Энергетическое ярмо: тарифы в Карелии грозят вырваться на свободу
В последние два года тарифы на электроэнергию для малого и среднего бизнеса в Карелии демонстрируют редкую «покорность». Фактически удалось на 20 % снизить региональную составляющую цены на электроэнергию, которая в структуре тарифа составляет более 70%. В списке безусловных "активов" правительства Артура Пафенчикова обуздание аппетитов естественных монополий занимает лидирующее место.
Но период энергетического «благоденствия» очень скоро может закончиться, вновь повергнув республику в смутные времена заоблачных тарифов.
По прогнозам аналитиков, в 2020 году может произойти резкий скачок тарифов, так как сумма исковых требований компаний коммунального сектора превышает 2 миллиарда рублей.
Госкомитет по ценам и тарифам РК раз за разом проигрывает судебные иски.
В 2017-2018 годах правительству Карелии удалось снизить тарифы на электроэнергию до средних показателей по Северо-Западному федеральному округу. Этому предшествовали серьезные проверки экономической обоснованности тарифов, которые провели госкомитет по ценам и тарифам и федеральная антимонопольная служба.
Казалось бы, возмущение предпринимателей, акции протеста, бесконечные жалобы бизнесменов на запредельные аппетиты энергетиков, которые сводят на нет все усилия карельских предприятий конкурировать с соседними регионами, остались в прошлом. Судя по многочисленным судебным решениям, на Карелию вновь надвигается энергетическое ярмо. Все, что с таким трудом было отвоевано у ресурсоснабжающих организаций, скоро может аукнуться очередным витком тарифов, который вернет предприятия республики на прежние невыгодные рубежи.
Большинство судебных споров, которые инициируют ресурсоснабжающие компании, касаются НВВ — необходимой валовой выручки. Именно НВВ является основным показателем, влияющим на размер сбытовых надбавок и тарифов. Необходимая валовая выручка включает в себя расходы предприятия, необходимые для осуществления своей деятельности. Понятно, что чем больше разных расходов удается впихнуть в НВВ, тем интереснее для организации будет итоговый тариф или сбытовая надбавка. Задача госкомитета по ценам и тарифам не допустить включения в валовую выручку надуманных, излишних расходов, без которых организация может прекрасно обойтись. И здесь многое зависит, так сказать, от «угла зрения» отдельных чиновников.
Во время губернаторства Александра Худилайнена ресурсоснабжающие организации чувствовали себя вполне вольготно. Не случайно всем остальным приходилось затягивать пояса. Во время одного из судебных процессов всплыла сомнительная схема, которая почему-то до сих пор не заинтересовала правоохранительные органы.
В 2011 году по распоряжению карельского правительства было создано государственное автономное учреждение со сложным названием Карельский информационно-аналитический центр интегральной системы ресурсного мониторинга (ГАУ «КЦ СРМ»). В течение нескольких лет чиновники, используя административный ресурс, заставили крупные предприятия коммунальной сферы заключать с этим центром договор на обслуживание. Естественно, за дополнительные деньги. АО «ТНС энерго Карелия», которое поначалу сопротивлялось бессмысленной трате денег, в 2013 году сдалось. Другие предприятия коммунального сектора тоже вынуждены были платить центру, в услугах которого они, по сути, не нуждались.
Секрет в том, что затраты на услуги центра закладывались в НВВ и возвращались предприятиям в виде повышенных тарифов и сбытовых надбавок, которые оплачивали потребители коммунальных услуг.
В 2017-2018 годах необходимую валовую выручку ресурсоснабжающих организаций основательно «зачистили» от сомнительных, экономически необоснованных расходов. Естественно, компании коммунального сектора пошли в суды, пытаясь оспорить решения госкомитета по ценам и тарифам. Если в 2018 году судебная практика для госкомитета складывалась, как правило, удачно, то в 2019 году суды взяли «крен» в противоположную сторону.
Вот только несколько относительно свежих судебных решений. В марте Верховный суд РК, который по данным спорам выступает в качестве первой инстанции, удовлетворил заявление ООО «Петербургтеплоэнерго» о дополнительном включении в НВВ 72,7 миллиона рублей.
В апреле 2019 года было удовлетворено аналогичное заявление АО «ПКС-Водоканал» на сумму 154,4 миллиона рублей. В июне спор выиграло АО «ОРЭС-Петрозаводск», увеличив свою валовую выручку на 128 миллионов рублей. В июле Верховный суд РК удовлетворил иск АО «ПКС-Тепловые сети», потребовавшего увеличить валовую выручку на 128 миллионов рублей, которые ранее госкомитет посчитал экономически необоснованными. Шанс увеличить валовую выручку на 609 миллионов рублей появился у ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго». В июле 2019 года в Верховном суде РК началось рассмотрение иска «Карелэнерго».
Пока данные решения не вступили в законную силу, и у карельского правительства остается шанс не допустить резкого роста тарифов.
Между тем общая сумма исков превышает 2 миллиарда рублей!
Уже сейчас правительство республики обязано разрабатывать альтернативный план на тот случай, если предприятиям коммунальной сферы удастся вернуть себе утраченные миллиарды. В противном случае экономику Карелию ждет «взрыв» тарифов. Фитиль уже тлеет…