Ленд-лизовскую тушенку времен войны показали в Нацмузее Карелии

В Национальном музее республики состоялся пре-показ предметов из фондов, хранящих воспоминания о событиях войны.
У каждого предмета — своя история, свое боевое прошлое с запахом пороха и радостью Победы.
Это семейный праздник для каждого россиянина, потому что нет у нас в стране семьи, которую не задела бы война,
— сказал директор музея Михаил Гольденберг, открывая пресс-показ.
И действительно: одни сражались на фронте, другие делали Победу в тылу.
Катком прокатилась война по семье Патроевых. Из четверых сыновей домой вернулся только один. Двое сыновей погибли, третий, Егор Иванович, пропал без вести. Причем дважды. Первый раз в начале войны, когда его раненного взяли в плен финны. Но он выжил и даже смог 30 октября 1943 года написать письмо жене из финского плена. Подробнестей не сообщает, но подбадривает родных. Этот документ и подарил музею его сын Владимир Егорович Патроев.
После выхода Финляндии из гитлеровской коалиции Егор Патроев был освобожден из плена, восстановлен в армиии в качестве рядового и по дороге в часть снова пропал без вести. Больше никаких сведений родные о нем не смогли найти, хотя вели поиск все эти годы.
Среди бесценных свидетельств войны и письма Анатолия Николаевича Варфоломеева сестрам из окопов, из госпиталя, с передовой с короткой записью «Заканчиваю. Фриц бомбит». Из этих боев он не вернулся.
Особый интерес вызывает письмо, датированное 9 мая 1945 г. Оно было отправлено солдатом своим сестрам Тароевым, жительницам Петрозаводска. Письмо преисполнено радостью от долгожданного дня Победы , надеждой, что дальше все будет легче.
Среди музейных предмето есть те, которые получены по программе ленд-лиза. Это программа поставок союзниками вооружения, боевых припасов, оборудования, сырья, продовольствия, техники т.д. Посетители увидели меховой комбинезон, лыжные ботинки и даже неиспользованную банку тушенки, которую нашли поисковики, кожаный плащ.... Все это принесли и безвозмездно отдали в музей жители Петрозаводска.
На одном из предыдущих пресс-показов я увидела лен-лизовский кожаный комбинезон летчика, и сказала, что у нас дома есть ленд-лизовский кожаный плащ. Он принадлежал моему свекру Ивану Сергеевичу Малышеву. Спросила директора музея, можно ли его принести в музей?
Музейные работники тщательно рассматривали его, каждый шовчик, поговку, ксверялись со справочниками и... приняли в свои фонды. Я была рада. Он хранился в семье как память о дорогом человеке. Иван Сергеевич умер рано, в 42 года. Расспросить историю появления у него плпща уже нельзя. Но теперь эта вещь может рассказать много других историй, например, о совместной борьбе советский, американских и английских войск против фашистов, о программе ленд-лиза, о том, как тщательго подходили к экиприровке солдат американцы — четыре слоя кожи в плаще на груди — неплохая защита от ножа и пули...