Колдовство
КОЛДОВСТВÓ, согласно нар. поверьям, способность нек-рых людей с пом. магических действий причинять вред или избавлять от него (насылать или снимать порчу, болезни). Вера в К. отражает страх перед болезнями, стихийными бедствиями и др.
Истоками ин-та К. у народов Карелии являются шаманство и волхвование. Маги разделялись на 2 гр.: одни повелевали духами земных, др. ― небесных сфер. Напр., найденные при археол. раскопках ритуальные каменные топоры украшены изображением головы либо медведя (для «шаманов земли»), либо лося (символ небесного лося-солнца для «шаманов неба», или «белых» шаманов), позже ― птицы.
О разделении на «земных» и «небесных» волхвов «Повесть временных лет» сообщает, что боги одних ― «суть бесы и сидят они в бездне», а др. обитают «на небе». Рус. «белые» колдуны пользовались исключительно заговорами с обращениями к Богу-Отцу, Иисусу Христу, Богоматери, Троице, христианским святым, призывали на помощь обитателей неба, а «черные» применяли заклятья, призывающие на помощь нечистую силу.
Мн. колдуны прибегали к помощи и небесных, и земных сфер. В России таких магов принято выделять в особый разряд «ведунов». Русские Карелии именовали колдунов «знатками», «знающими людьми», «ведунами», изредка ― «волхвами», «волшебниками» (последние в Карелии причислялись исключительно к злым колдунам).
Считалось, что «знахарь» или «знахарка» обладают силой на порядок ниже, чем колдуны. В роли «белых» колдунов могли выступать отд. церковнослужители. Карелы называли колдунов «тиедотнекку» или «тедай», вепсы ― «нойдами». Русские считали, что самые сильные рус. колдуны живут в Выгозерье, но еще сильнее ― карел. колдуны.
Карелы, в свою очередь, указывали, что саамские колдуны сильнее их колдунов. В ср. на каждую вол. приходилось по одному сильному и неск. более слабых колдунов. У вепсов Прионежья каждый родившийся с карими глазами считался потенциальным колдуном. Чтобы стать колдуном, желающий должен был усвоить определенную сумму магических знаний.
Запомнить их за 3 пересказа «из уст в уста», как того требовала традиция, было трудно. Поэтому в Заонежье, напр., было мн. специальных школ «чернокнижия». Любой желающий, заплатив колдуну, учился читать Библию, Евангелие, Псалтирь, а также «черную книгу».
После этого он в полночь в «страшном месте» (в бане, на перекрестке дорог или у кладбища) проходил через обряд посвящения, гл. в к-ром был отказ от родного отца и матери, от своих детей, от земного света, от Иисуса Христа и Богородицы. Обряд сопровождался попиранием христианских символов (нательного креста, св. распятия, Св. Писания).
Насколько удавалось чел. преодолеть свои привязанности, страх и брезгливость (обряд предполагал принесение в жертву духам животного), настолько он, как считалось, вознаграждался способностью повелевать нечистой силой и духами природных стихий.
У карел самым сильным считался колдун, к-рому покорялись духи огня. Среди русских и вепсов Карелии колдунов такой силы, похоже, не было. Далее по нисходящей в иерархии магов шли способные повелевать чертями, духами воды и «царем водяным», духами зем- ли и «царем земным», духами воз- духа и «царем небесным», духами леса и «царем лесным» (с этого уровня начиналась компетенция знахаря и пастуха), духами умерших, духами бани и домашними духами (см. Культы).
Карел. и вепс. колдуны довольствовались тем, что им приносили просители по своему усмотрению, рус. колдуны отличались б▒льшим корыстолюбием. У карел. колдунов было принято совершать мн. магические действия, имея при себе колдовской посох «козичендаушауаву».
Колдун, не передавший свою силу преемнику, очень боялся смерти. Считалось, что бывш. в услужении духи требуют расплаты в виде души колдуна, скручивая и подкидывая его ослабевшее тело на смертном одре.
Чтобы умереть спокойно, ему надо было обманом передать свой колдовской дар кому-то из окружающих людей либо уничтожить записи с заговорами и «черную книгу», закопав их в землю. «Белый» колдун умирал легко, а к его могиле, словно к гробнице святого, люди иногда начинали приходить, чтобы получить избавление от болезней.
Лит.: Логинов К. К. Семейные обряды и верования русских Заонежья. Петрозаводск, 1993; Он же. Колдуны Заонежья: истинные и мнимые // Мастер и народная художественная традиция Русского Севера: Докл. III Междунар. науч. конф. «Рябининские чтения-99». Петрозаводск, 2000.
К. К. Логинов