«Алло, барышня!»
Всегда особенно любопытно заглянуть за дверь с табличкой «Посторонним вход запрещен». Наш корреспондент побывал там, куда не только посторонних, но и своих не пропускают без долгой и тщательной проверки, – на телефонной станции. Сначала на аналоговой, потом на цифровой. Решить, где же интересней, у нас не получилось.
– Током может ударить. Не сильно, но неприятно, это я могу сказать по себе, поэтому обручальное кольцо с тех пор на работу не ношу. Советую руками ничего не трогать, – с этих слов начала нашу экскурсию на телефонную станцию, что на Кукковке, Наталья Ярышкина, начальник отдела технического учета Карельского филиала ПАО «Ростелеком».
Целый этаж большого здания занимает так называемый автозал с бесконечными рядами металлических «шкафов» – стативов. Повсюду провода, их много и разных диаметров, от самых тонких, до толстых, в полруки обхвата. На первый взгляд, кажется, что для того, чтобы разобраться, что к чему, нужны годы. Однако, как выясняется, это не так, поскольку все строго систематизировано. И огромный зал обслуживает всего четыре человека.
В зале слышно постоянное потрескивание или постукивание. Это срабатывают реле: когда абонент снимает трубку или кладет ее после разговора, когда он набирает номер... Однако, как говорят сотрудники, в это время нагрузка на станцию небольшая и не идет ни в какое сравнение, например, с новогодней ночью.
АТС-51 – станция аналоговая, рассчитана на 10 тысяч номеров. Подобные станции были разработаны еще в 1960-х годах. Но, когда ее запускали в Петрозаводске в 1991-м, это было для столицы Карелии шагом вперед, поскольку до этого времени на Кукковке работали две небольших станции всего по 600 номеров каждая.
Но одновременно в нашей республике начали переходить и на более современные – цифровые – АТС. И сейчас, например, в Петрозаводске аналоговых осталось только две. В 1996 году была запущена цифровая станция на улице Горького, отметившая в минувшем декабре свое 20-летие. Здесь уже все по-другому, потому что используется другая технология, при которой речь человека оцифровывается. Емкость цифровой АТС практически безгранична – станция на ул. Горького рассчитана на 100 тысяч абонентов, но ее можно наращивать сколько угодно. А это значит, что ушла в прошлое проблема, когда человеку, желающему подключить стационарный телефон, отказывали по причине «отсутствия свободных номеров».
За последние десять лет «процент цифровизации», как говорят специалисты, в Карелии существенно увеличился. Судите сами: если в 2007 году он составлял 51 процент, то в 2017 – уже почти 84 процента.
Количество аналоговых АТС за это время сократилось со 196 до 121, причем многие из них – станции-«малышки», с максимальной емкостью не более 200 номеров. Цифровых АТС десять лет назад было в нашей республике всего 75, сегодня вдвое больше, 155. Есть районы, где аналоговых станций вообще не осталось, например, Питкярантский.
И это неизбежный процесс. «Цифра» постепенно вытеснит устаревающие морально и физически станции, которые к тому же требуют и больше затрат с экономической точки зрения: аналоговые АТС более громоздкие, у них большее энергопотребление, а оборудование более дорогое в обслуживании.
К тому же абонентам цифровых станций предлагается огромное количество услуг, которые недоступны тем, чья АТС еще не перешла на «цифру». В списке наиболее популярных –
автоматическое определение номера, дозвон занятому абоненту. Такую услугу оценили те, кому часто приходится звонить, например, в регистратуру поликлиники. Ведь бесконечное «занято» на том конце провода может вывести из себя даже самого уравновешенного человека. А подключив услугу дозвона, можно не нервничать – набираешь определенные цифры и продолжаешь заниматься своими делами. Еще одна услуга – соединение без набора номера («горячая линия») – незаменима в семьях, где есть больной или пожилой человек. Подключившему такую услугу достаточно просто поднять трубку и вызов сразу пойдет нужному абоненту.
...Автозал телефонной станции на ул. Горького раза в два меньше зала аналоговой станции на Кукковке, при том, что емкость в разы больше. Здесь те же стативы, но уже никаких реле — вместо них микросхемы. А рядом зал еще меньше с совсем небольшим набором оборудования. Но, как оказалось, это – так называемый интеллектуальный центр, который «связывает» эту станцию с АТС-51 на Кукковке, с районными станциями в городах Карелии и обеспечивает выход абонентов на операторов мобильной связи, на междугороднюю и международную связь.
Здесь установлен программный коммутатор для обеспечения пакетной телефонии. Его еще назвают «Softswitch». Размером он – с небольшой шкафчик, но его стартовая емкость – уже 300 тысяч абонентов!
– А задействованы только 13000, так что он, можно сказать, отдыхает, – объясняет Татьяна Ахала, ведущий инженер Службы управления сетями связи «Ростелекома».
В Карелии установлено три подобных программных коммутатора. Кроме Петрозаводска – в Костомукше и в поселке Муезерском. Ну, если с городом горняков это объяснимо — важный промышленный центр, причем довольно молодой, то как так получилось, что небольшой поселок «обошел» в телефонных технологиях другие районы?
– Старое поколение станций уже не выпускается, сейчас акцент делается на пакетную телефонию. А когда появилась возможность заменить в Муезерке станцию, на рынке остались уже только программные коммутаторы, так что ей повезло сделать большой шаг в будущее раньше других, – улыбаясь, ответила Татьяна.
...В прошлом году изобретению человечества, круто изменившему его жизнь, телефону, исполнилось 140 лет. С тех пор сфера телекоммуникаций активно развивается: уже почти забыты девушки-телефонистки, которые по нашей просьбе соединяли нас с нужным абонентом, теперь не нужно стоять в очереди несколько месяцев или даже лет на установку стационарного телефона, всего лишь один проложенный к дому кабель дает возможность и звонить, и смотреть телевизор, и выходить в Интернет... А наука меж тем не стоит на месте. И кто знает, какие новые технологии придут уже совсем скоро на смену нынешним. Главное, чтобы мы по-прежнему могли в любую минуту позвонить любимому человеку и сказать «Ну здравствуй, это я!».