В Карелии продавали втормет за границу, не платя рабочим по полгода

Ровно 20 лет назад три дня бастовали рабочие закрытого акционерного общества «Втормет». Общая задолженность по зарплате составляла здесь более полугода. Рабочие сидели в цехе и упорно ничего не делали, демонстрируя начальству неповиновение. До этого были часовые предупредительные остановки работы. Впрочем, по мнению главы предприятия С.Г.Имерлишвили, официальной забастовкой назвать это было нельзя:
Это просто бойкот или саботаж. Просто по своей инициативе они не выходят на работу.
Директор был прав в том, что трудовые споры решаются иначе. Но откуда это знать простым работягам? Этот бойкот он посчитал незаконным. К сожалению, долги по зарплате у нас по закону в те годы не преследовались. Когда выяснилось, что обещанные долги за март сотрудникам предприятия так и не выплатят, у них кончилось терпение.
Полгода денежек не платят, так как вы думаете — стоит работать или нет?,
- риторически спросил рабочий. Зарплату за март ожидали еще в августе, но подоспел финансовый кризис, обвал рубля, дефолт – в общем, было на что списать неприятности.
Учитывая то, что случился такой обвал рубля, и такое положение в банковской системе, валюта не стала поступать. И мы задерживаем выплаты поэтому. Я сочувствую очень, конечно же, но от меня, к сожалению, ничего не зависит,
- признал начальник «Втормета». Но между тем, как бы тяжело не складывалась ситуация с черным и цветным металлом на мировом рынке, как бы ни упала цена, как бы ни были загружены нашим вторметом финские заводы, работа на предприятии шла, а зарплата нет. ЗАО «Втормет» плотно сотрудничало как с отечественными, так и с зарубежными заводами. С того же металлургического завода в Череповце взять было нечего — только бартер. И надежды были на импорт, как у руководства, так и у рабочих. По словам бастующих, со «Втормета» составы в Финляндию отправлялись регулярно. А на вопрос — где же деньги — начальство всегда отвечало: «На счету денег нет. Все! А вагоны уходят. В месяц мы отправляем по 24, по 26, по 20 — меньше не бывает». Это больше всего возмущало рабочих, которые понимали, что валюта где-то на счетах копится, но до них не доходит. Администрация пообещала, что деньги за отправленный втормет в Финляндию появятся на следующей неделе, поэтому зарплату за март здешние работники должны получить в конце сентября. Но главным требованием бастующих было погасить долги за три месяца и не меньше.
Съемочной группе телеканала «Ника Плюс», архивом которого мы пользуемся при подготовке наших материалов, в сентябре 1998 года довелось побывать в Кондопоге, где они посетили тамошние торговые точки и составили представление о том, насколько нелегко в условиях дефолта удается выживать районам Карелии. Чудесные съемки центра города, где паслись коровы, заставят вас улыбнуться! Вообще, как бы тяжело не было, но в любой ситуации можно найти повод для улыбки и радости. Тем более, что как раз в Кондопоге в некотором отношении было даже полегче, чем в Петрозаводске. Основу рациона питания кондопожан составляли товары местного карельского производства. Цены на них выросли незначительно, а главное — они были на прилавках! Правда, с рынка исчезли практически все лотки, торговавшие импортными макаронами и кофе. Продавцы показали:
Вот там ряд лотков был, и сейчас вообще его нет. Не выгодно, наверное, стало торговать.
Тем не менее, пока петрозаводские базы продолжали исправно снабжать рынок южными фруктами. Не было недостатка и в овощах. «Картофель олонецкий, капусту у нас с совхоза Зайцева привозят. Огурцы — с Тепличного», - расхваливали товары продавцы. Торгово-закупочная паника двухнедельной давности здорово подчистила не только рынки, но и прилавки кондопожских магазинов. К счастью, на комбинате тогда как раз выдали зарплату. «Я по старой цене как набрала, так нынешние цены я и не смотрела. Успела набрать!», - улыбалась покупательница. «Тут расхватывали все подряд. Мы приехали тогда с дачи — хлеба было не найти!», - жаловался пенсионер. Ажиотаж прекратился вместе с ростом цен. Молочные и мясные товары в Кондопогу поставлял Петрозаводск. Яйца и птицу – местная фабрика. Хлеб пекли несколько пекарен. Кстати, цены в Кондопоге были несколько ниже, чем в столице. Так что студенты, приезжающие из петрозаводских вузов на выходные домой, даже старались увезти с собой продуктов чуть ли не на неделю. В остальном же все было, как везде: денег нет, народ злой.
Таким было 21 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности