В Карелии для местной водки — свет красный, для привозной — зеленый
В республиканском управлении федеральной службы налоговой полиции ровно 20 лет назад подвели итоги в сфере контроля за оборотом алкогольной продукции. За десять месяцев налоговая полиция совместно с инспекциями по налогам и сборам и подразделениями министерства внутренних дел провела 740 рейдов. В те годы на алкогольном рынке Карелии действовало 11 аккредитованных предприятий и организаций. Из них — два ликероводочных завода. Как было сообщено на пресс-конференции, каждый из них производил почти по 1 миллиону бутылок в месяц.
В то же время наши сограждане выпивали в те годы еще около ста тысяч бутылок привозной водки. В связи с этим у журналистов возник вопрос о причинах появления на прилавках магазинов водки «Петровская слобода», произведенной в Димитровграде Московской области. Других скандальных случаев с привозной водкой тоже хватало. Заместитель руководителя министерства РФ по налогам и сборам по РК Ольга Бушуева ответила на него так: «Этот вопрос с поступлением данной водки был связан именно с недостаточностью алкогольной продукции на тот момент, когда завод стоял. Согласие предприятие получило — да, вы можете сегодня завозить эту водку, потому что своей водки на территории недостаточно». Кроме ежедневного контроля предприятий-производителей алкогольной продукции налоговыми службами за 10 месяцев было проведено более 2 тысяч проверок предприятий сферы оборота спиртного. В каждом пятом случае выявлены нарушения. Изъято 973 декалитра этилового спирта и 3 тысячи декалитров алкогольной продукции на сумму более 1 миллиона 800 тысяч рублей. В дальнейшем предполагалось ужесточить контроль в этой сфере. По формулировке министерства РФ по налогам и сборам — в целях оживления алкогольной отрасли.
Интерес к данной теме журналистов был не случаен. Ситуация, которая сложилась на местном рынке алкоголя, иначе как тревожной назвать было нельзя. Ведь еще живо было в памяти убийство, которое произошло в мае 1999 года: тогда погиб директор ПЛВЗ «Петровский» Владимир Миронов. Но и других причин для тревог хватало. В то время, как у местных производителей возникали проблемы с реализацией своей продукции, в Карелию завозили водку из других регионов. Ясно было, что передел алкогольного рынка никуда не делся. Сколько потреблялось водки в Карелии, не знал точно никто. Официальные данные разнились в разы. По данным министерства экономики, это более двух миллионов бутылок в месяц. По данным реализации, которыми располагали налоговые органы, это значительно меньше. Оба местных завода производили в общей сложности за тот же период порядка полутора миллионов бутылок.
Сколько завозилось из-за пределов республики, точно сказать сложно. По опять же официальным данным не так уж много. По слухам, к новому году собирались ввести чуть ли не 7 вагонов — то есть порядка 400 тысяч бутылок. Слухи никто не подтвердил. Однако, появление на рынке подмосковной «Петровской слободы» прозвучало для местных товаропроизводителей тревожных сигналом. Заявление контролирующих органов о том, что ее ввезли, чтобы компенсировать простой ПЛВЗ «Петровский», лишь подливало масла в огонь. Директор ЛВЗ «Прионежский» Ю.А.Цунский пояснил: «Когда мы задали вопрос в правительственные органы о том, почему такой большой был поток в республику, то мы получили такой, с моей точки зрения, малоубедительный ответ. Что потребительский спрос перед Новым годом может вырасти. И местные производители не справятся. Но вот мы с вами видим картину — на заводе все есть. И сейчас мы всего в одну смену работаем. При желании мы можем эти показатели резко увеличить. Если не в два раза, то в полтора совершенно точно». «Прионежский» завод попал в довольно сложную ситуацию. На его складах скопилось продукции на более чем 30 миллионов рублей, которую отказывались брать оптовые продавцы. Основная причина отказа, по словам руководства завода, слишком высокая отпускная цена для водки, которая после уплаты всех налогов — местных и федеральных — дешевле стоить и не могла. Однако получалась в итоге дороже, чем привозная водка. На старейшем, «Петровском» заводе ситуация была пока лучше. Продукция уходила в продажу почти сразу. Другое дело, что работало предприятие на половину от возможного на данный момент. Как считал его директор Александр Хромых, с увеличением объемов производства у завода также могли возникнуть проблемы с реализацией. Что же касается роли государства в урегулировании этих процессов на территории Карелии, то на пресс-конференции журналистам там и не удалось получить ответ — существует ли у контролирующих органов какая-либо согласованная политика в этом вопросе.
Таким было 11 декабря ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?