораздо важнее, насколько человек — профессионал в своем деле и любит свою профессию, способен ли он достичь такого уровня, что за ним захочется потянуться. Я лично знаком со многими прекрасными педагогами-мужчинами, которые держат такую планку, пользуются таким авторитетом у детей, что не приходится сомневаться, что они на своем месте.
К профессии учителя невозможно относиться отстраненно. Это не односторонний процесс без обратной связи. Вот, например, построил человек дом, посмотрел, что получилось качественно, и ушел. Дом ничего не скажет в ответ. В нашей профессии такого быть не может: отдачу, результат видно сразу.
Если с тобой общаются, задают вопросы, участвуют в проектах, значит, ты идешь в правильном направлении. Если бы я не чувствовал отдачи от учеников, то не проработал бы в школе и дня.
— Мои знакомые учителя жалуются, что большую часть времени и сил педагог вынужден тратить на заполнение всяческих отчетов. На образование и уж тем более воспитание просто не остается ни сил, ни желания. Школа держится на учителях-энтузиастах. Это так?
— Отчетов действительно очень много. В прошлом году я выпустил свой класс, перестал быть классным руководителем и почувствовал большую свободу. Мы не только ведем ребенка с 5 по 11 класс, но при этом ежедневно, ежемесячно и ежеквартально заполняем целую кучу разных бумаг. При этом объем работы классного руководителя в плане отчетности совершенно не соответствует тем деньгам, которые он за это получает. Но это не проблема администрации школы. Ее необходимо решать на более высоком уровне.
— Некоторые из этих знакомых признавались мне, что работают учителями от безысходности. И мне страшно отправлять своих подрастающих детей к таким педагогам. Молодежь идти работать в школу не хочет. Можно ли переломить ситуацию?
— Во многом это зависит от того, как выстроена политика в школе, какая в ней атмосфера. Молодому педагогу нужно помочь раскрыться. Как мне кажется, если человек пришел в школу только потому, что больше некуда, в школе он надолго не задержится. Иначе и его жизнь превратится в каторгу, и ученики не получат качественного образования. Слава Богу, я не знаю ни одного такого человека. Невозможно работать в школе, не любя свою профессию.
— Не секрет, что дети XXI века — дети интернета. Что вы думаете об этом как учитель информатики: какие плюсы, какие минусы?
— Главное в век информации — научить ребят правильно ее структурировать: нужная или нет, правдивая или фейковая. Преподавание информатики постоянно меняется, сейчас перед учителями стоят совсем другие задачи, нежели в начале 2000-х годов. Мы понимаем, что профессии будущего наступают нам на пятки: они используют и робототехнику, и программирование, и радиомоделирование. Жизнь стремительно меняется, и к этому надо быть готовым. И я считаю, что информатика — один из важных предметов, которые помогают научиться быть готовым к современности. Интерес к ней, думаю, еще долго не пропадет.
— Нужно ли ограничивать детям общение с интернетом?
— Здесь вопрос нужно поставить по-другому. Ограничивать — это запрещать, а метод запретов имеет обратный эффект. Необходимо выстроить график ребенка так, чтобы, помимо интереса к компьютеру и телефону, в его жизни были какие-то другие интересы. Если ему нравится рисовать, пусть рисует, если петь — пусть поет.
Если для него комфортно просто быть дома с родителями, уделяйте ребенку больше времени. Ребенок включает в телефоне интернет обычно тогда, когда ему больше нечем заняться или он нуждается во внимании.
— Вы не боитесь столкнуться с профессиональным выгоранием?
— Психологи говорят, что оно наступает после пяти-семи лет работы, а я этот рубеж уже дважды перешагнул. Я все время ищу для себя что-то новое, чем-то увлекаюсь. Наверное, поэтому и работаю в школе: здесь, с постоянными реформами и оптимизациями, все постоянно меняется. Необходимо постоянно развиваться, повышать квалификацию. Мне скучно никогда не бывает.
— У вас много увлечений: занятия в театральной студии, психология, пение, волонтерская и общественная деятельность, путешествия и даже спортивное фехтование. Последнее увлечение откуда?
— Спортивное фехтование преподает у нас в школе мой коллега, Александр Юрьевич Виролайнен. У нас есть свой клуб исторической реконструкции. Сначала я просто наблюдал, а потом стало интересно. Это не тот вид единоборств, который нам показывают по телевизору, когда проходят Олимпийские Игры. Мы не только оттачиваем технику удара, но и воссоздаем разные исторические события. Александр Юрьевич сам шьет одежду при подготовке к мероприятиям. Мы устраиваем целые представления, снимаем фильмы – это захватывает не только детей, но и взрослых.
— Вот вы такой активный человек, а профиль в соцсети у вас закрытый. Почему?
— Я своим примером учу детей защищаться от кибератак, троллинга и нежелательной публики. Мы с вами уже говорили о том, что не все в интернете одинаково полезно. У нас регулярно проходят уроки безопасности, где мы изучаем в том числе настройки своего профиля в соцсетях.
— Вы работаете над собственным профессиональным ростом и добились признания в Карелии. Есть ли мысли перебраться в крупный город и там заявить о себе?
— Мне поступали предложения о переезде, в частности, в Москву. Но свой класс как классный руководитель я выпустил только в прошлом году, и бросить ребят, не доучив, я не мог. Сейчас я должен представлять Кемский район на общероссийском этапе конкурса «Учитель года». Победа в этом конкурсе — подарок и благодарность тем людям, которые в меня верили, а не способ поменять работу. Планы у меня есть, но афишировать их не хочу, чтобы мечта осуществилась.