Либеральные реформы

Либеральные реформы

ЛИБЕРÁЛЬНЫЕ РЕФÓРМЫ 1860―70-х, преобразования в обл. адм.-гос. управления, последовавшие за отменой крепостного права в России. Создали условия для перехода России на путь буржуазной модернизации и открыли потенциальную возможность для эволюции царизма в сторону буржуазной монархии. Земская реформа. В 1864 имп. Александр II утвердил положение о введении в 34 губ. европ. России всесословных выборных органов местного самоуправления ― губ. и уездных земских собраний. В круг их обязанностей входило ведение дел, «относящихся к местным хоз. пользам и нуждам»: содействие просвещению и здравоохранению, содержание путей сообщения, попечение о развитии пром-сти и торговли, заведование продовольственным делом, содержание приютов, богаделен и т. д. Земские собрания получили право вводить местные налоги. Земская избирательная система была основана на принципе имущественного ценза. Выборы гласных (депутатов) в уездные собрания проводились раздельно по 3 куриям (разрядам): землевладельческой, гор. и крест. Гласных губ. земства избирали на уездных земских собраниях. По указу 12 февр. 1866 на Олон. губ. было распространено «Положение о земских учр-ниях». В сент. того же года состоялись первые выборы гласных, в дек. прошли уездные земские собрания. 18 июня 1867 губернатор Ю. К. Арсеньев открыл первую сессию Олон. губ. земского собрания. Пред. губ. управы стал петрозаводский купец Е. Г. Пименов, занимавший пост до 1873. В дальнейшем ее  возглавляли отставной ген.-майор А. В. Гаврилов (1873―76), петрозаводские купцы И. А. Румянцев (1876―77) и Н. Ф. Пикин (1877―80), лодейнопольский помещик В. В. Савельев (1880―1905), вытегорский дворянин, врач Н. А. Ратьков (1905―16), крупный чиновник из дворян И. Ф. Кучевский (1916―18). По итогам выборов 1867 в уездных земских собраниях края крестьяне получили 65 % мест, духовенство ― 17 %, купцы и мещане ― 16 %, дворяне и чиновники ― 2 % мест. В Олон. губ. земском собрании 1-го созыва среди выборных гласных крестьянам принадлежало 40 % мест, дворянам и чиновникам ― 27 %, купцам и мещанам ― 20 %, духовенству ― 13 % мест. Подобное соотношение сохранялось до земской контрреформы 1890. Поскольку в крае находились крупные земельные владения гос-ва, в состав земских собраний по закону доп. вводились влиятельные предст. от казны с правом решающего голоса. Большую роль в жизни земства играли мировые посредники, к-рые добивались, чтобы в ряды гласных от крестьян проходили благонадежные лица. После 1890 гласные от крестьян стали не избираться, а назначаться губернатором из числа канд., представленных волостными сходами. Имущественный ценз по землевладельческой курии был снижен, а по гор. ― повышен. Пред. и чл. земских управ получили статус гос. служащих, и лица, не имевшие прав на такой статус, не могли занимать эти должности. Если ранее председателями уездных управ чаще всего становились купцы и богатые крестьяне, то теперь ― чиновники из дворян. Значительно усилилась в губ. собрании чиновничья прослойка, составлявшая в 1890-х ок. 40 %. Было создано губернское по земским делам присутствие во гл. с губернатором, к-рое проверяло законность и целесообразность постановлений земских собраний. Финансовая база деят. земских учр-ний формировалась в осн. за счет налогов. Земства Олон. губ. самую значит. ч. бюджетных поступлений (ок. 1/2) получали от налогообложения казенных земель и лесов. Вторым по значению источником являлись сборы с крест. земель и лесов (до 1/3 доходов). Остальная ч. бюджета складывалась из сборов с частных земель, недвижимого имущества в городах, док. на право торговли и промыслов и т. д. Объем земского бюджета в 1870 составлял по губ. 190 тыс. руб., в 1890 ― 664 тыс. руб., к 1914 достиг 3 млн руб. По закону расходы земств делились на обязательные, к-рые шли в осн. на содержание губ. адм. учр-ний, и необязательные ― расходы на содержание собственно земского аппарата, развитие медицины, нар. образования, проведение экон. мероприятий и др. Затраты на адм.-управленческие цели (правительственные и земские) составляли 30―40 % бюджета земств Олон. губ., остальная ч. направлялась в осн. на соц.-экон. и культурные нужды. В нач. 20 в. ассигнования земств Олон. губ. по «производительным» статьям (обра-зование, здравоохранение, агротехн. помощь, дорожное дело) на душу нас. вдвое превышали общерос. уровень. Наиб. весомые результаты были достигнуты земствами края в обл. просвещения и здравоохранения. Число нар. школ с кон. 1860-х до кон. 1890-х выросло почти в 3 раза, кол-во уч-ся ― в 6 раз. На рубеже 19―20 вв. Олон. земство одним из первых в стране поставило вопр. о введении всеобщего нач. обучения. Числ. врачей за время деят. земства увеличилась в 3 раза. Строились б-цы, внедрялась участковая система орг-ции мед. помощи. Земства стояли у истоков ветеринарной и агрономической службы. Принимались меры по улучшению дорожной сети. В Кемском у., как и в целом в Архангельской губ., земские учр-ния были введены при Временном правительстве в 1917.Городская реформа. С 1870 сословные органы управления в городах заменялись всесословными учр-ниями. Распорядительным органом определялась гор. дума, исполнительным ― управа. Право участия в выборах в думу предоставлялось лицам, владевшим недвижимой собственностью, купцам,  платившим гор. сборы, владельцам  торгово-пром. заведений. Жит., не имевшие своих домов и снимавшие квартиры, т. е. осн. масса рабочих и интеллигенции, лишались избирательных прав. Избиратели делились на 3 курии, каждая из к-рых вносила 1/3 общей суммы гор. налогов: наиб. крупные налогоплательщики; средние; все остальные. Каждая курия избирала равное число гласных. Чл. думы выбирали управу из 2―3 чел. и гор. голову, к-рый одновременно возглавлял и думу, и управу. На органы гор. обществ. управления возлагались в осн. хоз. функ-ции: благоустройство, попечение о торговле и пром-сти, содействие здравоохранению и образованию, обществ. призрение, принятие сан. и противопожарных мер. Органам самоуправления предоставлялась изв. самостоятельность и независимость, но для надзора за ними учреждалось губ. по гор. делам присутствие во гл. с губернатором. Формирование гор. бюджета должно было осуществляться за счет налогов и сборов с недвижимости, доходов от гор. имуществ, пошлин за клеймение весов и пр., а также пособий из казны. Органы гор. самоуправления не могли сами вводить новые налоги и превышать норму обложения (1 % стоимости недвижимого имущества). Реформа в Карелии началась с открытия в авг. 1870 Олон. губернского по гор. делам присутствия. В кон. 1870 в Петрозаводске прошли первые выборы в гор. думу по новому положению. Избирательные права получили 8,5 % жит. По итогам выборов среди 54 гласных 52 % составили купцы, торгующие крестьяне и мещане. На 1-й сессии новой думы в 1871 гор. головой был избран купец Е. Г. Пименов, являвшийся одновременно пред. губ. земской управы. В дальнейшем пост гор. головы в Петрозаводске также занимали в осн. предст. купечества. В 1872―75 выборы в думы и управы по положению 1870 были проведены в уездных городах ― Олонце, Повенце, Пудоже и Кеми. Ключевые позиции здесь заняли также предст. торговой буржуазии. С усилением консервативных тенденций при Александре III было ограничено и гор. самоуправление. Новое городовое положение 1892 сузило круг гор. избирателей путем ужесточения имущественного ценза. Отныне участвовать в выборах могли только владельцы купеческих свидетельств и обладатели крупной недвижимости (в губ. городах ― св. 1 тыс. руб., в уездных ― 300 руб.). В Петрозаводске избирательные права получили всего ок. 1 % жит. Избиратели объединялись в одно собрание, без курий. Число гласных в думе было сокращено до 16. В малых городах могло вводиться упрощенное управление: сход домохозяев избирал собрание уполномоченных из 12―16 чел., а они ― гор. старосту и его помощника. Урезалась и независимость самоуправления. Губ. власти получили право утверждать весь руководящий состав гор. органов и следить не только за законностью, но и за «целесообразностью» их действий. Контрреформа привела к дальнейшему усилению позиций предпринимательской верхушки в гор. управлении. В уездных городах Карелии, кроме Повенца, было введено упрощенное обществ. управление. Ограничения, введенные еще в 1870 в отношении бюджетных прав гор. самоуправления, тяжело сказывались на финансовых возможностях небольших городов Карелии. Не имея столь крупных источников доходов, каким для земства являлось обложение казенных лесов и земель, гор. органы вынуждены были тратить осн. ч. средств на обязательные адм.-полицейские расходы. На соц. и культурные нужды направлялось лишь от 13 до 27 % средств гор. бюджетов.Судебная реформа. В 1864 в стране были провозглашены осн. принципы буржуазного права: бессословность, независимость судей от адм-ции, равенство сторон перед законом, гласность и состязательность судебного процесса. Вводилась более стройная система судов. Низшей инстанцией становились мировые судьи (с 1870), избиравшиеся земскими собраниями и гор. думами. При них вводился ин-т присяжных заседателей. Для защиты обвиняемых приглашались адвокаты. Однако принцип всесословности проводился непоследовательно: сохранялись волостные суды для крестьян, ведомственные суды для духовенства и военных. Полит. дела рассматривались на закрытых заседаниях без присяжных. Для мировых судей устанавливался имущественный ценз. Но введение судебных уставов 1864 в полном объеме в крае затянулось на 30 лет. Открытие Петрозаводского окружного суда состоялось 28 мая 1894, в 1898 в нем был введен ин-т присяжных заседателей. Военная реформа. Гл. звеном воен. реформы в России стал закон от 1 янв. 1874 о всеобщей воинской повинности. Рекрутские наборы отменялись. Призыву на действительную службу подлежали все мужчины по достижении 21 года. Срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках и 7 лет на флоте, затем военнообязанных переводили в запас. Для лиц, окончивших ср. и высш. учеб. заведения, сроки службы сокращались. Карелы и вепсы отбывали воинскую повинность, как и ранее рекрутскую, наравне с русскими.

Лит.: Мухин Н. П. К 20-летию Петрозаводского окружного суда. Петрозаводск, 1915; Бузин В. И., Левитский С. А. История Олонецкого земства: Дореформ. период и введение земских учреждений. Петрозаводск, 1917; История Карелии с древнейших времен до наших дней / Под общ. ред. Н. А. Кораблева, В. Г. Макурова, Ю. А. Савватеева,М. И. Шумилова. Петрозаводск, 2001; Ефимова В. В. Петрозаводское самоуправление (1870―1918). Петрозаводск, 2004.

Н. А. Кораблев