Деревни традиционные

Деревни традиционные

ДЕРÉВНИ ТРАДИЦИÓННЫЕ, крест. поселения, состоящие из дворов-усадеб, включающих земельные участки с расположенными на них жилыми и хоз. постройками. В состав Д. т. входили с.-х. и промысловые угодья. Первоначально Д. т. были одно- или малодворными, позднее также и многодворными, но в отличие от традиц. сел ― без церкви. По расположению на местности относительно водоемов Д. т. подразделяются на приводоемные (более древние) и сележные, или водораздельные, массовое появление к-рых приурочено к 19―нач. 20 в. По взаимосвязи друг с другом Д. т. подразделяются на единичные поселения и групповые системы населенных мест. Групповые системы представлены гнездами, или кустами, селений, тяготеющих друг к другу и со временем часто срастающихся. Деревни в гнезде имели собственные назв., но объединялись общим наименованием и осознавались жителями как единое поселение. Объемно-планировочная структура Д. т. определяется взаимосвязью составляющих поселение усадеб между собой и с ландшафтом. Для деревень Карелии характерны формы поселений с ковровыми, или аморфными, и линейными планами, в первом случае ― с произвольной (беспорядочной) и однонаправленной (свободной) ориентацией домов, во втором ― с однонаправленной (рядовая форма) и взаимонаправленной (уличная форма) ориентацией. Помимо жилой застройки облик Д. т. определяли особенности размещения хоз. построек, к-рые могли быть рассредоточены по усадьбам или сгруппированы. Банные городки располагались в прибрежной зоне, амбары ― перед лицом домов, риги ― на окраине деревни. Культовая постройка ― часовня в деревне или церковь в масштабах гнезда деревень, нередко подчеркнутая высотными характеристиками самого сооружения или природной доминантой ― кладбищенской рощей, ― играла роль композиц. акцента в объемно-планировочной структуре поселения. На размещение культового сооружения и, соответственно, композиц. организацию рус. и карел. Д. т. значит. влияние оказывали традиции формирования среды обитания, генетически связанные с религ.-мифол. представлениями разноэтнического нас. Карелии. У рус. осваиваемое пространство акцентировалось преим. центрично в соответствии с характерной для земледельческого славянского нас. радиально-центричной моделью мироздания, у карел ― периферийно, возможно, с учетом отголосков финно-угорской модели линейного пространства-пути, восходящей к культуре охотников-промысловиков. Кладбища имелись, как правило, в каждой карел. деревне (см. Кладбища сельские). Они  располагались за жилой застройкой, зачастую к С. от нее, моделируя представления о мире, разделенном на полуденное царство живых и полуночное царство мертвых, неразрывно связанные и противопоставляемые друг другу. В гнезде карел. деревень могло быть неск. кладбищ, что создавало систему периферийных высотных акцентов ― кладбищенских рощ ― в отличие от рус. варианта с одной композиц. доминантой на погосте при главном поселении гнезда. См. также статьи о деревнях, пам. дерев. зодчества: Большая Сельга, Вороний Остров, Кинерма, Корза, Лисья Сельга, Маньга, Матвеева Сельга, Павшойла, Панозеро, Рубчейла, Сяргилахта, Тамбицы, Юккогуба.
Лит.: Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии. Л., 1972; Орфинский В. П. Вековой спор. Типы планировки как этнический признак (на примере поселений Русского Севера) // Советская этнография. 1989. № 2; Гришина И. Е. Этнокультурные особенности гнездовых систем расселения (на примере Карелии и сопредельных территорий) // Архитектура в истории русской культуры. М., 1996; Гришина И. Е. Планировочные приоритеты в развитии традиционных сельских поселений Карелии // Архитектурное наследство. М., 2001. Вып. 44.
В. П. Орфинский, И. Е. Гришина