«Московское дело»: карельские педагоги выступают против произвола
Невиданная кампания против полицейского и судебного произвола развернулась в России. В центре этой кампании – фигуранты так называемого «московского дела»: люди, задержанные 27 июля и 3 августа во время акций за честные выборы в Мосгордуму. Волна поднялась после приговора молодому актеру Павлу Устинову, которому дали 3,5 года за насилие в отношении Росгвардейца. На видеозаписях задержания Устинова хорошо видно, что в акции он не участвовал и с силовиками не дрался, однако судья доказательства защиты изучать просто не стал.
За Устинова вступилось актерское сообщество. Затем вышло открытое письмо от имени российских медиков, которые почитали, что дела против участников акций сфабрикованы, а приговоры несправедливы. Похожую позицию высказали некоторые российские священники, работники книжного дела и даже IT-сферы. Составили открытое письмо и учителя. На момент подготовки текста его поддержали 3,5 тысячи человек, в том числе – из Карелии. Мы поговорили с некоторыми из них и спросили, что они думают о происходящем в стране и не боятся ли они критиковать власть, завися от нее.
Денис Рогаткин, директор Детско-юношеского центра города Петрозаводска
Каждый человек имеет право на свою личную позицию, на свои личные оценки, и мы должны так же воспитывать своих детей. Люди все-таки чувствуют, что надо высказываться, и как раз для учителей это абсолютно нормально. Они глядят на все, что происходит вокруг, и понимают, что это их бывшие выпускники. Мы работаем с детьми и думаем в том числе о том, в какой мир мы их выпускаем. Мы не ходим воспитывать приспособленцев и людей, которые всегда будут ориентироваться на мнение начальства.
Моя позиция как человека – никогда в разговорах с детьми не затрагивать политических тем. Пионерская организация, официально бывшая политической, закрылась, мы этот этап прошли, пережили, и с 1991 года для себя решили, что мы находимся вне политики. Но мы не можем находиться вне человеческой морали, это абсолютно понятно. Если учителя не будут говорить, то мы потеряем ощущение нормы.
Я не знаю, почему именно «московское дело» вызвало такую реакцию. Но когда что-то начинает скапливаться, повод, с которого происходят изменения, может быть любым. Я по образованию историк. Я вижу, что в обществе накапливается недовольство, раздражение. Есть желание, чтобы вопросы, которые не решаются, наконец-то начали решаться. Да, у нас очень слабая обратная связь в государстве, многие решения не учитывают мнение тех, на кого эти решения влияют. Но в последнее время и эта тенденция меняется.
Окружающие понимают, что человек в нашей стране, нашем обществе должен быть больше защищен. В том числе – защищен от произвола органов, которые обладают властью. Это и есть концепция, закрепленная в Конституции.
Я не предполагаю, что мой учредитель будет задавать вопросы по поводу моей подписи под этим письмом. Но если учредитель сочтет, что я или другой директор нарушает нормы этики, у него есть законные рычаги, чтобы среагировать. Но я убежден, что люди, которые являются лидерами в системе образования, должны иметь личную позицию, иначе можно вместо директоров посадить роботов, а роботы с детьми ничего хорошего сделать не смогут.
Маргарита Воздвиженская, учитель русского языка и литературы, Лицей 40
– Я отношу себя к людям достаточно прогрессивным, а это значит, что не считаю себя вправе оставаться в стороне от того, что волнует наше общество. А также это значит, что я убеждена: от каждого из нас в этой жизни хоть что-то зависит.
Я – учитель русского языка и литературы, а литература – это предмет, который непосредственно связан с морально-этическими вопросами, вопросами нравственности и вопросами ответственности. Красной нитью через всю классическую литературу проходит мысль: как в любых условиях оставаться человеком. Для меня лично это значит – не предавать, не продавать, сочувствовать и поддерживать. Оставаться человеком – значит видеть человека в других.
Я не могу не следить за тем, что связано с соблюдением или нарушением прав человека в нашем государстве. Я нахожусь в общении с Ириной Лукьяновой – журналистом и писателем, которая и составила это письмо. И я ни секунды не сомневалась, надо ли его подписывать. Я считаю, что это письмо может подтолкнуть общество к изменениям, а именно к осознанию каждым из нас ответственности за происходящее.
Для меня это вообще не вопрос политики. Я приведу пример: когда мы со школьниками вспоминаем о сломанных судьбах поэтов Серебряного века, когда мы изучаем произведения Солженицына, Варлама Шаламова – мы проводим не политические уроки. Это, скорее, уроки морали и нравственности. Мы говорим о том, что каждый человек – это огромный мир, разрушить который очень просто, как физически, так и морально. И сохранить человеческое лицо бывает очень сложно.
Но - можно. И к этому необходимо стремиться.
Сейчас как раз идет испытание на прочность: останемся ли мы людьми – неравнодушными, способными встать друг за друга против беззакония, против нарушения человеческих и гражданских прав, против вседозволенности в решении человеческих судеб.
Видео задержания Павла Устинова:
Боюсь ли я ответственности за эти слова? Пожалуй, нет. Я уверена, что меня окружают люди, которые видят необходимость консолидироваться в отстаивании гражданских прав, человеческой свободы и в устранении раскола общества.
Инесса Кузнецова, учитель английского языка МОУ «Петровский Дворец»
Я не боялась подписывать это письмо. Более того, не подписать не могла, просто представила, что на месте этих людей могли оказаться мои друзья, знакомые. Санкций со стороны руководства тоже не боюсь. Мои политические убеждения – мое личное мнение. С коллегами письмо не обсуждала. По закону об образовании школа – не место для политической агитации. Но вне стен школы я ещё и гражданин своей страны.
Ситуация в стране меня, конечно, тревожит. Как любого человека, думаю. Я следила за ситуацией в Москве летом и во всей стране во время выборов. И конечно, меня не может эта ситуация не волновать. Я - не журналист и не политолог. Я поддержала конкретных людей в данной ситуации потому что, мне кажется, моя поддержка для них важна. Меня пугает то, как силовые структуры ведут себя в отношении граждан страны. То есть, иными словами, всё то, что сказано в открытом письме. Именно поэтому я его и подписала.
Екатерина Калинина, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ 3, Костомукша
– Мне не было боязно подписывать это обращение. Если что-то будет направлено против меня, если я не могу на этой работе высказать свою гражданскую позицию, значит, надо искать другую.
Я обязана высказывать свою точку зрения, потому что люди не по праву обвинены. Мы все время следим за ситуацией в стране, хотя живем далеко от центра. Я не боюсь также слова «политика»: мы сейчас говорим именно о политике.
Люди просто устали молчать и терпеть. Как сказал журналист Юрий Дудь, молчание нас не защитит. Надо высказываться; может, хоть это что-то изменит.
Меня многое беспокоит, по всем направлениям жизни происходит какой-то ужас и бред. Начиная от зарплат и заканчивая мусором. Мы видим несправедливость, не чувствуем себя защищенными и чувствуем страх при виде полиции. Читаешь новости и изумляешься, в какой стране мы живем.
Среди коллег эта тема не обсуждается, а вот ученики наоборот. Это и на переменах слышишь, и даже на уроках. Когда ты говоришь о прошлом, тебе могут задать вопрос и про настоящее, сравнить, провести параллели. Некоторые ученики такие вопросы задают. В такие моменты я не навязываю свою позицию, просто привожу факты. А уж как к ним относиться, дети должны решать сами.